Новгородские древности (выпуск 5). Церковь Рождества Христова на Красном поле
Мы продолжаем проект «Новгородские древности», в котором обновим и дополним новыми данными и фотографиями уже имеющиеся статьи и допишем тексты обо всех древних памятниках архитектуры на территории области. И эта «оцифровка» новгородских древностей и истории их изучения – только первая часть проекта. Проект «Новгородские древности» реализуется при поддержке Новгородского государственного университета, губернатора Новгородской области, а также в рамках приоритетного регионального проекта Новгородской области «Город-Университет».
Если вы едете в Новгород на машине из Москвы, то вас по дороге встретит монумент с танком Т-34, рядом с которым есть повороты направо и налево. Направо – к храму Успения на Волотовом поле, налево – к храму Спаса на Ковалеве и дальше, к Нередицкому Спасу и Рюрикову Городищу. С этого момента, собственно говоря, и начинается Великий Новгород. Впрочем, средневековая граница города начнется позже – когда вы въедете в черту Окольного города – земляных валов, проехав сквозь которые, вы окажетесь на прямой к мосту через Волхов. И почти все гости города проезжают этот маршрут, не зная, что незадолго до валов Окольного города, они проезжают, не видя, уникальный храм XIV века с потрясающей росписью и удивительной судьбой. Сегодня мы расскажем о храме Рождества Христова на Красном поле (на кладбище).
Фото: Алексей Паевский, июль 2020 года
Как пишут специалисты, с 1380-х по 1420-е годы – время расцвета Новгородской республики – в Новгороде построили около полусотни каменных храмов, лишь небольшая часть которых дошла до наших дней, сохранив свой облик и фресковое убранство. «Но и эта часть столь значительна, что превосходит все наследие других древнерусских городов, оправдывая сравнение Новгорода с итальянской Флоренцией», — пишет крупнейший знаток новгородской живописи Татьяна Юрьевна Царевская. И одной из жемчужин, составляющих ожерелье славы новгородского зодчества и живописи стала церковь Рождества Христова.
Самое раннее упоминание о монастыре Рождества Христова в Новгороде – сравнительно позднее. В тексте XVII века, «Житии семи Алфановых братьев, Сокольницких чудотворцев» монастырь упоминается под 1162 года. Более достоверные сведения о предыдущем храме Рождества Христова мы видим по 1226 годом. Новгородская Первая летопись сообщает нам: «В лето 6734… Приде князь Ярослав в Новгород… Тогда поставиша церковь святого Рождества Христова». Летопись не сообщает, был ли храм деревянным или каменным, но некоторые историки архитектуры говорят, что в ранних летописях глагол «постави» использовался в применении к деревянным храмам, а «създа» (от «здо» — глина) – к каменным. Но, разумеется, как сейчас принято говорить, #этонеточно.
Фото из книги: Грабарь И.Э. «История русскаго искусства».М 1910-1913
Уже тот храм был связан с общими могилами (скудельнями) для умерших в голод или эпидемии. Та же летопись упоминает храм под 1230 и 1255 годами: «В лето 6738 … и поставиша другую скуделницю на поли, конець Чюдиньчеве улици, и бысть та полна, в неи же числа несть: а за 3-ю поставиша на Колени, за святым Рожествомъ, и та же бысть пълна…», «В лето 6763… И поставиша Новгородци полкъ за Рожеством Христовомъ в конци…». Эти сведения точно не говорят, где был храм-предшественник.
Нынешний храм был построен в 1381-1382 годах за Окольным городом Торговой стороны на Красном поле (то бишь – красивом, см. «Красная площадь» и красный угол в избе). Новгородская Третья летопись сообщает о закладке храма: «В лето 6889 … заложиша храм каменной Рождество Христово, на поле». Новгородская Четвертая – о его достройке год спустя: «В лето 6890 свершиша церковь камену, святое Рожество, на поле».
Поминальная книга – Синодик – храма, сохранившаяся в рукописи XVIII века, упоминает в качестве основателя храма великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Татьяна Царевская приводит и другие имена «строителей» (а правильнее – устроителей), людей, оплачивавших переделки и ремонты храма с начала его существования – это новгородцы Андрей, Геронтий, Константин, Вениамин, Кирилл, Трифон, Аркадий, Иосиф, Варлаам, Павел, Харитон, Онуфрий и Александр.
Несмотря на то, что храм был основан Дмитрием Донским, уже через пять лет после его основания от Дмитрия Донского он (а точнее, монастырь, главным храмом которого он был) и пострадал: собственно говоря, первое упоминание о монастыре Рождества на Красном поле – это 1386 год, когда Дмитрий Донской разругался с Новгородом и пошел на него походом, а новгородцы сами сожгли ряд пригородных монастырей (в том числе и Ковалевский, например), при подходе князя. Впрочем, через два года его настоятель, игумен Афанасий, уже был кандидатом для избрания на архиерейскую кафедру Новгородской республики (де факто – главы Новгорода) наряду с игуменами монастырей Благовещения и Хутынского.
