Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Протоиерей Алексий Уминский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Поклонение Кресту

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною!». Такие слова звучат в храме сегодня, в неделю Крестопоклонную. В самой середине Поста предлагает нам Господь услышать эти очень неприятные для каждого человека слова. Очень-очень неприятные именно для тех, кто хочет идти за Христом. Но нет никакого другого смысла в нашей вере по-настоящему, как только идти за Христом.

Просто иметь какие-то отношения с неведомым божеством, на таком уровне: я буду тебе жертвы приносить, а ты мне будешь за это отвечать на мои просьбы и молитвы и устраивать всю мою земную жизнь. При таких отношениях между человеком и Богом нет никакого пути, всё предельно просто и ясно: отношения между человеком и Богом определяются неким договором, когда человек знает, что нужно от него, и что ему нужно от Бога. Я приношу Ему жертву, я ставлю Богу свечи, я совершаю какие-то праведные поступки, а Бог за это мне помогает, улучшает качество моей земной жизни.

Человеку часто кажется, что верить в Бога надо для того, чтобы улучшать качество своей земной жизни. Но вера – она о другом, по крайней мере, наша вера, если мы действительно – христиане, если мы это имя носим не просто по культурной принадлежности, а вот по-настоящему – христиане.

И тогда наши отношения с Богом, со Христом, истинным Богом нашим, складываются по-другому. Человек начинает идти за Христом. Потому что всё евангельское благовестие – это призыв. Господь нас позвал за Собой, как однажды позвал Своих учеников. Он позвал – и они услышали. Вот так же Он и нас однажды позвал. И нам тоже надо за Ним идти.

Если ты хочешь, – говорит Господь, – если у тебя есть желание идти за Мной, тогда отвергнись себя. И вот здесь самое непонятное, здесь самое сложное. Что значат эти слова для нас? Ответом здесь будет – потеряй душу свою! Согнитесь! Ни во что себя вмените! Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет свою душу ради Меня, – говорит Христос, – тот сбережет её. Как же человеку это осуществить? Что это значит для нас? Каким образом мы можем следовать за Христом, или мы не можем следовать за Христом? И чаще всего мы не можем, потому что приходим ко Христу именно в такой парадигме отношений: мы лучше принесем Тебе что-нибудь от нашего, что мы можем. Попоститься? Да, ну плохо, но как-то можем попоститься. Давайте мы попостимся. Давайте мы правила почитаем, давайте мы сделаем какие-то добрые дела. Давайте-ка мы еще что-нибудь такое изобразим, что будет являть собой духовную жизнь. Ну, внешне это же так похоже на духовную жизнь, когда человек живет как бы по-христиански. Вот, он делает праведные дела, он правильно поступает, он всё делает так, как написано, так, как другие говорят, как батюшка советует. Всё он делает правильно, он даёт Богу что-то своё, то, что ему дается с трудом, конечно. Ведь поститься всем тяжело, тяжело молиться, тяжело делать добрые дела. Тяжело тратить время на какие-то вещи, которые мы делаем для других, тяжело. Но мы делаем, потому что есть заповедь, потому что так правильно, потому что через это мы чувствуем себя оправданными, христианами.

Но вот есть что-то такое, чего мы не делаем никогда, или что дается нам с величайшим трудом. Это когда мы даём Богу не что-то от нашего, а когда необходимо отдать самого себя. Самого себя. И это бывает тогда, когда человеку нужно не что-то получить от Бога: помощи, милости, исцеления, благодати, – что угодно, потому что какие-то вещи можно получить только от Бога. Нигде в другом месте их никак не получишь. И вдруг человек устремляется своей верой не к этому, а к Самому Богу. Когда человеку нужно не Божье, а Сам Бог.

И вот что интересно: Евангелие нам как раз и говорит о том, что Бог пришел человеку дать не что-то от Своих щедрот, не какой-то Своей Божественной помощи, не какой-то Своей Божественной силы, не какой-то Своей Божественной милости даже, не какой-то Своей Божественной благодати, – а пришел дать Самого Себя. Самого Себя. Именно поэтому Он и есть Тот самый, Кто отвергся Самого Себя и взял Крест Свой. Господь наш Иисус Христос – Он Самого Себя, божества Своего отвергся. Взял крест и всего Себя отдал.  И в этом есть Его Божественная воля. Потому что Любовь – она так поступает. Любовь, – как говорит апостол Павел, – она не ищет своего. И поэтому когда есть настоящая, истинная любовь, она всё время отвергается самого себя. Она всё время губит себя ради иного, ради того, кому эта любовь посвящена, она всё время отдает себя до конца.

Поэтому Господь, отвечая на вопрос фарисею, какая самая большая заповедь в Законе, и говорит: «Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим, всею мыслию твоею, всею крепостью твоею». А как это можно сделать иначе, ежели ты не отвергаешься себя, всей жизни своей Христу Богу не отдаешь?

В этом смысл нашей христианской веры, она по-другому никак не формулируется. Её по-другому никак нельзя проповедовать, нашу веру во Христа. По-другому не скажешь, почему мы христиане. И вот это и является для нас самым тяжелым.

В покаянном каноне Андрея Критского есть такие слова: «Самоистукан бых страстьми». Самоистукан! То есть человек сам для себя божок. Каждый сам себе служит. Каждый сам вправе себя жалеть. Каждый сам для себя дороже всего на свете. И вот это самое большое наше горе. Нет ничего более горького – быть самоистуканом. Потому как если человек таков, то служить Богу и ближнему он не сможет. Он никогда себя самого никому, даже Богу, не отдаст, а будет от себя отщипывать по чуть-чуть, вот это, вот это, вот это моё от меня возьмите, а всего себя – нет. Вот это свойство самоистукана. От него нам надо избавляться. Вот от этого нам надо отвергнуться. С этим нам надо бороться. В этом и есть то единственное, что может нам дать возможность идти за Христом.

А идти за Христом человеку очень и очень тяжело. Об этом как-то сказал философ, который даже не был христианином: «Честный верующий  подобен канатоходцу. Кажется, что он ступает по воздуху, потому что то, что его держит, его опора – она крайне ненадежна. Но всё-таки он идет, и всё-таки идти по этой опоре можно».

Вот это о христианах. Вот такова наша жизнь. И вот на этот путь каждого из нас Господь зовет решиться, взять крест свой и последовать за Ним. И кто это сделает, кто на это решится, кто не испугается отвергнуться себя, уже здесь, на земле, становится тем, о ком сказано в сегодняшнем Евангелии: «Некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе».  Аминь.

2017

http://trinity-church.ru/prior/outreach/krestopoklonnaya_nedelya