НЕДЕЛЯ 6-Я ПО ПАСХЕ, О СЛЕПОМ. АРХИМАНДРИТ ВЛАДИМИР (МИЛОВАНОВ)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Христос воскресе!
Дорогие братья и сестры, продолжаются святые пасхальные дни, и наша радость никогда не может завершиться, потому что наша радость, как говорит святой апостол Павел, это оживший за нас Христос наш, Господь наш. Это наша пречистая жертва, это наша, дорогие братья и сестры, великое и единственное оправдание, наша надежда, наша честь и слава, наш свет, наша истина и наш живот — наш Господь Иисус Христос. Его величайшим даром, который мы наслаждаемся вот уже почти сорок дней, мы имеем не только эту временную радость, дорогие братья и сестры. А как многие из вас знают, какую достойную величайшую радость Господь наш дает нашему сердцу верующему, если мы от всей души каемся, если мы стараемся от всей души жить по христианским святым евангельским заповедям, если мы достойны великого христианского звания, если мы оправдаем то доверие, которое нам Господь уделил по мере нашей веры.
Великий дар, который мы имеем — веру. И этот дар, говорит святой апостол, это не наш дар, дорогие братья и сестры, а дар Божий. Потому что и вера не от вас, говорит он, а это дар Божий. Мы будем день и час, каждую минуту, каждую секунду нашего бытия благодарить Бога за то, что Он дал нам этот величайший дар. И будем всячески помнит, что этот дар нам перенесен от наших праведных предков, которые верой и правдой до крови всей своей жизнью сохранили верность и веру в единого Бога Господа и Спасителя Иисуса Христа.
Путь всего нашего народа — это кровавое исповедание той великой истины, за которую Господь наш принес Себя в очистительную жертву. То есть наша вера — это воскресший Господь наш Иисус Христос. Вся наша вера, как говорит святой апостол Павел, если бы нет Воскресение, то мы самые окаянные люди, мы самые жалкие люди, потому что везде гонения, везде притеснения, везде неустройства в жизни. Болеем, страдаем, умираем. И тогда действительно, если нет бессмертия, если нет воскресения, если нет сопрославления со Христом, тогда наша жизнь, действительно, и наша вера не имеет ни смысла, ни веры. Но вся наша вера и вся сила заключается в том, что Воскресение, дорогие братья и сестры, совершилось. Для верующих это радость бесконечная, для озлобленных, утвержденных в зле и нераскаянных, это конечно плач и вопль. Потому что видят своими глазами, не видят; слышат своими ушами и не слышат. Потому что злоба зарыла глаза их и сердце их. Нет, чтобы обратиться всей душой к исправлению, к покаянию, чтобы Господь дал даром жизнь вечную, дал Себя в утверждение, чтобы не просто теоретически верить.
Мы это должны прекрасно понимать как православные верующие люди. Чтобы не просто верим, не просто доверяем тому, что нам открыто в Евангелии, что нам благовествуется, проповедуется каждый день. А через молитвы, через церковные таинства наше сердце и ум знают лично Бога. И с годами это утверждение только лишь расширяется. Это начало вечной жизни. Преподобный Симеон Богослов называет это начатком Святого Духа, Это начало, дорогие братья и сестры, вечной жизни. Если у нас здесь в этом мире временном в нашем уме, в нашем сердце, в нашей душе как в храме живом, как говорит святой апостол Павел и учит: мы живые храмы. Если в этом мире у нас воссияет божественная благодать, огонь Духа Святаго, который нам открывает и Сына и Отца, Троицу Единосущную и Нераздельную, мы имеем этот дар получить в этой жизни, если пожелаем. Нам дан разум, нам дана воля, нам дана свобода, право выбора. И поэтому мы должны с Божьей помощью правильно воспользоваться тем несказанным даром, который мы получили от Бога. Дар вечной жизни.
И вот это величайшее счастье быть сопричастником торжества Воскресения, начала вечной жизни. Каждый и многие из вас знают, что это не просто радость на уровне психического мира. Ни в коем случае это радость не телесная, не земная. Это радость бесконечная, потому что это саморадость — Господь наш Иисус Христос. Вся полнота бытия в Нем, все откровение божественное, как говорит святой апостол Павел: в Нем нам открыта вся полнота Божества телесно, дорогие братья и сестры. И поэтому, будучи сопричастниками Его великой славы Тела и Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, кто достойно причащается в таинстве Евхаристии, он является не только сопричастником по факту. Но если он всем благодарным сердцем принимает этот дар, вечная жизнь, дорогие братья и сестры, начинается здесь. Поэтому наша вера не теоретическая, а наша вера живая и действенная. Но конечно, до тех пор, пока человек не заставит себя жить по этим заповедям именно волевым решением, свободным, а не то, что кто-то понуждал. Потому что понуждение приводит только к катастрофе, к противлению, к ярости, к ненависти, к злобе.
