Неделя перед Рождеством Христовым: какие тайны скрывает список из 42 имён?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Древо Иессеево

Последнее воскресенье перед Рождеством Христовым в церковном календаре называется Неделей святых отец. В этот день мы вспоминаем всех родственников по плоти Иисуса Христа. В довольно длинном списке из более чем сорока имён встречаются и праведники, и грешники. Чем были знамениты эти люди? Зачем современному христианину настолько глубоко вникать в перипетии времён Ветхого Завета? Какие тайны скрывает, казалось бы, однообразный и монотонный список?

Читая первую главу Евангелия от Матфея (Мф. 1:1-25), на эти вопросы искал ответы протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра.

Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

О чём рассказывает список имён?

«И зачем такое количество незнакомых имён?» — часто именно такой вопрос возникает у человека, впервые взявшего в руки Новый Завет. «Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза», — увы, но большинству из нас ни одно из этих имён ни о чем не говорит.

Некоторые из наших современников признавались, что когда они только собирались знакомиться с Евангелием, им представлялось, что чтение этой Книги Книг должно стать для них чем-то возвышенным, вдохновляющим, дающим ответы на вопросы жизни. Но почему же тогда первые строки Нового Завета кажутся настолько монотонными: «Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона»?

На самом деле даже в простом перечислении сорока двух имён родственников по плоти Иисуса Христа уже есть своя логика, своя история и свои вопросы.

Зачем евангелист Матфей делит этих людей на три группы по четырнадцать родов? Почему «рожают» только мужчины? Почему родословная рассказывает о предках Иосифа, обручённого с Девой Марией? Ведь он не был отцом Иисуса Христа. И таких вопросов может быть ещё много. Постараемся ответить на некоторые из них.

Откуда взяты имена?

В Новом Завете содержатся две родословные линии Иисуса Христа. Первую приводит евангелист Матфей (Мф. 1:1-11), а вторую — евангелист Лука (Лк. 3:23-38). Матфей начинает историю рода с Авраама и заканчивает Иосифом, мужем Марии, «от Которой родился Иисус, называемый Христос». А Лука говорит, что Иисус «был, как думали, Сын Иосифов», и далее показывает, что Он «Адамов, Божий».

Матфей, имевший происхождение из иудеев и писавший Евангелие для христиан из иудеев, ставил перед собой целью доказать, что Иисус — тот самый Мессия, о котором говорили пророки, что Он будет потомком царя Давида, а значит — потомком Авраама.

Древняя часть родословной взята из книг Священного Писания, а более близкая к земному рождению Спасителя, скорее всего, основана на генеалогических списках Иосифа и Марии, хранившихся в их семьях. Давайте вспомним о том, что накануне рождения Иисуса была объявлена перепись населения (Лк. 2:1-7). Поэтому Иосиф с Марией пошли в город Вифлеем, неся с собой свои древние родословные. Без этих документов их бы не записали в роде Давида.

Зачем родословие поделено на группы?

Имея данные о происхождении Иисуса, евангелист Матфей с математической точностью и с вдохновением художника размещает более сорока имен в виде трёх групп по четырнадцать родов. Первая — от Авраама до Давида — это период патриархов, родоначальников еврейского народа. Вторая — от Давида по переселения в Вавилон — период царей. И третья — от переселения в Вавилон до Христа — эпоха первосвященников.

Неужели и вправду в истории древнего Израиля всё было так симметрично и красиво? На самом деле нет.

В первой группе пропущены имена царей Охозии, Иоаса и Амассии, известных из Ветхого Завета. Они оказались недостойными быть включёнными в Книгу жизни Спасителя. А в третьей группе при внимательном пересчёте мы найдем не четырнадцать, а тринадцать родов. Четырнадцатым стал Сам Христос.

По мнению блаженного Феофилакта Болгарского, деление на три группы подчёркивает, что и под управлением патриархов и судей, и под управлением царей и первосвященников иудеи не переставали грешить. Поэтому они нуждались в приходе истинного Патриарха, Судьи, Царя и Первосвященника, которым стал Иисус Христос.

Что означает число 14?

На этот счёт есть разные толкования. Во-первых, четырнадцать — это два раза по семь, а семь — число священное. Значит, здесь подчёркнут священный характер прихода в мир Иисуса Христа.

Вторая версия связана с буквенным обозначением чисел в еврейском языке. Гласные на письме не писали, поэтому имя Давид, например, выглядело так: ДВД. Букве Д («далет») соответствовало число 4, а букве В («вав») — 6. Таким образом, ДВД = 4 + 6 + 4 = 14. Другими словами, в числе четырнадцать зашифровано имя царя Давида. Используя его трижды, Матфей усиливает воздействие на читателя, знакомого с пророчествами Священного Писания.

По третьей версии, три списка по 14 имен удобно сопоставлять друг с другом. Первую группу завершает царь Давид — славнейший после Авраама. Вторая группа заканчивается Вавилонским пленом, после которого было возвращение в землю отцов. Третья группа завершается эпохой ещё одного порабощения — на этот раз римлянами. И если были победы в первом и во втором случае, значит, победа будет и сейчас. Иисус Христос — и есть долгожданный Примиритель народов.

Почему «рожают» мужчины?

По традиции иудеев родословная велась по линии мужчин. Именно поэтому в Евангелии приводятся странные для нашего восприятия фразы, когда мужчина «рожает» мужчину: «Матфан родил Иакова».

Но если задуматься, то подобный принцип — упоминания рода отца, а не матери — есть и в нашей культуре. Мы называем человека по имени и отчеству. Рожает мать, а отчество даёт отец. Вот и получается, что говоря, например, об Олеге Владимировиче, можно по-евангельски сказать: «Владимир родил Олега».

В такой связи с отцом есть и священный смысл. Первый человек на Земле был создан по образу Божию, поэтому через земное отцовство наследнику рода передаётся и отцовство Небесное.

Кому принадлежат пять женских имён?

Пять женщин в родословной Иисуса Христа всё же есть.

Фамарь — рано овдовев, тайно соблазнила свёкра и родила от него двух сыновей-близнецов. По сути, совершила двойной грех — обман и кровосмешение.

Рахава — блудница из Иерихона, которая укрыла в своём доме двух разведчиков из войска Иисуса Навина. Это позволило войску овладеть этим городом на Святой земле.

Руфь — язычница из племени моавитян. После смерти мужа настолько привязалась к своей свекрови, что приняла веру иудеев. Переселившись в Вифлеем, вышла замуж, родила сына, став впоследствии прабабушкой царя Давида.

«Бывшая за Уриею» — не названная здесь по имени Вирсавия была женщиной удивительной красоты. Царь Давид, прогуливавшийся на крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию и воспылал к ней страстью. В результате она забеременела. Мужа Вирсавии, военачальника Урию, Давид приказал отправил на сражение, в котором его убили. Первый ребёнок, родившийся у Давида и Вирсавии, прожил всего несколько дней. Давид раскаялся и написал покаянный псалом, который сегодня мы называем пятидесятым.

Как видим, каждая из этих женщин имела те или иные изъяны в своей биографии. Зачем же Матфей включил их в родословную Иисуса Христа? Святитель Иоанн Златоуст пояснял, что Христос и порочных людей удостоил быть родственниками. Это даёт надежду и нам на прощение наших грехов.

Пятое женское имя в родословии Спасителя — это Мария, Его Пречистая Матерь. И хотя родословная описывает линию родства Иосифа, обручённого с Девой Марией, читатели Евангелия от Матфея, которые происходили из иудеев, понимали, что жену можно было брать из того же колена и рода, из которого происходил муж. Значит, если Иосиф происходил из рода Давидова, то из этого царского рода происходила и Мария. Таким образом, долгожданным Мессией и Сыном Давидовым был Иисус Христос.

С нами Бог!

Зная особенности жизни и характеров Фамари, Рахавы, Руфи и Вирсавии и сравнивая их с чистейшим и непорочным житием Пресвятой Богородицы, мы понимаем, почему именно Она стала тем священным сосудом, который принял в себя Богомладенца Христа.

Ответив Архангелу Гавриилу «се, Раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38), она позволила свершиться пророчеству Исаии, сказанному ещё за семьсот с лишним лет до Рождества Христова. «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог», — так приводит его слова евангелист Матфей (Мф. 1:23).

Сына нарекли Иисусом, что означает Спаситель. Мы называем Его Христом, то есть Помазанником и Мессией. И вместе с древними народами торжественно повторяем: «С нами Бог!» В этих словах не только торжественный гимн Рождества Христова. Эти слова должны быть смыслом всей нашей жизни — со Христом и во Христе.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/nedelya-pered-rozhdestvom-hristovym-kakie...