НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Всех святых, в земле Русской просиявших

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Собор всех святых, в земли Русской просиявших

Сегодня святая Церковь совершает память Всех святых в земле Российской просиявших

Разным странам прилагаются разные наименования, характерные для того или иного народа. Но только два места на земле называют святыми: это Святая Земля, в которой воплотился и проповедовал Господь наш Иисус Христос и наша Святая Русь. Русь называлась Святой не потому что не было грехов, не было беззакония в её жизни, но потому, что самое важное, самое драгоценное, самое великое что было у нашего народа — это святость. Это идеал, это предел стремления русского духа...

И пусть нам не удается обустроить свое земное бытие так комфортно, как иным государствам, однако незыблемым остается наше главное целеполагание — стремление к святости.

«Россия есть подножие престола Господня», говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Русская история — не череда бессмысленных взлетов и падений, побед и разочарований — это пространство действия Промысла Божьего, где постоянно рождались и продолжают рождаться новые святые. В этом и заключается смысл понятия «Святая Русь».

Сегодня, когда мы вспоминаем всех святых, в Земле Российской просиявших, мы поражаемся многообразию их подвигов. Среди них — могущественные правители и рядовые монахи, просветители народов и основатели монастырей, церковные иерархи и неграмотные крестьяне, женщины-домохозяйки и младенцы-мученики.

Благоверный князь Александр Невский, с оружием в руках защищавший интересы родины, и преподобный Серафим Саровский, устранившийся от всех мирских забот ради служения Богу; юродивый Василий Блаженный и премудрый святитель Филарет Московский;; святая равноапостольная мудрейшая княгиня Ольга и незлобивые страстотерпцы Борис и Глеб… Этот список можно продолжать долго — вчера за чтением канона мы слышали эту божественную музыку русских имен, одно простое перечисление их имен занимает 25 страниц.

Христианство не учение, а жизнь в Духе Святом, Который есть Податель этой жизни. Он подает людям новое духовное рождение, наполняя Своею благодатью всего человека: и душу его, и ум, и тело. Поэтому Святая Церковь прославляет святых не за их учение, а за их духовную жизнь.

Духовная жизнь и есть настоящая жизнь. Все остальное — вещественно.

Что же такое жизнь? В Священном Писании это ясно объяснено на первой странице: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою.

То есть из земли сотворил Бог тело, а непосредственно из Себя вдохнул дух жизни. Так стал человек живой душой. Итак, человек хотя и вещественен, но вещество — с живым духом, непосредственно полученным от Творца.

Этим самым живым духом человек находится в связи с Самим Создателем и со всем Небесным духовным миром, находящимся около Создателя. Малый пламень, общий с вечным Божественным пламенем. И хотя телом мы ползаем по земле с насекомыми, этим пламенем мы связаны с Небом и вечностью.

Душа живая в теле, постоянно поддерживаемая и оживляемая живым Божественным Духом, и есть жизнь человеческая.

Говоря реально: духовная жизнь, есть непрестанный труд направленный на то, чтобы удостоиться получить этот Божественный Дух.

Стяжание, собирание по крупицам этой Божественной благодати — вот непреходящее, вечное предназначение человека, его миссия. В этом приятии, в этом стяжании Духа Божия и заключается смысл жизни христианина на земле. Кто принял в себя Святого Духа, кто стяжал Его Благодать, тот стал причастным вечной жизни, тайны Будущего века, тот освятился и стал новым творением, новым человеком.

Как же соединяется Благодать с человеком? По словам святых отцов, это происходит подобно тому, как огонь соединяется с железом или углем. Если железо или угль, сами по себе холодные и темные примут в себя естество огня, то они становятся совершенно другими — ярко светящимися и излучающими тепло. Подобно этому и сотворенная из праха человеческая природа, сама по себе непричастная Божественного бытия и вечной жизни, когда принимает в себя Благодать, то становится совершенно иной — богоподобной, святой и небесной. Все угодники Божии, которых мы почитаем, потому и являются, и именуются святыми, что приняли в себя изобильно Благодать Божию, освящающую всякого, к кому она приходит, и наделяющую человека вышеестественными дарами.

Земная жизнь и дана нам для того, чтобы получить эту преображающую силу, чтобы с помощью Св. Духа стать чадами Божиими. И Церковь Божия, Её богослужение, таинства, молитвы — является той средой, где мы можем научиться этому. Промысл Божий ведет нас к тому, чтобы человек задумался над собой, вырвался из омута обывательщины, вспомнил, что он предназначен для жизни в горнем мире, и стал заботиться о преображении своего сердца.

Как же нам приобретать Благодать Святого Духа? Ответ может быть только один: через жизнь по заповедям Христа. Об этом Он Сам говорит в Евангелии: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины…» То есть для того чтобы принять Духа Святого, нужно внимательно изучать заповеди Христа и исполнять их в своей жизни.

Неочищенная душа не может стать сосудом Благодати. Ведь не будет же никто вливать драгоценную какую-нибудь и чистейшую жидкость в разбитую грязную бочку.

Святость не человеческого происхождения. Это дар Божий человеку за его труд, за его отвержение зла, за его выбор. Если человек выбирает Бога в своей жизни, то Господь его Сам очищает, и Сам спасает, и наполняет его Божественной жизнью. И к этой полноте Божественной жизни, дорогие братья и сестры, мы все призваны. Если мы пойдем по стопам апостолов, которые начали этот путь, и всех русских святых, которые жили до нас то мы продолжим это дело, продолжим сияние славы Божией на нашей земле. А через нашу землю, через нас эта слава Божия, может быть, распространится и дальше. Аминь.

Иеромонах Гавриил (Рожнов)

3 июля 2016 г.

http://www.optina.ru/sermon/ned_2po_pjatid_2016_gv/