Вот до революции был регламент — раз в году причащаться из-под палки. К чему это привело? Жизнь в Боге, дорогие братья и сестры, это личное таинство спасения своей души. Это личная вера, это личное божественное откровение. То есть оно дается во всей полноте в Церкви, но каждый принимает частно, потому что пока человек себя не исправил, говорит: где Бог, покажите мне Его пальцем. Это невозможно, это безумие. Можно показать, и даже для этого мы и живем. И Господь не скрывается от нас. Он живой, Он наш Отец, Он наш Родитель, Создатель и Бог. Неужели Он создал нас, чтобы от нас скрываться? Он во всей полноте. Не мерой, говорит святой апостол Павел, не мерой Бог дает духа. Слышите? Не мерой, а во всей полноте раз и навсегда. В таинстве крещения человек принял. Но то, что мы недостойны, тут же идем и грешим. Вот почему мы не видим пока Его. Так вот эта слепота духовная она снимается покаянием и правильной праведной жизнью по евангельским заповедям через таинства Церкви, молитвы и доброделание во всей полноте. То есть в совокупности.
Молитва и труд в семье ли, в обществе ли. Только вот это дает положительный результат, что человек может и обязан в этом мире найти Бога. Если не обретет в этом мире человек Бога, то тогда ни о какой вечной жизни не может быть и речи. Это очень важно. К сожалению, дорогие братья и сестры, это очень сильно сказалось в свое время. Весь 18-й и 19-й век, схоластическая школа, формальное исполнение внешних требований привело к самоубийственной революции. И это продолжается всегда. Когда только человек начинает оправдывать свои грехи, он не только себя губит и обманывает, а это результат его лукавого состояния души. И исправить это лукавство возможно только через таинство.
И вы сегодня слышали евангельское чтение, как себя загубили фарисеи. Посмотрите, какое безумие, какое утверждение в зле, какое упорство. Видят сверхъестественное чудо. Человек родился слепым, и вдруг он имеет глаза. Не было глаз, глазницы пустые были. И вдруг человек имеет глаза и видит. И что? Нет, чтобы возрадоваться и сказать: слава Тебе, Господи, какое чудо произошло. Был слепой человек, глазницы были пустые, а здесь глаза на месте и глаза видят, глаза здоровые, естественные. А что они говорят этому человеку, которого Господь наш Иисус Христос исцелил? Что делает лукавое сердце, что делает злоба нераскаянная, упертая? Они говорят, что ты весь во грехах родился, и ты ли нас учишь. Вот они какие праведнички мнимые. Самая большая беда, вот эти две крайности специально, дорогие братья, обозначаю. Крайность самооправдания, что, где Бог, покажите мне Его. А сами не хотят и пальцем пошевелить, чтобы себя исправить. Вторая крайность бывает — замолились, запостились и слишком много о себе начинают думать.
Об этом апостол Павел тоже говорит: не слишком много думайте о себе, хотя каждый из нас и ничто (он о себе тоже говорит) перед Богом, перед величием Бога. Если Господь дал нам заповедь: если вы исполните вся повеленная вам, знайте, что вы рабы недостойные, и делали то, что должны были делать. Господь нас не обижает, не оскорбляет. Почему Он так говорит? Чтобы нас остановить в мнимом тщеславном безумии. Бывает очень часто, что сатана искушает всех людей, особенно тех, кто старается правильно жить, праведно. И вот какая-то мысль приходит в какой-то момент, сатана вселяет эту мысль: вот видите, я пощусь, молюсь, и кто равен мне. Да что про нас говорить, если в свое время таких великих отцов, как Макарий Великий, Антоний Великий он искушал этими помыслами. Поэтому дорогие братья и сестры, безверие это одна крайность, тщеславие, гордыня — другая. То есть и та не видит Христа и другая: «Ну что там, в космосе нигде Бога не видно». Дорогие братья и сестры, Бог не изобразим, Он не в космосе живет. Он живет, совершеннейшая божественная личность — Дух, который превыше всякого ума. Он наполняет и живет во всем и везде.
