НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ. Ч.2

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Вторая ошибка, которую, к сожалению, часто совершают по отношению к святым, следующая.

Человек в силу заблуждения своего или лени (или того и другого одновременно) думает так: «Вот, конечно, это святые. Они “суперменыˮ, “богатыри духаˮ, а я грешник. Мне никогда не достичь их уровня святости. А значит, и пытаться не стоит». И опускает руки, проводя разграничение между собой и святыми. Они становятся для него не родными и близкими ему людьми, но далекими, словно планеты из другой галактики, существами.

«Между ними и нами миллионы километров и тысячи световых лет духовной дистанции» – так думает человек. Но это в корне неправильный подход. Потому что он приравнивается к духовной ампутации. Мол, святые недостижимы, а значит, и пытаться достигнуть их и идти за ними не стоит. «Буду лежать в своем болотце, пребывать в унынии да стенать, культивируя собственную лень».

Но нет. Святые такие же люди, как и мы. Да, были среди них Ангелы земные – великие преподобные, схимники, аскеты. Но были и блудники да прелюбодеи кающиеся. Были и колдуны-сатанисты кающиеся, исправляющиеся и ставшие на путь Христа (например, священномученик Киприан). Были и разбойники, убийцы, опять же кающиеся (благоразумный разбойник, попавший вслед за Господом нашим Иисусом Христом в рай). Были и императоры, и святые благоверные князья, которым приходилось и казнить, и воевать, и принимать политически непростые решения. В сонм святых входит и много воинов.

Т. е. среди святых было множество совершенно разных людей. Таких же, как и мы с вами. И Господь хочет, чтобы и мы пополнили их число, чтобы мы тоже вошли в собор святых.  О том нам говорит Священное Писание.

Вспомним притчу об овцах и козлищах, которую изрек Спаситель (см. Мф. 25:31–46). Эта притча читается в Неделю о Страшном суде перед Великим постом. Потому что в ней показано мерило, по которому Бог будет судить человека. Т. е. было ли у человека милосердие? И трудился ли он на благо Бога и ближнего? И если он трудился над своей душой, старался делать дела милосердия, то тогда Господь дарует ему жизнь вечную (см. Мф. 25:46).

В другой части Евангелия Спаситель прямо говорит о необходимости духовного труда над собой: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

Т. е. святость – это не только некое состояние. Это еще и труд над самим собой, который должен совершать каждый христианин, чтобы достичь с Божьей помощью данного благодатного состояния святости.

О том, что и нам надлежит стать святыми, прекрасно пишет святой первоверховный апостол Павел: «И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:32–40).

Святые нас ждут, чтобы не без нас достигнуть совершенства, чтобы и мы вошли в эту святость Бога, как возглашается на Литургии, когда священник возвышает Святый Хлеб Тела Христова: «Вонмем. Святая святым». Святая, т. е. Тело и Кровь Христова, преподается святым, т. е. нам, которые, приготовив свое тело постом, душу молитвою и Таинством Покаяния очистились-освятились для того, чтобы принять наисвятейшую Святыню на земле: Тело и Кровь Христовы. И через Таинство Причастия стать сопричастниками Бога и освятиться Его святостию, получив «благодать на благодать» (Ин. 1:16).

Фактически вся наша жизнь – это стяжание святости. Она должна быть путем к святости и в Божественную святость. Вспомним слова преподобного Серафима Саровского, которые он сказал Мотовилову: жизнь православного христианина – это стяжание благодатных даров Святого Духа. А преподобный Иустин Челийский писал, что если ты учитель, то будь святым учителем, если ты тракторист, то будь святым трактористом и так далее.

Мы не сможем стать преподобным Серафимом Саровским или праведным Иоанном Кронштадтским. Мы не сможем стать кем-то иным, кроме себя. У каждого из нас своей крест из того пространства и времени, которые нам даны. И на нем мы должны распять собственные страсти и грехи, по слову Божественного Павла: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). И тогда Господь соизволит жить с нами и в нас. Главная наша задача – стать святыми в той уникальной и единственной жизни, которая каждому из нас дана.

И каждому из нас в светлой святости блаженного рая приготовлено жилище, куда нам надлежит войти и жить. Лишь бы мы хотели того.

Остановись и вдумайся в Павловы слова: святые не достигли еще совершенства, потому что они нас ждут. Чтобы достичь совершенства вместе с нами.

Потрудись, чтобы попасть к ним во славу Божию и в спасение собственной души.

Часы тикают. Время идет. Суд приближается. Рай или ад приближаются. Потрудись!

Вси святии, молите Бога о нас!

Протоиерей Андрей Чиженко

https://pravlife.org/ru/content/nepravilnoe-pochitanie-svyatyh-ch2