Нет, Иисус не был коммунистом. Худиев С. Л.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Сергей Худиев

Председатель Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) Геннадий Зюганов в интервью «Радио КП» заявил, что Иисус Христос был первым коммунистом на планете. Заместитель председателя синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе, в ответ на это заметил: «Не считаем корректным и уместным сравнивать воплотившегося Бога с какими-либо политико-экономическими учениями, включая коммунизм. Однако, напоминаем о том, что двери православных храмов остаются открытыми для верующих представителей всех российских партий».

Этот обмен мнениями обозначает важную проблему, характерную для современного мира вообще — не только для КПРФ. Люди пытаются как-то интегрировать Иисуса в свои, уже сложившиеся системы воззрений, привлечь Его имя для поддержки каких-то позиций, которые они сами сочли справедливыми — идет ли речь об устройстве экономики, миграционной политике или поддержке того или иного участника политического столкновения.

Но Иисус Евангелия говорит о покаянии — все наши системы представлений и ценностей должны рухнуть, и мы должны  обратиться от идолов к Богу живому. Люди ищут смысла жизни, надежды, достоинства, оправдания, единства с другими в самых разных мировоззрениях — среди которых коммунизм занимал не последнее место. Встретить Иисуса — значит обнаружить, что все это мы обретаем в Нем. Мы, как все в мироздании, созданы Им и для Него.

Иисус не был революционером в политическом смысле — и попытки записать Царя Мироздания в революционеры просто безграмотны — но Он совершает в нас переворот намного более радикальный, чем любая революция. Он перестраивает всю нашу жизнь на новом основании, и это основание — Он сам.

То, чем мы занимались до встречи с Иисусом — совсем не обязательно что-то само по себе злое. Симон Зилот, судя по его прозвищу, был террористом (или партизаном, если вы склонны сочувствовать делу антиримского сопротивления), Матфей Мытарь, вероятно, обирал сограждан — но вот другие Апостолы мирно ловили рыбу.

Встреча с Господом полностью переменила их жизнь — она оказалась разрушена и пересобрана на совершенно новом основании. Вы не можете встретить Бога живого и уделить Ему немного места в вашем мире и среди ваших ценностей. Вы принадлежите Ему — и вся ваша жизнь подвергается радикальному пересмотру.

В самом деле, Иисус говорит о Себе, что Он был с Отцом прежде создания мира, и вернется, чтобы судить все народы в последний день — и зачислять Того, о ком Писание говорит как о Господе и Судии мироздания, в какую-либо политическую партию (хоть коммунистическую, хоть какую угодно еще) чрезвычайно нелепо.

Библейский термин «Господь» подразумевает абсолютного Владыку — и вы не можете привлечь Его в качестве союзника. Вы можете только признать Его власть, как Царя и Бога.

Другой вопрос — может ли христианин, человек, переживший такое обращение, быть коммунистом. Это зависит от значения термина. Может ли христианин быть «левым» — то есть поддерживать высокую степень перераспределения общественного богатства и вмешательства государства в экономику? Да; люди могут искренне верить, что именно такая политика будет лучше служить общему благу.

Некоторые говорят о том, что Евангелие учит социализму – или даже коммунизму. При этом ссылаются на осуждение «богатых» и то, что в первоапостольской общине «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян.2:44,45)

Однако, если мы читаем текст подряд, мы обнаруживаем, что ни к революции, ни к принудительному перераспределению богатств, Господь никак не звал. Он советует богатому юноше «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Матф.19:21) но Он не говорит ученикам «раскулачьте-ка этого буржуйчика – и раздадим имение бедным». Фундаментальное отличие этического учения Иисуса от любых социалистических и коммунистических доктрин в том, что в нем полностью отсутствует принуждение.

В самом деле, если человек услышал призыв Божий и раздал свое имущество – он, возможно святой. Но если он раздал ваше имущество, не интересуясь вашим желанием, то это никак нельзя назвать святостью. Если вы «скитающихся бедных ввели в дом свой» (Ис.58:7), то вы можете быть близки к канонизации; если какой-нибудь комитет поселил бедных в вашем доме, а вам лучше помалкивать – то комитет никак не является образцом христианской добродетели.

Христос в Своих притчах упоминает «купцов» и «торгующих»  в предприятия которых надо было вкладывать серебро, в качестве вполне позитивного примера, да и «богатым» достается не за богатство как таковое, а за надменность, самоуверенность и пренебрежение к людям. В некоторых притчах (о работниках одиннадцатого часа, о винограднике) Господь сравнивает себя с владельцем, который нанимает работников.

Таким образом, быть «левым» в смысле экономики можно — но при этом с попытками обосновать такую политику Писанием едва ли можно согласиться.

Может ли христианин быть коммунистом в том смысле, который это слово имело в СССР — адептом идеологии марксизма-ленинизма? Нет. Марксизм-ленинизм — принципиально атеистическая идеология, что ее пропагандисты в СССР не уставали подчеркивать. Во времена «руководящей и направляющей роли» КПСС было очевидно — а кому было неочевидно, тому это разъясняли — что «единственно верное» учение несовместимо с «религиозными предрассудками», и, более того, ведет с ними непримиримую борьбу.

Методы менялись — от физической «ликвидации реакционного духовенства» при Ленине и Сталине до экономического удушения и жесткой дискриминации при Хрущеве, и настойчивой атеистической пропаганды, которую мы еще застали в позднем СССР. Но цель оставалась прежней — в «светлом коммунистическом будущем» не должно было остаться никакой религии.

Но в наши дни твердых адептов марксизма-ленинизма встретить трудно; мы живем в постмодернистском мире, где люди вообще избегают вопроса о том, что является истиной о мире.

Люди ориентируются не на продуманные мировоззрения, а на наборы символов, которые вызывают эмоциональный отклик и дают им возможность как-то обозначить себя, свои отношения с другими и свое место в мире. Они являются «коммунистами» в том смысле, что ностальгируют по СССР, где люди были добрее, а трава зеленее, а страна была огромной и держала весь мир в страхе, и проклинают «либералов», кознями которых мы лишились такого счастья.

Они демонстративно почитают Сталина — но не потому, что привержены идеологии сталинского СССР (к ней они обычно не питают ни малейшего интереса) — а назло «либералам», «бандеровцам», «западу» и другим нехорошим людям. В таком «коммунизме» силен элемент простодушного патриотизма — держава достигла наибольшего геополитического могущества при коммунистах, а конкретно при Сталине.

Если традиционные коммунисты прямо и открыто отвергали Православие — как и любую религию — то этот, если его так назвать, постмодернистский коммунизм, синкретичен и охотно включает в свой набор символов купола, кресты и иконы. Как символы несовместимых мировоззрений уживаются между собой? Отлично уживаются — они конфликтовали, когда за ними стояли различные, и при этом обязывающие, притязания на истину. Постмодерниста истина вообще не интересует — есть ли Бог, как учит Церковь, нет ли Бога, как учит марксизм-ленинизм, это вообще находится за пределами его интересов.

Коммунистов старой закалки неприятно поразил бы тип человека, который вообще не интересуется истиной — но мы живем в мире, где такой тип преобладает.

Может ли христианин быть «коммунистом» в этом, постмодернистском смысле? Нет, потому что христианин вообще не может быть постмодернистом. Истина имеет значение. Истина налагает обязательства. Если истина вас не интересует — вы совершенно определенно не христианин. Мученики умирали, чтобы не отречься от истины.

КПРФ содержит самых разных людей – традиционных марксистов-ленинистов, постмодернистов, у которых в голове одновременно бассейн «Москва» и Храм Христа Спасителя, и левых в смысле близком к западной социал-демократии. Как-то сорганизовать все это в один колхоз – непростая задача, но на выходе получается что-то скорее постмодернисткое.

Сейчас КПРФ выносит на знамя Сталина (имя которого даже КПСС в позднесоветские годы предавало благоразумному умолчанию). Рыночная логика, стоящая за этим, понятна — лицо компании не обязательно должно быть привлекательно, но оно должны быть узнаваемо. Но это лицо отступника от православной веры и ее жесточайшего гонителя. В годы его правления — и с его несомненного соизволения — было замучено и убито множество невинных людей, включая епископов, священников и мирян Русской Православной Церкви. Делать его лицом партии — и одновременно ссылаться на Иисуса, служителей Которого он истреблял — ярко выраженный постмодернизм.

Почти на каждый день в церковном календаре приходится память тех или иных новомучеников — христиан, клириков и мирян, убитых или умерших в лагерях во время коммунистического правления.

Конечно, люди не могут быть ответственны за преступления, происшедшие, по большей части, еще до их рождения. Но они ответственны за свое отношение к этим преступлениям. Прошлое нельзя изменить — но можно решать, что из него выносить на знамя, а что оставить в тени. Советское наследие неоднородно, и в нем можно было бы выделить подлинные достижения и людей, достойных нашей благодарной памяти — воинов, ученых, врачей, космонавтов.

Мы, православные, верим в покаяние и прощение. Люди не обязаны тащить за собой свои старые грехи. Люди — как и сообщества — могут меняться. Если хотят.

КПРФ может  превратиться в левую патриотическую партию, которая следит за сохранением социальных гарантий и отстаивает права наемных рабочих. В общей системе сдержек и противовесов, необходимой в государстве, она может играть свою конструктивную роль — а верующие люди, с чистой совестью, за нее голосовать. Но для этого нужно произвести некоторую коррекцию курса — и не выносить на знамя наиболее мрачного душегуба советской эпохи. В конце концов, своих товарищей-коммунистов он погубил тоже очень много, первое осуждение его политики прозвучало на партийном съезде.

Захотят ли партийные лидеры пойти на сближение если не с христианством, то, хотя бы, с несколько более гуманной линией в своей собственной традиции — вопрос, на который могут ответить только они сами.

Но пока что для верующего христианина было бы очень странно голосовать за движение, которое выносит на свое знамя одного из худших гонителей Церкви в истории.

Но, электоральные перспективы КПРФ — это не самое важное. Самое важное — это вечное спасение людей, для которого Христос и приходил на землю. А покаяние и вера — дело не партийное; его совершают лично. А для человека, обратившегося к Господу, идеология — коммунистическая или любая другая —  теряет свою привлекательность.

https://radonezh.ru/2021/09/06/net-iisus-ne-byl-kommunistom