НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

– Конституция Российской Федерации;
– Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125- Ф3 (в ред. Федерального закона от 26.03. 2000 № 45- ФЗ);
– Федеральный закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 № 3266 - 1 (в ред. Федерального закона 13.01.1996 №12-Ф3, от 16.11.19976 №144-Ф3, от 20.07.2000 №102- ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ;
– Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодателоьные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
– Письмо министерства образования РФ от 19 марта 1993 г. №47 /20—11п «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации;
– Письмо министерства образования РФ от 4 июня 1999 г. № 14-53-281 ин/14-04. «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
– Письмо Минобразования РФ от 16 июля 2000 г. №549/28-16 «О запрещении деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений»;
– Приказ министерства образования РФ №2833 от 01.07.2003 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ»;
– Письмо Минобразования РФ от 13.02.2003. №01- 51-013/ин о примерном содержании курса «Об изучении в школах «Основ православной культуры»;
– Письмо Министерства образования РФ от 22.10.2002 № 14-52 87 ин/16 «О примерном содержании курса «Основы православной культуры»;
– Договор о сотрудничестве министерства образования и науки Нижегородской области и Нижегородской епархии Русской Православной Церкви от 16 декабря 2003 г.
– Письмо Министерства образования Нижегородской области «О религиозном образовании и воспитании в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» № 27-01-24/1623 от 17.08.2004 г.


ФРАГМЕНТЫ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО РЕЛИГИОЗНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(принята всенародным голосованием)

Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 12
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Статья 14
1. Российская Федерация светское государство. Никакая из религий не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 17
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 19
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод чело века и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлёжности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь или распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Статья 44
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
от 1992 года (с последующими изменениями и дополнениями)

Преамбула:
Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Статья 2 Принципы государственной политики в области образования
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Статья 14 Общие требования к содержанию образования.
2.Содержание образования должно обеспечивать:
адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества;
формирование духовно-нравственной личности.
5.Содержание образование в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерным основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами.


ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ»

Преамбула:
Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений; основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством; признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры; уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России; считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный Закон.
Статья 3 Право на свободу совести и свободу вероисповедания
1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных объединениях.
2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
5. Никто не обязан сообщать о своём отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии.
Статья 5 Религиозное образование
Части 1 и 4 предусматривают и права граждан на обучение религии как таковой. Это оказывается возможным по просьбе родителей, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления: учреждение «предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы». Содержание Статьи 5 здесь не приводится, так как непосредственного отношения к нашему курсу она не имеет: учебный курс «История религиозной культуры» имеющий познавательную историко-культурологическую концепцию, не относится к области «религиозного образования» или обучения религии предполагающего практическое участие в религиозных культах.


КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Статья 12
Часть 1. Государства-участники обеспечивают ребёнку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребёнка...
Статья 13
Часть 1. Ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение...
Статья 14
Часть 1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии...
Часть 3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только тем ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка (orde public), нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц...
…Дети имеют право разговаривать на своем языке, исповедовать свою религию и пользоваться своей культурой.


ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ от 17.08.2004 г. № 27-01-24/1623
О религиозном образовании и воспитании в государственных и муниципальных образовательных учреждениях


В связи с поступающими из муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений вопросами о преподавании курса «Основы православной культуры» в образовательных учреждениях и православном воспитании в детских дошкольных учреждениях доводим до Вас следующую информацию.
В соответствии с пунктом 3.1.9. раздела 3 договора о сотрудничестве министерства образования и науки Нижегородской области и Нижегородской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) «стороны осуществляют сотрудничество по содействию организации преподавания учебного предмета Основы православной культуры» в составе вариативного (по желанию граждан) компонента содержания образования в образовательных учреждениях Нижегородской области». В пункте 3.1.2. данного договора сформулировано другое направление сотрудничества: «Способствовать развитию православного образования и воспитания... как дополнительного и факультативного по желанию граждан в государственных учебных заведениях в рамках действующего законодательства РФ».
Статья 14
Конституции Российской Федерации провозглашает: «Российская федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об образовании» государственная политика в области образования «основывается на следующих принципах:
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях….».
Таким образом, руководители муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений обязаны руководствоваться следующим:
1) все управленческие и организационные решения принимаются на основе действующего законодательства, а не собственных пристрастий или личных интересов. Невыполнение федерального законодательства, законов нижегородской области является грубейшим нарушением в работе руководителя;
2) руководитель несет личную ответственность за соблюдение действующего законодательства при организации дополнительных образовательных услуг (в том числе и бесплатных);
3) управленческая деятельность может строиться только на основе законодательных и нормативных актов, к которым относятся: приказы и инструктивные письма федерального и областного министерств, а так же муниципальных органов управления образованием. Публикуемые в методических изданиях рекомендации, статьи, тематическое планирование, издаваемые методические письма носят рекомендательный характер и могут использоваться в работе образовательного учреждения только после грамотного решения организационно-правовых вопросов. Министерство образования и науки предлагает следующий алгоритм решения организационных вопросов, возникающих при введении в образовательную программу образовательного учреждения учебного предмета «Основы православной культуры».
1. Вопрос о введении в образовательную программу учреждения курса «Основы православной культуры» может инициировать родительская общественность, педагогический Совет или любой общественный орган школьного самоуправления.
В качестве результата данной инициативы руководитель должен иметь решение (протокол) собрания (заседания) того или иного органа самоуправления или письменное заявление обоих родителей на имя школьной администрации (в дошкольных образовательных учреждениях необходимо отразить это согласие в родительских договорах). В этом же заявлении указывается, что ребенок в возрасте от 7 до 14 лет согласен на изучение данного курса по соответствующим программам.
2. В том случае, когда курс «Основы православной культуры» вводится по коллегиальному решению, количество учеников, изучающих данный предмет, не может превышать количество заявлений, написанных родителями. Таким образом, руководитель образовательного учреждения обеспечит реализацию принципа добровольности и не нарушит ст. 28 Конституции РФ, гарантирующую каждому гражданину свободу вероисповедания.
3. Следующим этапом организационной деятельности руководителя является обеспечение учебного процесса необходимыми УМК. Важно учитывать, что для преподавания любого учебного предмета можно использовать только УМК (в том числе и программы), имеющие гриф Минобразования РФ «Рекомендовано» или «Допущено» а также имеющие сертификат областного экспертного совета.
4. Невозможно обеспечить преподавание данного предмета, не имея подготовленных кадров. Поэтому обучение должны осуществляться только учителя, прошедшие соответствующую курсовую подготовку. 5. Только при наличии условий, обозначенных в пунктах 1-4 руководитель должен грамотно выбрать форму организации изучения курса «Основы православной культуры». В соответствии с договором о сотрудничестве министерства образования и науки Нижегородской области и Нижегородской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и письмом министерства образования РФ от 13.02.03. Г1в 01- 51-013 ин курс «Основы православной культуры» не является и не может быть обязательным.
6. Наиболее приемлемой формой организации преподавания является факультативный курс. В дошкольном образовательном учреждении преподавание может осуществляться как в виде самостоятельного курса, так и в виде отдельного блока других образовательных программ.
Наименее предпочтительной формой организации преподавания является включение основ православия в учебный план как предмета школьного компонента из числа предметов по выбору. В этом случае предмет становится обязательным для учащихся всего класса, должен быть оценочным, что нарушает принцип добровольности.
7. После выполнения всех рекомендаций и прежде чем на практике курс «Основы православной культуры» займет свое место в образовательном процессе, администрация образовательного учреждения должна учитывать, что возможность обучать детей основам религии необходимо отразить в уставе образовательного учреждения (согласно ст. 13 Федерального закона «Об образовании»).
Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 5, п. 4) разрешает администрации школ по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления
предоставлять по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательных программ.
В данном случае речь идет об имеющихся просьбах со стороны священнослужителей обучать детей религии. Под предоставлением возможности обучения детей религии понимается предоставление муниципальным образовательным учреждением конкретной религиозной организации возможности использовать помещения данного образовательного учреждения для проведения занятий по обучению религии за пределами образовательных программ в согласованное обеими сторонами время на безвозмездной основе. В данном случае руководитель образовательного учреждения должен учитывать, что:
1) просьба конкретной религиозной организации о предоставлении ей возможности в данном образовательном учреждении обучать детей религии оформляется официальным письмом руководителя (главы) религиозной организации;
2) к этому письму должны быть приложены копии устава, свидетельства о государственной регистрации данной религиозной организации в органах юстиции;
3) правом обучать детей религии в муниципальных и государственных образовательных учреждениях не могут пользоваться религиозные организации, имеющие права юридического лица на условиях ежегодной перерегистрации, что оформляется выдачей временного свидетельства (например, Свидетели Иеговы, Христианская Церковь Прославления и пр.);
4) обязательства сторон (образовательное учреждение — религиозная организация) оформляются при наличии лицензии у обеих сторон в виде двустороннего договора;
5) администрация государственных и муниципальных образовательных учреждении согласовывает свое решение с муниципальными (государственными) органами управления образованием.
Учитывая важность поставленной проблемы, просим взять под контроль неукоснительное исполнение нормативных документов при организации работы по религиозному образованию и воспитанию в образовательных учреждениях.
Напоминаем, что вопросы, связанные с развитием православного образования и воспитания в образовательных учреждениях, регулируют следующие нормативные документы и инструктивные письма:
– Конституция Российской Федерации;
– Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125- Ф3 (в ред. Федерального закона от 26.03. 2000 № 45- ФЗ);
Федеральный закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 № 3266 - 1 (в ред. Федерального закона 13.01.1996 №12-Ф3, от 16.11.19976 №144-Ф3, от 20.07.2000 №102- ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ;
– Письмо министерства образования РФ от 19 марта 1993 г. №47 /20—11п «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации;
– Письмо министерства образования РФ от 4 июня 1999 г. № 14-53-281 ин/14-04. «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
– Письмо Минобразования РФ от 16 июля 2000 г. №549/28-16 «О запрещении деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений»;
– Приказ министерства образования РФ №2833 от 01.07.2003 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ»;
– Письмо Минобразования РФ от 13.02.2003. №01- 51-013/ин о примерном содержании курса «Об изучении в школах «Основ православной культуры»;
– Письмо Министерства образования РФ от 22.10.2002 № 14-52 87 ин/16 «О примерном содержании курса «Основы православной культуры»;
– Договор о сотрудничестве министерства образования и науки Нижегородской области и Нижегородской епархии Русской Православной Церкви от 16 декабря 2003 г.

Заместитель министра Е.Л. Родионова

http://www.nne.ru/eparhia.php?id=70&page=884