Новгородские древности: Спасский собор Спасо-Преображенского монастыря в Старой Руссе

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Ансамбль храмов монастыря. Фото: Алексей Паевский / russianold.ru

Сегодня в рамках нашего проекта «Новгородские древности» мы отправимся во второй по величине город области к самому «многослойному» памятнику города и, по словам Владимира Ядрышникова – одному из самых сложный по своей строительной истории в новгородском зодчестве, храму, в котором мы можем найти детали XII,XV и XVII веков – как снаружи, так и внутри. Речь сегодня пойдет о Спасском соборе Спасо-Преображенского монастыря в Старой Руссе.

Проект «Новгородские древности» реализуется при поддержке Новгородского государственного университета, губернатора Новгородской области, Новгородского музея-заповедника, а также в рамках приоритетного регионального проекта Новгородской области «Город-Университет».

Сам монастырь – одна из древнейших обителей в Новгородской земле и точно старейшая в Старой Руссе. Новгородская первая летопись отмечает его создание под 1192 годом: «В то же лето в Русе сърубиша церковь на острове, Мартурии игумен, в имя святого Преображения, и створи и бысть прибежище крьстьяном». Так что сам моныстырь – ровесник новгородского Хутынского монастыря. Годом позже Мартирий Рушанин избирается (по жребию) на владычную кафедру самого Великого Новгорода. 

Называли этот храм, а затем и монастырь, «в Русе на посаде», и географически на острове он никогда не находился. Такое описание возникло либо из-за того, что в городе целая сеть речушек и ручьев впадает в Полисть, либо он имел значение «отдельно стоящий, обособленный участок» или «участок леса» (как Черноостровский монастырь в Малоярославце, или как Лосиный остров в Москве, которые тоже со всех сторон водой не окружены).

Публикуется по Ядрышников В.А. Архитектура Старой Руссы XII – начала ХХ века. М.-СПб. 2010 год.

Увы, о самом монастыре в первые века его жизни мы знаем очень мало. Как пишет автор монографии об архитектуре Старой Руссы Владимир Алексеевич Ядрышников (к слову, прекрасная книжка, изданная микроскопическим тиражом в 800 экземпляров), «вплоть до XVII в. мы не располагаем никакими сведениями о составе построек, их облике (кроме главного храма), планировке ансамбля, экономическом положении обители».

Тем не менее, мы знаем, что в 1198 году – видимо, после выжегшего весь город пожара – в монастыре появляется «самый многослойный и один из самых сложных по своей строительной истории в новгородском зодчестве» памятник.

Ансамбль храмов монастыря. Вид с запада. Фото: Алексей Паевский / russianold.ru

«Заложи церковь камяну в Русе святого Преображения боголюбивыи архепископ Мартурии, нацяша делати месяца маия в 21, а коньцяша месяця июля 31, на святыя Улиты, и святи церковь на Успение святеи Богородици, и створи праздник честьн и служьбу створи», – читаем мы в Новгородской Первой летописи.

Специалисты отмечают скорость строительства и пишут, что как раз такое «скоростное страительство» в основном приходится на время правления Мартирия (те же храмы Кирилла на Нелезене, Спаса на Нередице).

Постройка Мартирия была средняя по размеру (16,4х13 метров в плане), трехапсидная и четырехстолпная, с трехчастным членением фасадов лопатками, двумя (но возможно, и тремя входами). Однако в середине XV века при архиепископе Евфимии храм был разобран почти до земли и, как это принято по массированной программе «реновации» Евфимия, возведен «на старой основе». Впрочем, натурные исследования показали, что фундаменты и нижние участки стен на высоту до 1,8 метра сохранились от XII века. Так что сейчас в храме можно увидеть даже некоторые фрагменты фресок того времени.

Исследования позволили установить форму восточных столбов – они имели Т-образную форму, а также наличие западного притвора (впрочем, он мог появиться через некоторое время после постройки основного объема, поскольку выстроен из такого же материала, но без перевязки с кладкой западной стены). В алтаре удалось найти следы нарядного пола из квадратных керамических поливных плиток размером 10х10 сантиметров (такие полы были распространены в основном в Южной Руси, хотя встречаются и в Новгороде).

В 1984 году реставраторы обнаружили в шурфе у северо-западного угла храма остатки лестничной башни, которая внутри была круглой (диаметром 290 сантиметров), а снаружи – квадратной.

Ядрышников пишет: «Наличие лестничной башни затрудняет реконструкцию первоначального облика памятника. Сохранившиеся в Новгороде башни имеют не только функциональное, но и декоративное значение и какой-то еще не совсем понятный идейно-религиозный смысл: все они архитектурно выделены, повышены и увенчаны главой с крестом. В двух случаях в верхней части башни существовал придел или молельня, а над противоположным углом здания (видимо, для уравновешивания композиции) поставлена дополнительная глава, что функционально не требовалось (соборы Антониева и Юрьева монастырей). Возможно, то же могло иметь место и в Русе, в таком случае здесь стояла уменьшенная копия древнего трехглавого новгородского собора».

Может быть, в первой трети XII века в Русе была построена еще более ранняя каменная церковь – Бориса и Глеба, утраченная после шведской оккупации. Может быть, строитель Спасской церкви XII века ориентировался и на нее – кто знает. В любом случае, как пишет тот же Ядрышников, «надежных данных слишком мало для научной реконструкции Спасского храма» на то время. Хотя варианты, конечно, предложить можно.

Часть фасада, отреставрированная на середину XV века. Фото: Алексей Паевский / russianold.ru

Другое дело – храм после 1442 года, когда последовала перестройка храма «на старой основе». Новгородская Первая летопись сообщает: «Того же лета постави боголюбивыи архиепископ Новгородчкыи владыка Еуфимеи святого Спаса Преображение в Русе, на старой основе, а быша пособници новгородци и рушани, и свершена бысть семтября месяца в 13 день… и свяща ю сам на праздник Въздвижения честьнаго креста…». Этот храм сохранился на высоту сводов, и архитектор Тамара Викторовна Гладенко составила реконструкцию облика главного рушанского храма на XV век. Как мы видим, храм несколько похож на новгородские церкви Власия и Петра и Павла в Кожевниках.

Ядрышников отмечает и новшества, которые появились, скорее всего, именно в нашем памятнике: разделение здания деревянным перекрытием на два этажа, устройство порталов второго яруса для входа в собственно церковь, устройство деревянных крылец, ведущих к этим порталам, появление нижнего ряда окон для освещения подцерковья, ликвидация хор, видоизменения декора. Эти находки потом проявились в храмах Двенадцати Апостолов на Пропастех, Симеона Богоприимца Зверина монастыря и иных.

Затем монастырю пришлось пережить шведское разорение – и восстановление после него. Судя по всему, в 1628-1630 году сам храм в очередной раз был возобновлен и перестроен, а в монастыре появилось еще два каменных храма и колокольня, речь о которых еще впереди.

При восстановлении главный храм снова был кардинально переделан: все верхние части были разобраны и возведены заново (барабан, своды, арки), надложены западные столбы и углы четверика, вместо трехлопастного перекрытия сделано палаточное. В результате появился некий стилевой гибрид памятников XV и XVII веков. А в 1690-х годах здание ждал еще один, четвертый строительный этап, в ходе которого стены были надложены и выведены под прямой карниз, сделана четырехскатная кровля, отдельные окна были расширены и выделены богатыми наличниками, другие окна вообще заложены.

Публикуется по Ядрышников В.А. Архитектура Старой Руссы XII – начала ХХ века. М.-СПб. 2010 год.

Публикуется по Ядрышников В.А. Архитектура Старой Руссы XII – начала ХХ века. М.-СПб. 2010 год.

В годы войны храм пострадал достаточно сильно, но «не катастрофично», как пишет Ядрышников – и в период с 1961 по 1973 годы был отреставрирован в основном в формах на XVII век, но с сохранением разных элементов: «на южном и восточном фасадах – XV в., начала и конца XVII в., на западном – XV и начала XVII в., на северном – XV, XVII и XIX столетий».

После реставрации в здании разместился старорусский краеведческий музей – к слову, отличный. А об остальных храмах монастыря мы расскажем в наших новых выпусках «Новгородских древностей».

Алексей Паевский
11 мая 2024 г.

Источник: "Российские древности"