Несение креста. Священник Феодор Людоговский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Священник Феодор Людоговский

В неделю по Воздвижении – Мк 8:34 – 9:1 (зач. 37):

Сказал Господь: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Тиноретто Якопо. Несение креста

Мы часто и весьма глубокомысленно употребляем это выражение: «нести свой крест», понимая обычно под ним терпение скорбей и подразумевая, явно или неявно, что в конце пути мы обретем награду. Но что это за путь? Кто и куда несет крест? В годы сталинского террора приговоренные к расстрелу сами рыли рвы, куда палачи через несколько минут скидывали их тела. Во времена Римской империи осужденный на распятие нес к месту казни перекладину собственного креста.

Христос разными словами (отречься от себя, взять крест, погубить душу свою) говорит о смерти. Конечно, Спаситель не призывает к самоубийству. Но уничтожение в себе всего греховного, злого, нечистого может быть подчас мучительнее смерти.

Но почему именно таков путь христианина? Разве нельзя просто жить, стараясь поступать по совести, руководствуясь Евангелием, любя ближних? Многовековой опыт человечества – как отдельных людей, так и целых народов и государств – свидетельствует, что это почти невозможно.

Человеческая природа поражена грехом – это факт, который мы должны учитывать в нашей частной жизни, это данность, которую не могут сбрасывать со счетов педагоги, это обстоятельство, на которое не имеют права закрывать глаза политики. Известная формула «человек по природе добр» справедлива применительно к естественному состоянию человека, к той природе, которой он обладал до грехопадения; но говорить так о нынешней нашей природе – наивно и безответственно.

Есть основания полагать, что с падением Адама изменилось и естество всего мира, всей вселенной. И если это верно, то одним из наиболее ярких проявлений в физическом мире грехопадения прародителей является второе начало термодинамики, согласно которому беспорядок в нашем мире неуклонно возрастает. Мы можем улучшить, упорядочить какую-то часть самих себя или нашей среды обитания. Но неизбежной платой за это улучшение будет существенное ухудшение в другом месте. Чистый город на практике означает свалки вокруг города. Сытое общество невозможно без порабощения или уничтожения части этого общества. Развитие какой-либо стороны человеческой души неизбежно влечет за собой недостаток развития других сторон.

Но неужели нет выхода из этого замкнутого круга? Он, конечно, есть. Второе начало термодинамики говорит об изолированных системах. И если мы пытаемся сами строить справедливое общество, если предоставляем ребенка его прихотям и капризам, если занимаемся самосовершенствованием на основе голого рационализма – вряд ли мы достигнем желаемого успеха. Но мы можем выйти из этой изоляции, мы можем найти внешний источник энергии. Этот источник – Бог, эта энергия – божественная энергия.

Но Бог – это не безличный абсолют. Бог – ревнитель, и Он не терпит ничего нечистого. Потому-то и нужно нам отречься от своего ветхого человека, погубить свою злую жизнь, направиться к месту казни наших грехов, неся орудие казни, – только так мы сможем, с Божьей помощью, очистить свое сердце от страстей и сделать его вместилищем божественной благодати.

Христос, чуждый всякого греха и всякой нечистоты, прошел путь самоотвержения до конца. Он умер на кресте отнюдь не символически, и Его воскресение – вовсе не метафора. Наша смерть, поврежденность нашей природы побеждена воскресением Христовым, и нам осталось только последовать за Ним, пройти уже проторенный путь. Царство Божие уже пришло. Нам нужно лишь войти в него или, что то же самое, дать ему войти в нас. Но для этого, признаем честно, нужны немалые усилия, нужна решимость. И здесь не место саможалению. Саможаление означает замыкание в себе. Отвержение самого себя – шаг навстречу Богу, проявление доверия к Нему, свидетельство любви к Небесному Отцу, которая – лишь ответ на Его любовь, на Его сошествие к нам, на Его веру в нас.

«Есть некоторые из стоящих здесь, – говорит Спаситель, – которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Эти слова предваряют следующий евангельский сюжет – Преображение Господне. Именно там и тогда апостолы увидели в лике Христа свет Царства. Но Церковь празднует Преображение за сорок дней до Воздвижения. Сегодняшний же евангельский фрагмент, предваряющий восшествие на Фавор, читается в неделю по Воздвижении. Круг замыкается. Однако это не дурная бесконечность падшего мира – это тот путь, по которому мы восходим к Небу: через распятие своего ветхого человека – к преображению нашего естества, за которым следует новая борьба и новое преображение. И когда-нибудь, хочется верить, настанет тот миг, когда мы, забыв тяготы и горести пройденного пути, скажем: «Господи, хорошо нам здесь быть!»


Источник: Православие  и мир