Как Его увидеть? Господь нам дал бессмертную душу, ум, сердце, совесть, волю. Поэтому испытывая это, то есть если ты не веришь даже, святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что если ты не веришь, помолись Богу, Отцу твоему. Слышите, не веришь. А ты помолись о добром, полезном — о здоровье близких, о своем здоровье, помолись о лучшем для детей своих либо тебя. Попроси самое главное насущное в этом мире. Не деньги и богатство, не отомстить своему врагу, а самое главное в этом мире попросить, особенно о спасении, и вы увидите, каков Бог, как Он Себя открывает, «Свете Тихий». Он Себя открывает радостью бесконечной. Этой радостью мы не только успокаиваемся, а Его присутствие в нашем уме и в душе является для нас безграничным блаженством и совершенством.
Почему мы нимб изображаем? Это свечение Святаго Духа. И поверьте, эта участь не только у святых подвижников. Это каждый из вас. Вы не думайте, если вы миряне, вам это невозможно. Еще больше возможно, чем монахам. Слышите? Чем искреннее будете жить в семье, чем больше будете любить друг друга, жена мужа, своих детей, тем ближе к вам Бог. Потому что Он — любовь и милосердие, правда и истина. Он начало всякой жизни и благополучия.
Поэтому дорогие братья и сестры, святые пасхальные дни не заканчиваются — они вечные. В свое время весь мир, все человечество с кровью и слезами ожидало дней явления Спасителя. И великая слава и честь, безграничное смирение Матери Божьей привлекло величие Бога, что Он снизошел и стал нашим родным Отцом. Слышите, даже по естеству Он изобразился, Он воплотился. Видите, апостол Павел опять же повторю эти слова, что во Христе нам открыта вся полнота Божества телесно. Что еще нужно? Какое счастье. У нас не просто где-то Бог, а Он наш родственник, прямой кровный Отец. Поэтому как бы мы не были немощны, какие бы грехи нас не обуревали, самое главное, от всего сердца попросить у Него прощения и помощи. Он, пока мы живы, всегда слышит, Он всегда поможет.
Вот вы родители. А нам, Господь говорит в Евангелии, даже если мы, будучи под грехом, умеем добрые дела делать своим детям, неужели, если у вас сын или дочь попросит хлеба, дадите камень. Нет, вы дадите хлеб, как бы мы действительно не были падши. Бывает даже дети распущенные, ведут себя недостойно, но вы все равно дадите ему не камень, а хлеб. Если у вас сын или дочь попросят рыбы, неужели вы дадите ему змею? Нет, вы дадите рыбу. Так насколько Отец ваш небесный? Думайте.
Господь призывает, чтобы каждый день и час вы думали. Бойтесь тех, кто говорит, что за вас уже подумали. Это сатана, это дьявол. Всем, кто к вам подойдет и скажет: не беспокойтесь, все нормально, мы за вас уже подумали, мы за вас все решили. Бегите, как от дьявола, от этого человека, от этого общества. Это сатанист, это секта либо подобное им общество. Все, кто отнимает право мыслить, это сын дьявола. А Господь, посмотрите, в течение всего евангельского повествования всегда говорил, обращаясь к нам: вера твоя спасла тебя, имея уши слышать, да слышит. Что значит слышать? Не просто звуки, слова, а слышал, принял, проанализировал, взвесил. Результат либо положительный, либо отрицательный.
Господь всех нас призывает к мысли живой. Нельзя жить как биологическая масса. К этому средства массовой информации, к сожалению, ведет пропаганда, промывка мозгов такая, чтобы действительно превратить человека в амебу, причем в амебу самую поганую. Помойка, которую ждет только огонь сжигающий. То есть такие люди, что не могут ни работать, ни жить, ни семью создать, ни детей родить и воспитать. Просто существа, причем существа определенно злые, демонического характера. Поэтому тоже уразумевайте, А то говорят, а что же нам все по телевизору показывают. Но вы же не глупые дети. Вы можете его разбить, выключить, выкинуть, в конце концов, антенну хотя бы отключите, что-то доброе смотрите. А то взрослые люди с высшим образованием, вроде трезвые, а такие вещи говорят: а что же нам еще смотреть. Так не смотрите. Книги кто последний раз читал? Литературу хотя бы классическую.
Подумайте, что делают из нас. А потом удивляются, почему такие несчастья трясут всю нашу страну, весь наш народ. Кому много дано, с того много спросится, Господь говорит. А русским Господь больше всех дал. Нет на земле более талантливого народа, как русский. Нет более смиренного народа на земле, чем русский. Нет больше прекраснее народа, как русский. Нет сравнений, чтобы провести параллель. В первую очередь русские и все народы, которые объединены под это имя. Потому что корень «рус», на древнем нашем языке, «рус» и «вен» — это свет. Народ Божьего света. Слышите, к чему мы призваны. Даже в языческое время апостол, упрекая иудеев, говорит, что многие язычники, не зная Закон Божий, живут по закону. И совесть их свидетельствует им, что они живут по Закону Божьему, не зная его.
Слышите, как жили наши предки и что передали нам. Вы не думайте, что христианство, православие утвердилось на пустом месте. Из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие кровью запечатлели наши предки нашу веру. И сейчас как бы мы были недостойны этой веры, она сохраняется, потому что их кровь, как щит и меч. Несокрушимая стена. Вот бессмертный полк. Какие-то Божьи люди. Господь кому-то на ум положил 9-е Мая, и посмотрите, какое чудо, до чего мы дожили. Действительно, живые и мертвые встали. Потому что 36 миллионов, которые отдали свою жизнь во Второй Мировой войне это тоже все 90% из них, если не все 98%, это святые мученики. Святые мученики, кто умер от голода, от убийства, насилия в концентрационных лагерях, кто умер на войне в бою — вот она сила. Пришло, видно на горизонте, появился лучик света надежды, что Господь, похоже, снимает гнев за то, что наши деды и прадеды натворили. Потому что это сонм святых.
Раньше с кем ходили, «срамно есть и глаголати». А это не просто портреты родственников, погибших на войне, дорогие братья и сестры. Это иконы, слышите, иконы святых мучеников. И только их кровью, как сказано в Апокалипсисе. Когда святому Иоанну Богослову было открыто видение, когда пятая печать была снята, и он видел сонм мучеников обагренных кровью, которые были избиты за слово Божье. И они обратились к Господу и сказали: Господи, почему Ты до сих пор не мстишь за нас. Господь утешил их, дал им белые ризы и сказал: потерпите немного, потому что к вам еще должны прибавиться ваши братья, еще будут мученики. А мы и видим. Посмотрите, по всему миру именно в первую очередь убивают православных христиан. И то, что Господь дал им белые ризы, это значит, что Господь оправдал, очистил их. Это знак святости.
Так вот, дорогие братья и сестры, какая у нас есть опора и надежда — народ света. И поэтому не удивляйтесь, почему с нас так строго спрашивают. Действительно, сколько народов на земле живут как бабочки. Мухи их не кусают. Никаких проблем. Да кому они нужны? Там, где Бог, там война. Почему? Война против Бога. Святой Григорий Богослов говорит, что так лучше будет брань, война, чем брань духовная. Не думайте, я не о внешней войне говорю. Лучше война, чем мир сатанинский, лукавый подлый мир, благополучие загнивающее, которое удаляет нас от Бога. Поэтому там, где нет борьбы, там нет давно благодати Святаго Духа, там нет Церкви. Поэтому, поверьте, можно даже себя крестами завешать, а ничего общего человек не будет иметь с христианством. Делами подтверждается жизнь во Христе, исполнением заповедей, а не обманом внешним, красивыми картинками, рекламами. Это все сатана делает, это он умеет мыльные пузыри пускать, а по сути — убийца. Человекоубийца искони, с самого начала, с сотворения мира он враг Божий и враг человеческий.
Поэтому дорогие братья и сестры, Пасха вечная, радость безграничная. Только чтобы быть сопричастником этой радости, нужно постараться, даже не веря. Нужно попросить Бога о помощи, о самом полезном. Поверьте, Он всегда вам ответить. Отвечает (самое главное, тоже разумейте правильно) Он не словом, не видом. Он отвечает нашему сердцу и уму покоем, радостью и утверждением праведных мыслей. То есть Он ум первый, и нашему уму отвечает умными мыслями, полезными и бесконечной совершенной радостью, совершенством. Это начало вечной жизни, в чем нам да поможет Господь, Матерь Божия и все святые в земле российской просиявшие. Аминь.
5 июня 2016 г.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии