Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. О воде, утоляющей духовную жажду. Схиархимандрит Авраам Рейдман

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Христос и самаряныня

(Евангелие от Иоанна, 12 зачало, глава IV, стихи 5-42)

Ныне мы вспоминаем событие, произошедшее задолго до страданий и Воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа, – беседу Спасителя с самарянкой.

Церковь придает этому событию большое значение, считая уместным напомнить нам о нем в преддверии дня Пятидесятницы, когда мы будем вспоминать сошествие на апостолов Духа Святого в виде огненных языков, и призывает нас к размышлению над смыслом слов Господа.

Спаситель проходил через Самарию и пришел «в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев» (ст. 5–6). Этот колодец существует и по сей день. Некогда над ним была возведена небольшая церковь, а сейчас строится большой храм. Колодец был выкопан святым патриархом Иаковом, поэтому его почитают как иудеи, так и христиане. Последние в особенности еще и потому, что Спаситель беседовал здесь с самарянкой.

«Было около шестого часа» (ст. 6). По нашему времяисчислению – полдень. В южных странах в это время стоит такая жара, что люди стараются даже не выходить на улицу. На несколько часов в середине дня всякая работа обычно прекращается, потому что заниматься каким-либо трудом практически невозможно.

«Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи» (ст. 7–8). Видимо, ученики считали, что Спасителю не совсем уместно заходить в город. Они оставили Его отдыхать возле колодца, где было прохладно, и пошли купить пищи, чтобы подкрепить себя в дороге.

«Женщина Самарянская говорит Ему: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (ст. 9). Во-первых, иудеи считали самарян еретиками, искажавшими истинное учение о богопочитании. Во-вторых, с точки зрения иудеев, самаряне имели нечистое происхождение: они произошли от халдеев, переселенных в Самарию еще ассирийскими царями и смешавшихся с иудеями. Поэтому иудеи презирали самарян как еретиков и язычников по происхождению.

Далее в Евангелии описывается обыкновенный на первый взгляд разговор. Конечно, самарянка еще ничего не слышала о Спасителе, поскольку самаряне, жившие изолированно, могли совершенно не знать того, что происходило в среде израильтян и что волновало людей там. И потому она обращалась с Господом как с самым обыкновенным человеком. Когда Он сказал ей: «Дай Мне пить», для нее, знавшей иудейские обычаи, это показалось столь странным, что она с изумлением спросила Его, как Он не боится оскверниться? Ведь иудеи считали, что, вступая в общение с самарянами, они оскверняются. Спаситель ответил ей словами, которые она тогда совершенно не поняла. Нам это может показаться странным: зачем Спаситель говорил ей то, чего она не понимала? Но Он предвидел, что благодать Божия просветит эту женщину и она на собственном опыте проверит Его слова. Мы не знаем, произошло ли это спустя несколько дней, после того как Господь говорил с ней и с жителями Сихаря, или же Его пророчество, преподанное ей в приточной форме, исполнилось уже после дня Пятидесятницы, когда апостолы крестили, помазывали миром и возлагали руки на своих учеников. Обращаясь к вере, ученики исполнялись неизъяснимой благодати Святого Духа и испытывали чувства, которые помогали им понять, что означают пророческие слова Спасителя о живой воде. Господь часто объяснял неизъяснимое, неземное, сверхъестественное Божественное действие благодати при помощи образа воды. В день Пятидесятницы читается евангельское зачало, в котором приводятся слова Спасителя: «У всякого верующего в Меня из чрева истекут реки воды живой» (см. Ин. 7, 38). Господь призывает людей прийти к Нему и пить: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37). Видимо, этот образ наиболее точно подходит для описания действия благодати в человеке. А описать это неизъяснимое, неземное, сверхъестественное Божественное действие было необходимо, чтобы люди, не испытавшие его, получили возможность отождествить действие благодати с чем-то знакомым.

«Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (ст. 10). Слова «если бы ты знала дар Божий» означают следующее: если бы ты понимала, какая милость Божия по отношению к тебе проявилась в том, что ты как будто бы случайно со Мной встретилась, если бы ты знала, Кто Я, сказавший тебе: «Дай Мне пить», то ты, вместо того, чтобы задавать вопросы и колебаться, давать пить этому незнакомому иудею или нет, сама просила бы Его, и Он дал бы тебе воду живую.

Что такое «вода живая»? Буквально – это вода текущая. Не стоячая, которая от нечистой почвы или плохого воздуха может испортиться и приобрести неприятные свойства, – но вода «живая», которая постоянно обновляется, течет. Спаситель говорит, конечно же, не о воде как таковой, а о действии благодати, которое здесь так точно описано. Нам, людям с непросвещенным разумом, не имеющим духовного опыта, понять это трудно, а вот святые отцы, читая Евангелие, находили в нем подтверждение своим внутренним ощущениям. Все испытываемое ими в их внутренней жизни они проверяли прежде всего по Священному Писанию. Образ текущей воды чрезвычайно точно описывает то, что ощущает христианин в своей душе при обильном действии благодати. Но самарянка не понимает слов Спасителя и видит в них только обыкновенное возражение себе. Ей кажется странным, что этот человек может превозносить себя настолько, что обещает дать ей не просто воду из колодца, а воду живую, текущую, когда у него даже и почерпнуть нечем, а колодец глубок. И действительно, колодец Иакова очень глубокий.

И тогда «Женщина говорит Ему: господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая?» (ст. 11). Даже ученики Спасителя, будучи людьми простыми, обычными рыбаками, часто не понимали Его слов. И эта женщина, имевшая несомненно простое происхождение, привыкшая все понимать буквально и пользоваться естественным здравым смыслом, недоумевает: «Как этот незнакомый человек может дать ей воду живую? Может быть, он думает выкопать новый колодец, в котором бы открылся источник текущей воды? Но в этих пустынных местах найти воду чрезвычайно трудно». Открытие здесь колодца древним патриархом Иаковом было чудом. Поэтому она спрашивает: «Неужели Ты больше отца нашего Иакова?» (ст. 12), ибо самаряне приписывали себе происхождение от Иакова или, может быть, считали его своим духовным родоначальником. Самарянка этим говорила: «Неужели ты больше его и можешь найти другой источник в этом пустынном месте, тогда как с древнейших времен существует только этот и ничего лучшего за столько времени никто найти и выкопать не смог?»

«Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять» (ст. 13). Слова эти можно понять в широком смысле: всякий пытающийся насладиться, насытиться земными удовольствиями будет испытывать все большую жажду, все большее алкание этих земных наслаждений и никогда ими не насытится, никогда не найдет в них удовлетворения. Удовлетворив ту или иную страсть, человек на какое-то мгновение успокаивается, но потом страсти снова восстают в нем и требуют еще большей пищи, оттого что привыкли постоянно ее получать. И так они пожирают человека, который никогда не может найти покоя.

«А кто будет пить воду, которую Я дам ему (ибо только один Господь может преподать нам эту воду. – иг. А.), тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Когда Спаситель говорит, что пьющий данную Им воду, то есть благодать, «не будет жаждать вовек», Он не имеет в виду, что человек, один раз насытившись благодатью, больше ее не захочет и удовлетворится полученным. Нет, такой человек не захочет никакого разнообразия, никаких развлечений и вообще ничего другого, кроме одной этой «воды», то есть общения с Богом, упоения славой Божией, бесконечно изливающейся от любвеобильного, человеколюбивого Господа. Эта простая «вода» – действие благодати услаждает человека настолько, что он находит в ней неповторимое многообразие, отчего порой собственный вчерашний духовный опыт не может отождествить с сегодняшним, а на следующий день опять испытывает что-то новое. И это происходит уже сейчас, на земле, а в будущей жизни действие благодати будет неизмеримо превосходнее. Ибо сейчас, по словам апостола Павла, мы, подобно невесте, имеем только «обручение Духа», а в будущей жизни вступим уже в духовный брак с Господом Иисусом Христом (см. 2 Кор. 1, 22; 5, 5).

Посмотрите, как точно и ясно евангелист Иоанн описывает действие благодати. Если мы с рассуждением будем вникать в евангельские слова, то увидим в них описание высших духовных состояний подвижников благочестия.

«Но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды» (ст. 14). Это значит, что сначала человек получает воду извне и удовлетворяет жажду, а затем с ним происходит преображение: вода в нем сама превращается в источник. Из сердца человека начинает источаться благодать, прохлаждая духовную жажду, орошая изнутри сначала сердце, а потом и душу. Она может излиться и на все тело, омывая его изнутри и делая бесстрастным и чистым. При обильном действии благодать изливается и на других людей, что мы и видим на примере некоторых подвижников благочестия, таких как праведный Иоанн Крондштадтский, преподобный Серафим Саровский или другие чудотворцы и подвижники, обладавшие самыми разными духовными дарованиями. Этот «источник воды» появится в нас тогда, когда мы придем к Спасителю и упросим Его напоить нас живой водой. Когда мы сможем удержать эту небесную, сверхъестественную живую воду внутри себя, тогда в нас произойдет необыкновенное изменение: мы вдруг увидим, как в нас самих открылся источник воды, текущей в жизнь вечную. Этот источник как бы неким стремительным потоком увлекает послушного ему ревностного подвижника в вечную жизнь, заставляя его думать о небесном, отрешая от всего преходящего. Как водный поток, хотя и течет по земле, но не смешивается с ней, а стремится все дальше и дальше, так и человек, увлекаемый потоком благодати, стремительно проносится через все суетное, временное и земное, все более и более приближаясь к Богу.

В то время самарянка не поняла слов Господа. Апостол Иоанн Богослов приводит эти слова прежде всего для нас, потому что мы их уже понимаем. Мы рассматриваем евангельские события в свете учения Православной Церкви, видя в них истинный смысл и разбираясь, что они значат. Хотя в самом Евангелии многие поучения Спасителя никак не объясняются и не комментируются. Я думаю, что лишь спустя некоторое время, испытав на опыте то, что говорил ей Спаситель, самарянка уразумела глубину значения Его слов и, конечно, всю жизнь вспоминала эту знаменательную беседу.

И я думаю, что это событие, интересное и поучительное для нас, было описано именно Иоанном Богословом не только благодаря сверхъестественному действию Святого Духа на него, когда он составлял свое Евангелие. Иоанн Богослов, как говорит нам Священное Предание, долгое время пребывал в Иерусалиме вместе с Матерью Божией и не выходил из-за этого на проповедь. Он общался со многими христианами, приходившими в Иерусалим, который в то время был центром духовной жизни, и вероятно, желавшими поговорить с Божией Матерью. Может быть, он видел и эту самарянку. Как апостол Лука говорит, что он исследовал все с испытанием, так можно сказать и об апостоле Иоанне – он также тщательно выслушивал и запоминал все эти рассказы, потому что в его Евангелии есть такие эпизоды, описанные подробнейшим образом, которых нет у других евангелистов. Я думаю, что именно это его общение со многими христианами, в подробностях рассказавшими о тех событиях, свидетелями которых сами апостолы не были, дало ему возможность описать эти события и для нас.

Мы, читая Священное Писание, часто не понимаем его духовного значения, подобно этой самарянке. Только по прошествии некоторого времени мы – если, конечно, проявляем ревность, – начинаем испытывать действие благодати, видим на себе исполняющимися слова Евангелия. Тогда, мысленно оборачиваясь назад, мы вспоминаем то, что говорит Священное Писание или святые отцы, изъяснявшие его и своими словами так же проповедовавшие евангельскую истину, и видим справедливость этих слов. «Женщина говорит Ему: господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (ст. 15). Эти ее слова подтверждают то, что она не поняла сказанного ей Господом. Она решила, наверное, что, судя по убежденному тону слов этого человека, Он все-таки способен сделать почти невозможное – открыть источник живой воды. И поэтому она просит Его дать ей этой воды. Может быть, ей представлялось, что тому, кто получит необыкновенное дарование, о котором говорил Спаситель, уже не будет необходимо удовлетворять свои телесные потребности обычным способом.

Мы тоже часто хотим получить от Господа такую помощь, которая избавила бы нас от земных забот. Мы думаем не о том, что единственно важно для нашего спасения, а о том, что позволило бы нам жить беспечально. Но не нужно в этом уподобляться самарянке. Будем с верой читать Священное Писание и творения святых отцов, которые многие подвижники благочестия также называли (и справедливо!) священными писаниями. Будем вникать в них, будем следовать им, потому что слова их истинны, слова их от Бога, слова их от опыта. И если мы окажемся послушны учению Евангелия и святых отцов, что по сути одно и то же, то, несомненно, испытаем исполнение евангельских слов и на самих себе. Аминь.

28 мая 2000 года


http://www.sestry.ru/church/content/confessor/amvonn/p/piatid/05/2/html_id/for