Неделя сыропустная. Мф 6:14 – 21. Архимандрит Савва (Мажуко)
Быть христианином непросто. Слишком многого хочет от нас Бог. Будьте святы, потому что Я свят (Лев 11:45). Заповедь о любви к врагам выполнить почти невозможно, потому что даже родных и близких любить крайне непросто. Степень чистоты не только тела, но и сердечная непорочность – прекрасна, притягательна, но, кажется, тоже недостижима. Милосердие, незлобие, самоотверженность – Господь действительно ждет святости не только от подвижников, но от каждого христианина. И хотя Христос и говорит, что бремя Его заповедей – легкое бремя (Мф 11:30) – жизнь показывает, что быть христианином тяжело. Но есть один утешительный момент: Господь судит нас нашим же судом: каким судом судите, таким будете судимы; какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф 7:2). То есть, если бы нам научиться прощать всех наших обидчиков, то и наши грехи не помянутся Богом – мы будем чисты пред Ним. Подумать только: все наши несовершенства, небрежность и даже беззакония Бог простит только за исполнение одной маленькой заповеди о прощении ближних! И в главной христианской молитве, которую дал нам Сам Спаситель, есть замечательное прошение: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Все очень просто и понятно.
Может быть, поэтому последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Прощеным. В этот день на литургии читается отрывок из евангелия от Матфея: Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (ст. 14 – 15). Нам может быть не по силам труд молитвы или смирения, сердечной чистоты и кротости, но простить-то мы можем? Что же тут такого сложного?
Только жизнь показывает, что прощать – нелегко. Оказывается, это настоящий подвиг. Заставил себя человек простить обидчика и забыл уже и успокоился, но достаточно одной бессонной ночи, чтобы все снова ожило, да еще и в новых красках и ощущениях. Нет, прощать совсем нелегко. И дело не в особенностях памяти или характера. Прощение это подвиг, который берется трудом. Это часто годы кропотливого собирания и воспитания себя ради подлинного, чистого прощения ближних.
Но ведь не только ближних нам надо научиться прощать. Каждый человек хоть раз в жизни роптал на Бога, обижался на Него. Это наш опыт, хотя и стыдно и неприятно об этом говорить. И для многих – большая проблема простить Богу свою жизнь, свои неудачи, скорби, несчастья. Что уж мы – это искушение находит даже на искусных подвижников и подлинных христиан. И здесь тоже нам открывается поле труда над своим сердцем, потому что и Бога простить у нас не всегда получается. Почему же? Потому что мы никак не научимся прощать самих себя, принимать себя такими, какие мы есть, с нашими ошибками, недостатками, пороками. Примириться с самим собой, может быть, тяжелее всего. И здесь, конечно, речь не идет о соглашении с совестью: грехи остаются грехами, и они требуют покаяния и исправления. Но честно признать свои ошибки, принять свою жизнь как свою, быть честным с самим собой – это требует большого мужества. «Относись к своим грехам, как к грехам ближнего», - говорил прп. Серафим Саровский. А как нам заповедано относиться к грехам ближнего?Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол 3:13), - так учит нас апостол. Значит и к своим ошибкам следует подходить с милующим сердцем, с прощением, которое, еще раз подчеркну, никак не совпадает с безответственностью и безнаказанностью.
И только после того, как эта ступень – прощение и принятие себя и Бога – будет освоена, тогда можно начинать учиться прощать ближних. Этому весьма способствует воспитание в себе скорбного взгляда на человека – на самих себя, ближних и дальних. Конечно, это образ, но именно так смотрели святые отцы на себя и всех приходящих к ним. Чистым и святым людям было открыто, как трагично повреждена грехом человеческая природа, как все мы с самого раннего детства склоняемся к греху, как мы все опасно больны. И, пожалуй, только этим старцам, горько плакавшим над падением человека, только им удавалось прощать по-настоящему – раз и навсегда, чисто и благородно, не держа злобу, не храня обид.
У нас нет права не прощать. Об этом нам говорит Евангелие. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиду и ненависть. Поэтому все мы обязаны брать на себя невыносимый, как все христианство, труд прощения.
http://www.sretenie.hram.by/index.php/articles/19-2012-11-18-19-56-51/164-2013-03-16-18-37-26
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии