НЕДЕЛЯ 5-Я ПО ПАСХЕ, О САМАРЯНЫНЕ. Иеромонах Назарий (Рыпин)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшний воскресный день, дорогие отцы, братья и сестры, святая Церковь предлагает нам отрывок из евангелиста Иоанна о встрече Господа с самарянкой на колодце Иакова (Ин. 4, 5-42). Господь как милосердный любящий Творец стремится творить добро, творить его бескорыстно, творить его повсеместно, творить его непрестанно.

И вот Он, изнемогающий от жары, потому что ночь Он проводил в молитве, а днем спешил творить Свои великие дела, приходит на этот колодец, отпуская учеников в город, чтобы купить пищу. Он заботится о душе той, которая приходит туда, о самарянке, жительнице той местности того народа, который силою судеб и Божьей и человеческой отпал от народа израилева, и сохраняя веру в единого Бога, в некотором смысле уклонился в ересь. Потому евреи не сообщались с самарянами. Но Господь приходит, чтобы привлечь душу этой женщины, видя уже задолго до того ее трепетное сердце, ее пылкую жаждущую и алчущую душу, находящуюся в этом зное страстей, изнемогающую от тяготы греха, но ищущую правду в своем сердце, что и являет она в беседе со Христом. Она приходит почерпнуть воды из этого источника в это очень жаркое время. И то, что потом узнается из ее жизни, объясняет, почему она пришла именно в этот час, когда никого на колодце нет. Потому что она имела 5 мужей, пять мужчин. И тот, с которым она жила в тот момент, не был ей муж. То есть она была не самой лучшей жизни. Именно она приходит тогда, когда в этот палящий зной не приходит никто, чтобы лишний раз, быть может, не встречаться там с кем-то из своих сограждан.

Христос просит у нее пить, потому что Он как человек нуждается и в пище, и в питии, и в отдыхе, и в одежде, и во всех человеческих нуждах, таких простых и естественных для каждого из нас. Потому что Он, будучи всемогущим Творцом, безмерно и непрестанно благодетельствует человеку, всегда забывая Себя. Ни одно из Его чудес не направлено для Него Самого. Все Его чудеса это сплошные благодеяния человеческому роду, сплошные благотворения людям, каждому из нас с вами. И вот Создатель показывает нам пример того, как нужно жить, чтобы быть подобным Ему, расточая себя для всех, растрачивая, чтобы в этом и обрести, наконец, себя, обрести свой личный смысл и ту глубину подлинную человеческую. Эта самарянка удивляется Его вопросу, говоря, что жидови не сообщаются с самарянами, и как Ты, будучи евреем, просишь у меня, у самарянки, пить воды(ст. 9). Но Господь, беря от этого повод, ведет ее на большую глубину, на которую она способна, говоря о том, что если бы ты знала, Кто говорит с тобой, то просила бы у Него воды живой, которая бы стала источником воды, ведущей в жизнь вечную (ст. 10), живой воды, то есть той, которая течет живо.

И вот Христос предлагает ей это течение. Но она, еще не до конца понимая, будучи простой женщиной, говорит: как Ты мне можешь дать этой воды, когда даже почерпала не имеешь? (ст. 11) И собственно Христос Господь наш приводит ее к мысли о том, что эта вода, которую Он готов дать каждому верующему в Него, она есть вода Духа Святаго, вода благодати божественной, той живительной напояющей влаги, которая напояет иссохшие сердца человеческие, скукошенные и растрескивающиеся души человеческие. И вот эта женщина, понимает, что перед ней не простой человек, потому что Господь ей говорит: приведи сюда мужа своего. И когда она в недоумении говорит, казалось бы, правду, что у меня нет мужа, Господь, желая обратить ее к покаянию, не обличая ее, дает ей повод также, что ты правду сказала, что нет у тебя мужа. Потому что пять мужей было у тебя, и тот, с которым ты нынче живешь, не муж тебе (ст. 16-18).

Казалось бы такая современная ситуация. Сейчас многие из современных людей пытаются жить точно также подобно этой самарянке. Но, тем не менее, для нее это сказанное слово Богом становится откровением, что Он знает всю ее жизнь. И она тут же понимает, что это человек не простой, и говорит, что Ты пророк (ст. 19). И начинает спрашивать Его о совершенно иных вещах, вопрошает Его о том, что вы кланяетесь в Иерусалиме, а мы кланяемся на месте сем; и где есть правильное поклонение Богу? (ст. 20) Удивительно то, что как только она осознала, что перед ней человек духовный, человек непростой, и вопросы ее становятся глубокими и духовными, теми, что ее по-настоящему тревожит в глубине ее сердца, несмотря на ее далеко неправедную жизнь.

Способны ли мы на такое? Очень многие современные христиане тоже теснят духовников, теснят всевозможных старцев, бесконечно находясь в этих поисках, каких-то духоносных людей. Но с чем приходят чаще всего они? Что их волнует? Зачастую, к сожалению, это какие-то совершенно бытовые вопросы. И они важны, безусловно, в жизни человека. И они нуждаются в разрешении, если человек обрел истинную веру. Но порой обретя эту веру, человек живет так, как будто он ее и не находил, как будто все те обеты, которые он давал и обещался Христу, давно им забыты и происходили не с ним. Он живет так, как будто вся его жизнь находится здесь на земле. И для неба остается так мало в его сердце, в его жизни. И вот эта самарянка показывает нам пример, как ее сердце живет все-таки этим как ни странно, но все же идеалом неба. Как вещи божественные духовные волнуют и тревожат ее душу. Именно об этом она спрашивает у Христа, Который говорит ей, что вы кланяетесь тому, кого вы не знаете, мы кланяемся Тому, Кого знаем, потому что спасение от иудеев есть (ст. 22).

И подлинно Он, истинный Бог и истинный Человек, пришел от иудейского народа, чтобы даровать свободу и спасение всему человеческому роду. Но кланяющиеся Богу Духом и истиной есть истинные поклонники. И таковых поклонников ищет Небесный Отец. Подлинно только в духе можно кланяться Богу в этой вершине человеческой жизни, в этой самой возвышенной составляющей природы человека, во всем его существе, на пределе его человеческого бытия, существования. Только в этой своей сокровенной сути человек подлинно может поклоняться Богу не коленами, не поясницей, не шеей, конечно же. Не такового поклонения ищет Бог, но прежде всего, поклонения во всем своем существе, когда человек духом поклоняется своему Творцу. Но поклоняется не только в своем этом глубинном существе, но прежде всего еще и в истине, чтобы он сам, исповедуя истину своею жизнью, стоял в ней. Только в этом можно поклоняться Творцу, чтобы творить Его святую божественную волю, творить Его заповеди, веровать в Него непоколебимо чисто, истинно и верно, и чтобы эта истина его поклонения была засвидетельствована его жизнью, прямотой его слов и дел, чистотой его дел, мыслей и поступков, безупречностью и постоянством всего того, что происходит в его жизни, всего круга его жизни. Конечно, человеку это очень сложно и практически невозможно это сделать без Бога. Но мы должны хотя бы стремиться к этому, чтобы в этой истине поклоняться нашему Творцу и Создателю. И в эти пасхальные дни, когда Христос устремляется на борьбу с дьяволом и мужественно выходит для этого поединка со смертью, адом и самим сатаной, Он как подлинный муж правды, бесстрашный воин соделывается победителем и смерти, и ада, и дьявола.

И мы, празднуя сегодня память великомученика Георгия Победоносца также, этого бесстрашного воина, который подобно своему Творцу и Создателю выходит на этот поединок со смертью, со своим мучителем, с самим сатаною. И бесстрашно выходит на поединок со смертью, не страшась ее, мы готовимся всецело предать себя в волю Творца и в Его любящую десницу, чтобы в этом мучении перемалываемый, истязаемый, изрезываемый на части стать подлинно Христовым, всецело соединиться с Ним. Этот юноша, такой красивый, казалось бы, непорочный, воспитанный в вере с детства, достигший больших высот в государственной службе, любимец императора, начальник его стражи – это огромная должность, непосредственно имеющий доступ постоянно к императору, обласканный им и всячески одаренный, тем не менее, сохраняет верность единому Царю – Христу Господу нашему. И он, выходя на это поприще мучений, показывает и нам, что невозможно послужить Богу, не отдавая себя всецело Творцу, не предавая всю свою жизнь в Его руки.

И никто никогда не выдержит даже маленьких мучений, если в нем нет подлинного смирения, этой готовности всецело предать себя в руки Творца. Если в нас хоть что-то останется своего, какого-то хотя бы маленького мнения о себе, то мы не сможем выдержать этих не страшных и малых мук, потому что где-то в глубине нашего сердца есть надежда на себя. И только надеющийся на Бога не на словах, не в каких-то декларируемых лозунгах, но подлинно своей жизнью в глубине своего сердца сможет выдержать эти испытания и пройти этим путем до конца. Будут ли это скорби внешние какие-то, всевозможные клеветы и зависть, которые воздымают духи злобы на подлинных последователей Христовых, или же это заточения, ссылки, пытки и муки. Но все это возможно только в этом преданном служении Христу, в этом самоотвержении и самоотречении от своего человеческого «Я».

И вот Господь, увенчивая мучеников, предлагает и нам с вами пройти путем праведным, потому что удивительно то, что эта самарянка, вошедшая в город после того как Христос на ее слова, что когда придет Мессия, Который возвестит нам вся, говорит: это Я, говорящий с тобой (ст. 26). И она бежит, чтобы возвестить своим согражданам о том, что этот человек, который сказал ей все, есть Христос. Как поразительно, что этот простой самарянский народ верует словам этой женщины. Иудеи не поверили словам и делам Самого Христа. Лишь немногие уверовали в Него, а эти самаряне веруют далеко не благочестивой женщине, которая жила в их городе. Но ее слова были так дерзновенны, столь изумительно правдивы, что никто не усомнился в справедливости ее слов. И придя ко Христу, они увидели Его и уверовали в Него. И сказали Ему, не так как сказали эти свинолюбивые гадарянские жители: выйди из пределов наших, а напротив, умолили Христа прибыть у них. И Христос прибыл у них еще два дня.

Будем помнить о том, что Господь показывает Своим ученикам, что у Него есть иная пища творить волю Небесного Отца. И те жатвы, которые побелели, это есть те народы, которым надлежало проповедовать апостолам, приводя их ко Христу. «Жатвы много, а делателей мало», – говорит Господь (Мф. 9, 37). И мы с вами не только жатва Господня, но каждый из нас в какой-то степени и делатель нивы Христовой. Не будем забывать об этом, что каждый из нас призван проповедовать Христа и своим словом, и своей жизнью, и своими делами, всем своим образом как человек, который устремлен в вечность, как тот, для кого идеал неба есть единственный и единый идеал его жизни. Чтобы наша жизнь не была таковой, что мы никогда не знали Христа, не читали Евангелия, потому что из нашей жизни порой христианство совершенно не выводимо. Не случайно апостол говорит: вами хулится имя Христово среди язычников (Рим. 2, 24), почему так много нападок на Церковь.

Не будем забывать, что тело Христово это не иерархия, не епископы и священники. Это все миряне, включая церковную иерархию. Все они есть тело Христово. И каждый из нас должен быть этим примером и воином Христа Бога, без которого этого мужественного служения Христу невозможно стать Христовым. Не надо забывать об этом, что каждый из нас имеет право голоса в Церкви, имеет право проповедования Христа, отстаивания истины Христовой. И именно в этом нашем церковном сознании только и может быть подлинное возрождение и общинной жизни Церкви, и вообще всей церковной христианской жизни.

Господь всемогущий, воскресший ради нашего спасения и приводящий нас к воскресению из смерти, да сподобит и нас получить это совоскресение с Ним во веки. Аминь.

https://www.optina.ru/sermon/ned5pashe_samarjanyn18/