"Новая инквизиция тульских миссионеров и Дворкина" перечеркивает диалог Церкви с ищущими, неопределившимися людьми.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Известный сектовед Александр Дворкин на сайте информационно-консультативного центра имени Священномученика Иринея Лионского выступил с открытым письмом игумену Сергию Рыбко, выступившему в защиту Бориса Гребенщикова, над которым в Миссионерском отделе Тульское епархии устроили идиотский самосуд, совершенно контрпродуктивный в контексте того, что Борис Борисович медленно, но верно движется в сторону Православия (если же целью "линчевателей" было спровоцировать антицерковную истерику у Гребенщикова с целью доказательства своей "правоты", то тогда эта тульская глупость граничит с изменой делу Церкви).

В своём открытом письме профессор Дворкин не только высказывает свои "недоумения" отцу Сергию и поддерживает тульский демарш, но достаточно прозрачно намекает на необходимость... публично анафематствовать Гребенщикова подобно тому, как Церковь в своё время отлучила Льва Толстого.  Такой вывод можно сделать из проводимой известным сектоведом аналогии с Толстым.Мало того,по словам Дворкина, БГ гораздо
опаснее Толстого "по степени влияния на умы при вездесущности современных СМИ".   Нападки профессора Дворкина в адрес Гребенщикова и Рыбко, как и следовало ожидать, нашли поддержку на криптораскольнических антипатриарших СМИ, таких, как "Русская народная линия" и "Благодатный огонь", со страниц которых не переставая льются потоки отборной грязи и клеветы в адрес Святейшего Патриарха Кирилла, Митрополита Волоколамского Илариона, о.Всеволода Чаплина, протодиакона Андрея Кураева, того же отца Сергия и других выдающихся людей нашей Церкви.

Поддержали известного сектоведа и... сторонники автокефалии, т.е.-отделения Украинской Православной Церкви от Московской Патриархии.
И это не первая серьезная ошибка Александра Дворкина- первой были высказанные им в слова поддержки "оранжевой революции" на Украине.
Дворкин заявил о том, что в "оранжевой революции" на Украине "нет ничего плохого" в 2007 году, когда уже были видны результаты антицерковной политики "оранжевых". В какой бы ситуации ни были сказаны эти слова, они по сути означают оправдание, легитимацию гонений на каноническую Церковь на Украине, фальсификации истории, героизации нацистских колаборационистов и преследования русского языка. Кроме того,это и в правовом плане неграмотно, так как Конституция Украины не предусматривает переголосования второго тура, которое привело к власти Ющенко.Это переголосование нельзя именовать иначе, нежели государственный переворот.
 
Профессор Дворкин-это 90-е годы нашей Церкви.Тогда во многом благодаря его усилиям захлебнулась экспансия в нашу страну деструктивных культов и тоталитарных сект, его работы по сектоведению, при всех их несовершенствах, до сих пор являются добрым подспорьем для многих, кому небезразлична судьба Русской Православной Церкви и религиозного будущего нашей страны.

Но сегодня:
а) не "лихие девяностые"...
б) заслуги не являются индульгенцией.
Для начала отметим, что аналогия со Львом Толстым в случае Бориса Гребенщикова неуместна : Толстой был воспитан как православный человек в православной стране, Гребенщиков родился в стране, где атеизм господствовал, как идеология.
Лев Николаевич-отступник от Православия, Борис Борисович-богоискатель.Лев
Толстой прямо отвергал Церковь, надругался над Священным Писанием и
Божественной Литургией, Борис Гребенщиков относится ко всему, связанному с
Православием, с величайшим благоговением.В отличие от того же буддизма, в
частности-течения "Карма Кагью": в текстах "буддийских" песен БГ на поверхности лежит ирония и достаточно фривольное отношение к буддизму и "кармаповцам" (яркий пример-песня "Русская нирвана" ).

И, как видно из интервью Гребенщикова, именно почерпнутое у православных
искажённое представление о Православии, как о "пути отрешения от мира, пути аскезы с двадцатилетним затвором в монастыре",где "можно лишь страдать" и привели в свое время БГ в объятия секты Оле Нидала.Заметим, произошли эти события в начале девяностых."Гребенщиков-2009" -это конечно же "каша в голове", но "каша" эта излечивается катехизацией и вовлечением в церковную жизнь: ведь только подлинная церковность может вытеснить из жизни Бориса Гребенщикова какие-либо догматические заблуждения.
А сегодня на дворе-год 2011.
 
Толстой ушел из Православия и охаял Св. Церковь, а Борис Гребенщиков идет в сторону Церкви, а не от Нее. Александр Леонидович выражает удивление обращением отца Сергия Рыбко к руководителю и сотрудникам Миссионерского отдела Тульской епархии по поводу "суда" над Борисом Гребенщиковым.А мы не перестаём удивляться другому. Почему профессор Дворкин призывает публично анафематствовать нуждающегося в элементарной катехизации богоискателя Бориса Гребенщикова, и просто не замечает прекрасно разбирающихся в православном богословии сектантов навроде Лурье и Солдатова, своими публикациями на сектантском портале "Кредо" вводящими в соблазн множество людей? Почему не обращает внимания на раскольническую секту оптинского иеромонаха Василия Мозгового (в простонародье именуемой сектой "васильков") ? Почему не призывает он анафематствовать прекрасно разбирающихся в православном богословии и канонах идеологов и авторов клевещущей на Священноначалие нашего родного Московского Патриархата "Русской народной линии"-Степанова, Рогозянского, Семенко и иже с ними? Дворкин подменяет два разных жанра: борьбу с тоталитарными сектами и диалог среди ищущих людей. Да, БГ много заблуждался и, надо полагать, в некоторых вопросах до сих пор заблуждается и мог соблазнить кого-то своими высказываниями, но неправда Дворкина в том, что профессор умалчивает тот факт, что Борис Борисович, при всех его заблуждениях, позаботился о том, чтобы вернуть в Православие молодёжь.Вспомним концерт "Рок к небу", организованный во дворце спорта "Юбилейный" Санкт-Петербургской митрополией, поддержку введения ОПК в школах,его слова,адресованные им соблазнённым людям, когда он, не вдаваясь в доктринальные расхождения, обратился к заблуждающимся (возможно,благодаря ему), заявив,что русские должны быть православными. Для людей, не разбирающихся в богословии, это-аргумент. Странно, что профессор Дворкин не заметил этих веских фактов. И  судилище, подобное тульскому, приводит к тому, что как сам БГ, так и миллионы молодых людей не дойдут до Церкви, а будут отргнуты по дороге к ней.

Кстати, открытое письмо Дворкина никак не оправдывает тульский "суд": методы борьбы с тоталитарными сектами и диалог с заблуждающимися людьми-это, повторюсь, разные жанры.  Давайте каждый будет заниматься своим делом:сектоборцы будут бороться с сектами, а вести диалог с интеллигенцией, с богоискателями и воцерковляющимся людям будут отцы Андрей Кураев и Сергий (Рыбко). Представьте себе Святителя Филарета (Дроздова), который бы вместо того, чтобы вступить в диалог с Пушкиным, начал бы устраивать судилище, подобное тульскому! Святитель Филарет не был идиотом, и в итоге, благодаря его миссионерскому такту мы, православные, считаем Пушкина своим. Хотя Гребенщикову далеко до раннего Пушкина: БГ хотя бы не богохульствовал. Отцы Андрей Кураев и Сергий (Рыбко) идут путём Свт. Филарета, и правильно делают. И совершенно прав dialoginov , отвергающий полумиссиофобию :мол, "мы воцерковили пару рокеров, пару художников и переходим к суду над всеми и вся".  "Православный 37-й год" ущербен и как теория, и как практика.  Нам нужна именно апологетика, именно диалоги с заблуждающимися, которых ещё
очень много в нашей стране.Если мы будем судить их, а не "миссионерить"-мы превратим миллионы людей в антиклерикалов.  Поэтому нам предстоит миссия, тысячи диспутов, много часов переписки и бесед, но бесед миссионерских, а не прокурорских.

"Прокурорство"типа суда над Гребенщиковым -это проявление "халявы", когда человек ищет себе работёнку полегче, пытаясь вместо длительного и кропотливого труда устроить эффектный "разлёт попкорна", подобное горе-"инквизиторство", как мы уже отметили, не приобщает заблуждающихся к Церкви, а бьёт по православным миссионерам, которые умеют обращать и успешно обращают, что мы и видим.  Отношение к отцу Сергию (Рыбко) -это один из маркеров, это отношение к  миссии.  БГ-представитель крещённого, но непросвещённого поколения. Так давайте осудим всех его представителей!  А может, всё-таки миссию и катехизацию ввести? Когда будет невозможно принять Cв. Крещение без катехизации, то после этого и можно будет говорить об отлучении тех, кто, сознательно крестившись, зная веру Церкви, отрекся.

А отлучать и судить Гребенщикова - смешно, ибо он - представитель крещеного без катехизации поколения. Если уж его отлучать, то надо отлучать большинство населения нашей страны, которое, считая себя православным, может спокойно верить в "эру Водолея". Поэтому вместо отлучения логично развить общецерковную "внутреннюю миссию", просвещать, а не судить людей.  Только не подумайте, что мы против отлучения от Церкви в тех случаях, когда это оправданно. Вот, например, господа Солдатов и Лурье. В отличие от ищущего БГ, это - сознательные вероотступники, прекрасно знающие догматику и канонику и сделавшие свой выбор в пользу зла, борьбы с Церковью и действительно соблазнившие многих. Вот в их отношении "пора бы и власть употребить", крещены-то эти отступники в Русской Православной Церкви!

А пока "судьи" над БГ и нападающие на замечательного миссионера о. Сергия (Рыбко) сделали бесплатный подарок всем антицерковным журналистам, всякая там "свободная пресса" уже зубоскалит по поводу "инквизиторов из РПЦ", делая вид, что не существует таких достойных пастырей, как вышеупомянутый игумен Сергий.

Так что же делать с БГ и остальными кандидатами на "суд тульских "миссионеров"?  Лучший выход из создавшийся ситуации - это возрождение Религиозно- философских собраний, на который митр. Сергий (Страгородский) приглашал людей с очень серьезными "тараканами" в голове, Зинаиду Гиппиус, Мережковского , Розанова.  И благодаря этим Собраниям не только воцерковитлись некоторые интеллектуалы , они, как и созданное впоследствие Религиозно-философское общество и сборник "Вехи" оказали серьёзное влияние на русскую интеллигенцию, породили плеяду выдающихся русских философов и богословов, таких, как С.Франк, П.Струве, Н.О.Лосский, А.Карташев, о.П.Флоренский и многих других, а представители следующего, рождённого "Вехами" поколения-м.Мария Скобцова и Илья Фондаминский-в годы войны сподобились мученических венцов.  И пусть на этих собраниях о. Сергий просвещает БГ, другие  отцы и миряне- других богоискателей. Вот тогда антицерковники уйдут, не солоно хлебавши, а Церковь развернет диалог с интеллигенцией, современными интеллектуалами.
 
Игорь  Голиков