НИЧЕГО СВЕРХ СИЛЫ. Митрополит Калужский и Боровский Климент

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Если мы хотим избежать горькой участи в вечности, нам не следует относиться к людям бездушно, как это делал богатый человек из притчи о богаче и Лазаре. Подобно этому богачу, у каждого из нас есть возможность проявить немного внимания, чтобы облегчить положение реально нуждающегося человека.

Поблизости всегда есть терпящие нужду, оказавшиеся в несчастье люди. Одни голодны, обездолены, лишены крыши над головой, годами живут без горячей воды и не знают чистой постели. Другие стары и немощны, им трудно обойтись без посторонней помощи и заботы. Третьи тяжело больны, а лечение требует больших затрат, или их ребенку жизненно необходима непомерно дорогая для них операция. Есть отчаявшиеся женщины, особенно молодые, которые от безысходности или безрассудства готовы пойти на убийство своего еще не рожденного ребенка, потому что не находят в окружающих поддержки и понимания.

Но нам нередко кажется, что слишком уж много вокруг «нищих Лазарей». Мы говорим: «Всем не поможешь», — и торопимся пройти мимо, проявляя противное духу Евангелия равнодушие. Как же нам правильно поступать, чтобы не отвергать Христа, взывающего о помощи через любого бедствующего человека (см. Мф. 25, 35—40)?

Сначала надо принять, что в человеческом отношении нуждается любой человек, даже асоциальные личности, или бомжи, которые бесприютно бродят по улицам, просят милостыню у храмов и магазинов, ночуют на вокзалах и в подвалах домов. Пусть даже подавляющее большинство из них сознательно не желают социализироваться в обществе, устраиваться на работу, прилагать хоть малейшие усилия, чтобы что-то изменить в своей жизни.

В разных городах нашей страны работают социальные службы, в том числе и под патронажем Православной Церкви, которые организуют для бездомных бесплатные столовые, пункты раздачи одежды и оказания медицинской помощи. В них нередко работают добровольцы — люди, которым по-настоящему небезразлична судьба этих опустившихся людей. И если мы сами не в состоянии участвовать в работе таких социальных организаций, то по крайне мере можем проявить великодушие и поддержку, а не осуждать их.

Тем более необходима наша помощь, когда речь идет о людях, которые в силу обстоятельств оказались в тяжелой жизненной ситуации и нуждаются в помощи не из-за своей принципиальной асоциальности, а по объективным причинам: когда стихийное бедствие, несчастный случай, тяжелая болезнь приводят к инвалидности, сиротству, нищете и другим бедственным состояниям. Например, глава прежде обеспеченной семьи погиб в аварии, а его жена осталась инвалидом, без родных, но с детьми, которых надо вырастить, дать им образование, поставить на ноги. В этой ситуации от голода никто не умирает, но соответствовать современным стандартам жизни эта семья вряд ли сможет без посторонней помощи. Оставить сирот на одном хлебе с водой будет в той же мере жестоко, как оставить человека вообще без пропитания в те времена, когда проповедовал Христос. А именно так поступил богач в отношении Лазаря.

Мы вряд ли в состоянии помочь абсолютно всем нуждающимся людям, которых в действительности много в нашем обществе, или о которых мы узнаем из интернета, телевидения и других СМИ. Но Господь и не требует этого от нас. Он призывает обратить внимание всего на одного нуждающегося, которого посылает нам, и оказать ему помощь. Христос говорит, что, сделав даже незначительное добро из сострадания, человек не лишится своей награды (см. Мф. 10, 42).

По мнению святителя Григория Нисского, это самая легко исполнимая из евангельских заповедей. Она не требует от нас усилий, превышающих наши возможности. Независимо от того, какая помощь оказана другому человеку — малая или великая, награждается свободное произволение благодетеля и учитывается его мотив. «Если будешь творить добрые дела во имя Божие и по страху Божьему, — писал святитель, — получишь дар светлый и неотъемлемый».

Федор Михайлович Достоевский устами одного из своих героев высказал полезную для нас мысль: любой развитой человек должен иметь своей задачей осчастливить как минимум одно существо, но непременно на деле, то есть конкретно помочь реальному человеку. Так и богачу для «адресной помощи» Господь послал всего лишь одного нищего Лазаря, не принимая в расчет, что средств богача хватило бы на многих таких несчастных. Но богач не воспользовался предоставленной возможностью проявить добрую волю, чтобы хоть в чем-то облегчить жизнь другому человеку, а себя подготовить к благой вечности.

Господь постоянно посылает подобные ситуации всем нам. Надо только стараться замечать их и использовать для обоюдной пользы. Как-то в разговоре с одним врачом-стоматологом выяснилось, что он систематически делает большие скидки нескольким своим клиентам. Это не были его друзья или «нужные» знакомые. «Просто я давно их знаю, — объяснил он, — это трудолюбивые, честные и скромные люди, у них большие семьи, но они не зарабатывают больших денег». Казалось бы, мало ли клиентов у давно работающего врача, зачем ему понадобилось выделять кого-то, к тому же в ущерб себе? Отнесись он ко всем одинаково доброжелательно даже без скидок, его никто бы не осудил. Но этот человек имеет потребность активно проявлять свою сострадательность. Пусть не «всему миру», а конкретным людям, адресно и не напоказ, он нашел возможность помочь, как Самому Христу.

Источник: Вечерняя Москва