В 1422 году монастырь снова стал местом погребения многих новгородцев – тогда тысячи жителей великого города умерло от голода. То же было и в 1571-1572 годах. Более того, монастырь издавна был местом погребения безвестных людей, нищих, убитых и даже казненных. Это называлось «убогий дом».
В 1547 году и монастырь, и сам храм пострадал от пожара: «Того же лета, в Петров пост… загорелося у Рождества Христова на поле, у манастыря, за меншими вороты, в улке от сараев с поля, у медника, и поиде огнь в монастырь, и згоре трапеза с церковью, и Рождество Христово церковь огоре, и колоколница згоре, и колоколы опустились (…) и в манастыре осталось келей 6, а ис церкви иконы и книгы вся выносиша, а строена же была церковь с трапезою превелика, трапеза 7 сажень, а церковь – 4 сажень, а священа бысть за год до пожару сего…». Новый пожар был и в 1572 году.
Что же из себя представляет храм? Это типичный новгородский храм второй половины XIV века – небольшой, четырехстолпный, с квадратыми в сечении столбами, крестово-купольный храм с одной невысокой апсидой. Основной объем чуть вытянут по оси «запад-восток» — его план 14,4х10 метров. С запада к храму примыкает пристройка 1829 года.
Стены – как сейчас, так и в древности – оставлены неоштукатуренными, каменные блоки затерты розоватой обмазкой. Очень простые фасады делятся на три части лопатками, храм имеет два входных портала – западный и южный, окна расположены в два яруса и заглублены в ниши с полукруглым завершением – за исключением верхнего окна среднего прясла северного фасада, ниша которого завершается щипцом. Когда-то храм имел трехлопастное завершение фасадов (как, например, в церкви Федора Стратилата на Ручью), которое сейчас заменено на восьмискатную крышу.
Снятие с креста. Фреска северного свода
Судя по всему, храм был расписан не сразу после постройки, а лет через 10-15 – в последнем десятилетии XIV века – об этом говорит и стиль живописи, и то, что древнейший слой штукатурки, найденный на стенах храма, средов росписи не имеет. Его поверхность покрыта насечками, которые делались при подготовке храма под роспись, а сверху – новый слой штукатурки с фресками.
Часть фресок погибла при пожаре и при перестройках, а в 1827 году сохранившиеся участки росписи были забелены (по счастью, не сбиты) и записаны масляной краской.
Летом 1912 года реставратор-иконописец Павел Юкин произвел первую расчистку фресок, с которой и началось ее научное изучение. Очень скоро стало ясно, что храм сохранил уникальный фресковый ансамбль, подлинное значение которого было раскрыто только в ХХI веке Татьяной Юрьевной Царевской.
Архангел Гавриил из Благовещения
Вот что она пишет в своей статье 2022 года: «Искусство ведущего мастера не несет на себе «светского» следа западных влияний, которыми было проникнуто придворное искусство моравской Сербии. Ориентируясь в своих художественных приемах и изобразительных схемах на старую академическую традицию и имея богатый арсенал классических образцов и схем, мастер Рождества на Поле принадлежал той линии искусства конца XIV в., которая находит больше соответствий в живописном и образном строе росписей Афона. Появление такого изографа в Новгороде в самом конце XIV в., учитывая интенсивные связи в этот период с монастырями Святой Горы, как допустил и Л. И. Лифшиц , представляется вполне вероятным. Его индивидуальный стиль, основанный на классической традиции, стал одним из первых предвестников новых путей, по которым пошло развитие русской живописи в следующем столетии».
Общий вид западной стороны росписи
Так или иначе, судя по всему, в храме Рождества творил великий художник, как бы не равный по величине своего таланта Феофану Греку, хотя и гораздо более сдержаннный.
Интересно, что уникальный фресковый ансамбль мог бы и не дойти до наших дней. Дмитрий Сергеевич Лихачев в книге «Раздумья» приводит такую историю:
«В церкви Рождества на Кладбище с великолепными и малоизученными фресками обнаружили при реставрации в верху алтарной апсиды огромный снаряд. Концы снаряда были видны и снаружи, и внутри. Вызвали саперов. Они сказали: «Единственный способ — взорвать на месте. Иначе обеспечить безопасность нельзя». Реставраторы чрезвычайно взволновались: «Но погибнут фрески!» Как всегда в чрезвычайных случаях, тут же оказались два мальчика. Услышали, что взрывать будут утром. И вот, когда утром приехали саперы, снаряда не обнаружили. Мальчики за ночь вытолкнули снаряд наружу. Он упал на мягкую кладбищенскую землю и, к счастью, не взорвался». Что это, как не чудо?
К счастью, памятник дошел до наших дней и продолжает изучаться. Мы очень надеемся, что Татьяне Юрьевне Царевской – главному исследователю этого памятника и его живописи – удастся довести до завершения монографическое исследование храма Рождества на Красном поле.
Алексей Паевский
10 ноября 2023 г.
Источник: "Российские древности"
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии