НЕНАВИДЕТЬ ЗАБЛУЖДЕНИЯ, А НЕ ЗАБЛУЖДАЮЩЕГОСЯ. Миссия в инославной среде. Беседа 1-я

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Андрей Иванович Солодков

Андрей Иванович Солодков

Сайт «Православие.ру» начинает публикацию цикла лекций-бесед преподавателя сектоведения и миссиологии, православного миссионера Андрея Ивановича Солодкова. Сектоведение – богословская дисциплина, изучающая историю и доктрины тех или иных ересей, сект и религиозных организаций, или, как их принято сегодня называть, «новые религиозные движения». Предмет «Миссиология» ставит перед собой задачу научить православного миссионера донести неповрежденное Евангельское благовестие до людей, находящихся за пределами Церкви, каковыми являются также сектанты, в большей степени по невежеству отпавшие от Святого Православия. Миссия Церкви не ставит перед собой задачу юридического уничтожения людей, попавших в секту. Ее задача – привести человека ко Христу. Поэтому мы не против сектантов, а за них, за их бессмертные души для Царства Божия.

Предлагаемые лекции-беседы – это не просто теоретическая методология, но практический опыт обращения людей ко Христу и возвращение отпавших в лоно Русской Православной Церкви.

«Цветочки» и «ягодки» сектантства

Само слово «секта» в Священном Писании и творениях ранних отцов Церкви не встречается, а различного рода заблуждения и отступления от истинной веры в них обозначались словом «ересь». Слово «секта» латинское, этимологически восходит к глаголам sequi – «следовать за кем-то, повиноваться», а также secare – «отсекать (часть от целого)». Позднее, в IV–V веках, это слово стало употребляться в латиноязычных церковных текстах Запада для обозначения ересей. Так было вплоть до Реформации. Позже католики от этого слова отказались, так как оно приобрело резко выраженный негативный смысл, стало ругательным; тех, кто верит иначе, чем учит Католическая церковь, на Западе стали именовать инакомыслящими.

Реформация дала три основных течения протестантизма: лютеранство, кальвинизм и англиканство. И они принципиально отличаются от неопротестантских движений, хотя неопротестанты и возводят себя к протестантизму.

Но как бы ни отличались друг от друга учения и доктрины различных протестантских и неопротестантских общин, миссионеру важно понимать: полемика с протестантами и неопротестантами по приемам и методике существенно отличается от полемики с членами оккультных сект. Прежде всего потому, что для первых Священное Писание является авторитетом, и полемику с ними мы, православные, ведем с Библией в руках; для оккультистов же Священное Писание ничего не значит, хотя они порой используют тексты Библии, интерпретируя их по-своему, о чем мы будем подробно говорить при рассмотрении оккультизма и его течений. Приведу только один пример. Оккультистка Елена Рерих, в частности, писала, что читать «Добротолюбие» достаточно полезно, особенно преподобного Антония Великого. И знаете почему? Потому что… «с ним труднее всего спорить». То есть и Священное Писание, и отцов Церкви своим последователям Елена Рерих рекомендует читать, чтобы полемизировать с ними! А вырванная из общего контекста ее учения, эта рекомендация может быть использована ее последователями для привлечения внимания к своей секте: вот, мол, мы читаем христианских авторов, «Добротолюбие». На подобных моментах в дальнейшем мы обязательно, как было сказано выше, остановимся и рассмотрим соответствующие тексты, чтобы выявить, как ловко многие святоотеческие и библейские тексты искажаются с одной целью – выдать подделку за истину и увести человека от пути спасения.

Протестантизм и неопротестантизм – это цветочки, а вот оккультизм – это ягодки, причем волчьи, и есть их ни в коем случае не стоит – однако знать их учение православному миссионеру необходимо для ведения полемики, диспута и предупреждения людей, которые могут принять ложь за истину.

Но прежде, чем говорить о методах и приемах полемики с сектантами, необходимо усвоить самый главный принцип – об отношении к людям другой веры. Это очень важно! Ведь часто в общении с людьми других религиозных убеждений мы впадаем в некий запал и горячность с чувством собственного превосходства. Да, равноправного диалога мы вести не можем в смысле признать, что у них своя истина, а у нас своя. В таком случае Христос раздвоится или станет очередным махатмой. Речь идет о горделивом фарисейском самодовольстве. Православному миссионеру необходимо относиться к инославным так, как относились к ним Иисус Христос и отцы Церкви. Отцы и учителя Церкви прибегали к разным методам увещевания. Порой бичевали ереси и еретиков довольно жесткими выражениями в адрес их учения, но делали это не из-за ненависти к сектантам, а из-за любви, по слову: «Кого люблю, того наказываю».

«Кто ближний мой?»

Христос у колодца разговаривает с самаритянкой. Г. И. Семирадский. Ок.1885 г.
Христос у колодца разговаривает с самаритянкой. Г. И. Семирадский. Ок.1885 г.

Вспомним известную евангельскую историю о встрече Спасителя с самарянкой у колодца (см.: Ин. 4: 4–24). Христос заговорил с этой женщиной – чем очень удивил ее, что вообще разговаривал с ней. И ученики, вернувшись, тоже удивлялись, что Он разговаривает с женщиной да еще к тому же и самарянкой. Потому что сказано в Писании: "Иудеи с Самарянами не сообщаются" (Ин.4: 9). Самаряне – это была классическая секта в иудаизме. У них было альтернативное место поклонения – гора Гаризим; у них было альтернативное Пятикнижие Моисеево – первые пять книг Священного Писания, – и оно существенно отличалось от того, которое есть сегодня у нас. Так что это были люди другой веры. Но Христос не чурается общения с самарянкой. Он просит у нее напиться, потом говорит о «живой воде», рассказывает ей про ее жизнь, уклоняется от ненужного спора относительно места поклонения, указывает ей на состояние ее души, не дает ей перевести разговор на второстепенные вопросы, не касающиеся дела совершения спасения, в которые она пытается Его втянуть. Прочитайте подробно, стих за стихом, эту евангельскую историю дома, самостоятельно.

И мы видим далее, что после такой встречи эта женщина стала первой миссионеркой, обращенной из сектантства: «Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему» (Ин. 4: 28–30). И далее: «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову» (Ин. 4: 39–40).

Итак, для нас важно, что Христос не чурается общения с «сектантами», и сразу видим, каков результат: обращение человека, а затем и многих людей от заблуждения в веру истинную, спасительную.

Вспомним и притчу о милосердном самарянине (см.: Лк. 10: 30–37). Некий человек лежал на обочине дороги, ограбленный и избитый разбойниками. Мимо прошел ветхозаветный священник – он, может быть, на требу спешил, ему было не до побитого. Потом шел левит. Левиты следили за порядком в ветхозаветном храме, также были и певчими. Он посмотрел: ну, лежит какой-то человек… И пробежал мимо, тоже торопился, ему было не до избитого. И вот едет на ослике самарянин. Он сошел со своего ослика, подошел к этому несчастному, смазал его раны маслом, посадил на ослика, привез в гостиницу, заплатил за его лечение и сказал хозяину, когда уезжал: "Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк. 10: 35). И заметим: Господь рассказывает эту притчу в ответ на прямой вопрос: «А кто мой ближний?» (Лк.10: 29). Христос спрашивает: «Кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк. 10: 36). И ответ был только один: «Конечно тот, который оказал ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди и ты поступай так же" (Лк. 10: 37).

Эту притчу Господню о добром самарянине в современных реалиях, как об этом говорит протоиерей Олег Стеняев, с которым мы многие годы занимались реабилитацией людей, попавших в секты, можно было бы перевести как притчу о милосердном баптисте или свидетеле Иеговы. Ведь самаряне, как я уже говорил, были сектой в иудаизме.

Уважительное отношение к заблуждающимся – самое главное и самое важное условие ведения диспута с сектантами

Вспомним и последнюю заповедь Христа Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). Господь Всеведущий, Всезнающий, Всемогущий предвидел, что мы будем читать эту историю о добром самарянине и она будет проповедана до края земли. И это нам, православным, серьезное предупреждение. Почему? Потому что Господь нам показывает, что иногда люди другой веры в нравственном отношении – я подчеркиваю: именно в нравственном отношении – оказываются на высоте. Христос оставил нам притчу о добром самарянине и рассказ о самарянке у колодца, чтобы мы не впадали в гордость и не мнили о себе в своем миссионерском служении, общаясь с заблудшими. Чтобы мы не обособились, как книжники и фарисеи в своем надмении, и не узнали бы Христа в Его Втором пришествии, как это случилось с иудеями, о которых сказано: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1: 11).

Не чурался Христос общения с иноверцами, и цель такого общения была не водить экуменические хороводы, а привести человека к Себе, Источнику жизни, пьющий из Которого не возжаждет вовек. Потому что сказано: «Идите, научите все народы». Все народы: и самарян, и адвентистов, и баптистов, и свидетелей Иеговы, и людей, исповедующих ислам, – ибо все нуждаются в слове о Христе, в благой вести: «Христос воскресе».

Миссия Церкви не ставит задачу юридического уничтожения попавших в секту. Главное для нее – привести человека ко Христу

И еще важный эпизод из Евангелия – рассказ об исцелении десяти прокаженных (см.: Лк. 17: 11–19). Спаситель вылечил этих людей от тяжелой болезни, но только один вернулся Его поблагодарить. Казалось бы, евангелисту достаточно сказать только о том, что мы часто забываем благодарить Бога за милость по отношению к нам, но нет, он подчеркивает, что тот, который вернулся поблагодарить, «был самарянин». Зачем? Снова евангелист обращает особо наше внимание на то, что и люди другой веры бывают благодарны Богу. Это нам снова в назидание и предостережение от фарисейства, чтобы мы к людям иной веры относились по-доброму, помня, что Христос желает всем спастись.

Одно из главных условий ведения диспута с сектантами и миссионерского служения в инославной среде – уважительное отношение к человеку, но не к его заблуждению. Ибо отец лжи – диавол, как же ее можно уважать и относиться к ней толерантно?! Отцы Церкви в основу служения Богу и ближнему положили главный принцип: ненавидеть грех, но любить грешника, ненавидеть заблуждение, любить заблудшего. Любить человека, попавшего в секту, ибо он болен – болен духовно – и нуждается в нашей помощи.

Миссия Церкви не ставит перед собой задачу юридического уничтожения людей, попавших в секту. Ее задачи – привести человека ко Христу. Поэтому мы не против сектантов, а за них, за их бессмертные души для Царства Божия.

Урок преподобного Макария Великого

Преподобный Макарий Великий
Преподобный Макарий Великий

Повторю еще раз: доброе отношение к людям другой веры и желание помочь им выйти из секты – главное условие миссионерского служения в инославной среде. Этому учат нас и жития святых. Вспомним, например, как преподобному Макарию Великому повстречался не просто язычник, а языческий жрец.

Святой Макарий Великий шел со своим учеником по пустыне. Молодость всегда бежит вперед, хочет побыстрее увидеть, что там, за горизонтом. Человек лет пятидесяти, когда идет в темное время суток по улице, которая резко поворачивает, и за этим поворотом вообще нет ни фонаря, ни иного какого огня, а ему нужно дойти до дома, стоящего в самом конце этой улицы, предпочтет пойти в обход, по освещенному соседнему проулку. А вот молодой непременно сунется в темноту… Что поделать, такова молодость!

И вот святой Макарий Великий шел не спеша по пустыне, а его ученик забежал далеко вперед и повстречал языческого жреца, который нес вязанку дров для жертвенного огня своим идолам. Ученик налетел на жреца с руганью: «Ты, такой негодный человек, кому кланяешься? Идолопоклонник!» Жрец был не слабой физической силы, положил свою вязанку на землю и хорошенько поколотил ученика. А потом с этим жрецом повстречался и преподобный Макарий. Святой сказал ему: «Утрудился, устал, наверное… В ту ли сторону кланяешься, спасаешься ли? Вот вода, попей. Вот хлеб, поешь». Жрец, услышав такие слова, припал к ногам преподобного и проговорил: «Пока не сделаешь меня христианином, не отпущу тебя». И они вместе пошли к монастырю святого Макария. Братия еще издали увидели, что к ним идет жрец. А раньше, как, впрочем, и сейчас, людей разных исповеданий можно было отличить по одежде. Изумились братия: «Как, и жрец хочет подвизаться в нашей обители? Мыслимо ли это? Как же так получилось?» И удивительные слова прозвучали в ответ из уст преподобного Макария Великого: «Доброе слово и злого человека делает добрым, а злое слово и доброго человека делает злым». Так что доброе отношение к людям другой веры – главное условие ведения полемики с ними.

Перед многими в 1990-е не стоял выбор между сектой и Церковью – выбирали между информацией о Боге, преподанной сектантами, и безбожием

Ведь многие люди, особенно в 1990-е годы (да и сейчас такое бывает), попали в ту или иную секту случайно. Они не выбирали специально, членом какой общины стать. И не выбирали специально между сектой и Церковью. Они сделали выбор между информацией о Боге, которую принесли первыми сектанты, и безбожием, духовным вакуумом. Когда спрашиваешь у тех, кто приходит в Реабилитационный центр преподобного Иосифа Волоцкого: «Почему ты стал баптистом?» – слышишь в ответ: «Ко мне баптисты первые подошли»; «Почему стал свидетелем Иеговы?» – «Ко мне свидетели Иеговы первые подошли». Спрашиваю: «А если бы к тебе первые подошли баптисты, ты бы баптистом стал?» – «Да», – так прямо и отвечают. – «А если бы адвентисты?» – «Ну, значит, стал бы адвентистом». Кто первый открыл человеку слово Божие, даже в искаженном понимании, за тем он и пошел. Ведь сектанты, подходя к людям, называют себя христианами, и многие совершенно уверены: раз христиане – значит, православные.

А когда человек попадает в секту, его жизнь меняется. Мы прекрасно знаем, что многие сектанты, для которых Библия является незыблемым авторитетом, которые верят во Христа как в Спасителя, отличаются от людей мира сего. Это сразу видно. Раньше пил-курил, как сам человек свидетельствует о себе, а сейчас стал ходить на собрания, читать Библию.

Правда, бывает и так, что человек и совсем «из жизни уходит», так что родные начинают о нем беспокоиться. Доходит до крайностей: бросают институты, бросают работу, уходят полностью в секту. Поэтому первый совет, который я даю родственникам, обращающимся в центр реабилитации за помощью: всякие споры дома надо прекратить и пригласить попавшего в секту в центр на беседу.

К практической стороне миссионерского служения, к тому, как организовать работу реабилитационного центра, к методике диспута мы еще вернемся, а сейчас перейдем к истории возникновения протестантизма и некоторых его ответвлений. Для нас это важно, чтобы понимать, откуда появились секты и их последователи. Мы не будем касаться древних ересей, поговорим о них позже, когда будем рассматривать их трансформацию в современные сектантские заблуждения. Сегодня остановимся кратко лишь на истории Реформации.

Протестантизм и неопротестантизм

Остановимся на некоторых исторических и вероучительных аспектах протестантизма, которые важны для полемики с ними. Более подробно вам нужно будет изучить этот период в истории протестантизма самостоятельно.

Протестанты – лютеране, кальвинисты, англикане. Это направления, которые принято в сектоведении называть именно протестантами. Все остальные – неопротестанты.

Протестантизм и его учение возникли в XVI веке и практически неизменными сохранились до наших дней. Напомню, что начало Реформации положил Мартин Лютер в 1517 году. И одним из главных пунктов его учения стал тезис «только Писание» («sola Scriptura»). Это была естественная реакция на католическую индульгенцию – спасение делами. Но по слову святителя Феофана Затворника: «Протестанты хотели поправить заблуждения латынян, а сделали еще хуже». Другое важнейшее положение, которое сегодня поддерживается фактически всеми протестантами и неопротестантами, – это спасение по вере. Отсюда берет начало специфическое протестантское и неопротестантское отношение к Библии – избирательное. Мартину Лютеру, например, очень не нравилось Послание Иакова, потому что в этом послании говорится о вере и делах – что «вера без дел мертва» (Иак. 2: 26). И потому Лютер сказал: послание Иакова – неканоническое, удалив его из Канона Библии.

Кстати сказать, и сегодня у многих неопротестантов – адвентистов, свидетелей Иеговы – есть свои переводы Библии. Зачем они делают новый перевод Библии? Чтобы «подогнать» Библию под свое учение. Потому что сначала строится своя догматика, свое понимание Священного Писания, а потом под него «затачивается» перевод Священного Писания – искажается смысл тех или иных текстов Библии. Некоторые эти переводы мы рассмотрим подробно, когда будем говорить непосредственно о вероучении каждой конфессии в отдельности.

У Лютера были соратники и сподвижники, такие как Фома Мюнцер, Николай Шторх, Иоанн Лейденский. Не всё было в Реформации, мягко говоря, так, как это часто представляется в протестантских учебниках. Пишут, что, мол, пострадали протестанты на кострах инквизиции. Да, это было, но не надо забывать и того, что реформация превратилась в революцию в полном смысле этого слова. Возникло так называемое анабаптистское движение. Анабаптисты (перекрещенцы) перекрещивали всех, отвергая католическое крещение, а тех, кто был не согласен, – казнили. А, например, Иоанн Лейденский объявил себя царем Давидом, завел себе гарем, а всем, кто не перекрещивался, рубил головы самолично – под предлогом очищения земли от грешников. Фома Мюнцер говорил, что всякие богословские науки непотребны, необходимы лишь личные чувства и откровения. Именно первичное откровение и личное озарение понимания текстов Библии, по его мнению, является спасительным. В Европе запылали костры и начались казни. Нет, не католики казнили анабаптистов и не костры инквизиции запылали – это реформаторы грабили, насиловали, убивали. 30 лет продолжалась эта война. Сотни тысяч убитых людей – именно протестантами, последователи которых сегодня провозглашают доктрину пацифизма. Слово «анабаптист» тогда в Европе было аналогично слову «террорист». В конце концов католики прибегли к войскам, и анабаптисты бежали в Америку. Там возникли другие секты. В Америке они действовали так же, как в Европе. Для них это была новая земля, данная им, как они считали, Богом, и те, кто был не согласен с их убеждениями, подлежали уничтожению, что и произошло с коренным населением этого континента – индейцами. Одних уничтожили, других споили, третьих загнали в резервацию.

В учении Кальвина одним из важнейших положений было утверждение о существовании предопределения: спасутся только те, кого Господь предопределил спастись, согласно Посланию к римлянам; а кому предопределил погибнуть, те погибнут, что бы они ни делали для своего спасения. Это пассивное богословие приводит к пассивному самодовольству. Действительно, если спасение предопределил Господь, то зачем вообще куда-то идти и что-то проповедовать? И на каком-то этапе развития у кальвинистов не было миссионерства. Но ведь отсутствие миссии и проповеди учения может привести к тому, что религиозная организация просто умрет. И потому кальвинисты подправили свое учение, сказав, что Бог предопределил и миссионеров, и если они идут куда-то, значит, это им так предопределено.

Англиканство появилось в ходе Реформации в Англии, когда главой Церкви был провозглашен монарх. Это некий вариант цезарепапизма. Цезарепапизм, при котором монарху передаются священные функции, противоположен папоцезаризму, при котором лицо, первое в духовной иерархии, имеет помимо духовной власти еще и светскую.

Англия в середине XVI века отвергла власть папы, ее король не пожелал подчиняться Риму, как другие монархи Европы. Было провозглашено: «Церковью Англии будет управлять монарх». В англиканстве есть несколько направлений, по-разному относящихся и к иерархии, и к Таинствам, и к церковной традиции.

Пользоваться неправославными методиками миссионерства – опаснейший подход!

Одно время англикане активно стремились наладить сотрудничество с православными, «помочь» им, внести свои миссионерские методики в нашу Церковь. Мол, вот, у нас уже разработаны методики миссионерства, так называемый «Альфа-курс». Эта миссионерская методика была предложена одним из либеральных направлений в англиканстве как надконфессиональная, которая якобы подходит всем христианским религиям. Но оказалось, что это харизматическая программа, ничего общего не имеющая с традиционным англиканством. Была даже попытка опробовать ее для миссионерских программ РПЦ, но все закончилось, мягко говоря, печально. Это опаснейший подход! Об этом есть хорошая дипломная работа по сектоведению на сайте «Азбука веры» – «Проект “Альфа-курс” как харизматическое явление в Церкви». Нужно помнить, что дух рождает форму. Мысль рождает действие, но не наоборот. А что такое методика? Методика – это указания пути в Царствие Божие, рожденные мыслью, выработанные духовным опытом. В секте свое ложное восприятие Христа, свое ложное понимание церкви, так какую же методику может родить этот опыт? Обращение к неправославным методикам создало много проблем. Слава Богу, сейчас это преодолено, люди поняли, что таким путем идти нельзя, что у Церкви есть свой достаточно серьезный методологический опыт. Об этом будет сказано в лекции «О Святом Предании и Священном Писании».

От протестантизма с течением времени отделились почти все неопротестантские движения – по крайней мере большинство из них. Но, например, баптизм берет свое начало почти в то же время, что и Реформация в Европе, – с XVI века. Тем не менее, тот баптизм, который мы наблюдаем сегодня, американского происхождения. Баптизм был основан Джоном Смитом в 1609 году, который крестил сам себя кроплением. А сегодня все баптисты крестят полным погружением. И само название «баптизм» происходит от греч. βαπτίζω – «погружаю».

Но баптистов, как и последователей других религиозных движений – адвентистов, свидетелей Иеговы, Бостонского движения (МЦХ) и проч., – нельзя в полном смысле называть протестантами – именно потому, что это уже явления, возникшие годами, а то и веками позже. В сектоведении их принято называть неопротестантами – новыми протестантами, – которые отпочковались уже от трех основных протестантских течений: лютеранства, кальвинизма, англиканства.

Данная лекция была вводной, в следующих лекциях-беседах мы рассмотрим, как правильно выстроить диспут о Предании и Писании, о том, что Церковь одна, а также вернемся к практической стороне работы центра реабилитации, организации его на приходе.

http://www.pravoslavie.ru/100192.html