НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Игумен Тихон (Борисов)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Собор Всех святых в земле Российской просиявших

Память всех святых, в земле Русской просиявших

Как-то сидя среди друзей, греясь у простой деревенской печки, Н. В. Гоголь сказал: «Да... Велико незнание России посреди России!»

Россия настолько глубока, необъятна, непонятна, настолько таинственна, загадочна, странна, что всегда вызывала у других народов или священный трепет или страх; у друзей -почтительное благоговение и любовь, у врагов — злобу, непонимание и ненависть.

Что это за страна, от западных границ которой и до восточных окраин нужно лететь на самолете 10 часов? И всегда под тобой люди будут говорить на одном языке! Русском.

Что это за страна, которая отдала 27 миллионов своих сыновей и дочерей во Вторую мировую войну, чтобы сохранить мир на планете?

Что это за страна, которая родила великих художников, ученых, поэтов, философов, спортсменов, военно-начальников, мыслителей, имена которых знает весь мир?

Но самое главное, самое удивительное, самое таинственное сокровище России — это ее святые! Святые — это соль Руси, ее духовное ожерелье, основание, на котором строилась вся духовная ее жизнь. Киреевский говорил, что все основные ценности пришли в нашу Отчизну с первым ударом христианского колокола.

Сколько же их было за нашу многострадальную историю? Сколько их сейчас свидетельствует о нас к Богу? От первых страстотерпцев Бориса и Глеба до Царственных страстотерпцев, мужественно спустившихся в Ипатьевский подвал. От князя Владимира и княгини Ольги до преподобного Серафима Саровского и праведного Иоанна Кронштадтского. От преподобного Сергия Радонежского до Оптинских старцев. Никакой календарь земной никогда не вместит их поименно. Никакое сердце не сможет до конца понять их подвига.

Блистательным ожерельем раскинулась их святость над Россией и над всем миром! Преподобные, праведные, святители, блаженные, мученики, страстотерпцы, великие князья, юродивые, исповедники. Их молитвы — главное стратегическое оружие нашей Державы. Их любовь — мощная сила, цементирующая Церковь. Их заступничество — наша опора, упование и надежда! Преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что, если мы воскликнем: «Вси святии, молите Бога о нас!», то все Небо сразу откликнется: «Помоги, Господи!»

Прошедший XX век обагрился кровью Новомучеников. Сколько их — замученных, растерзанных, повешенных, обезглавленных, уморенных голодом, растворившихся в Гулаге? «Дракон, вышедший из бездны» (Откр. 11, 7) попытался искоренить из души народа то, что всегда составляло его суть: веру, любовь, Христа, Церковь. «Безбожные пятилетки» катились по России железным катком. Детей в 20-е годы вместо крещения «звездили», носили вокруг звезды вместо купели; на ребенка вместо крестика надевали пятиконечный уродливый знак. «Перестаньте так мыслить!» — кричал следователь-гипнотизер на Лубянке Анастасии Ивановне Цветаевой, когда она в ответ на его угрозы стала про себя молиться...

Но как восклицал свт. Ириней Лионский: «Во всякое время, на всяком месте, Церковь в своей любви к Богу, посылает впереди себя к Небесному Отцу бесчисленный сонм мучеников. Это братья и сестры наши, благодаря которым отверзается Небо и дается нам благодать. Посылаем мы их впереди себя к Богу Отцу, как Он посылает их впереди Себя к нам, чтобы мы увидели победу над смертью».

Святые — это живые иконы Бога. Это маяки Церкви Торжествующей, которые светят для нас — Церкви воинствующей! Русь во все времена называлась святой не потому, что в ней жили одни святые, но потому, что в народе жил идеал святости. Народ мерил себя Христом. «Вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел... Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные» (1 Петр. 2, 9– 10).

И сейчас, в наше очень непростое судьбоносное время, наш народ сможет выстоять, если он будет со Христом! Если русские люди почаще будут открывать не двери фитнесов, ночных клубов, пивных, а благодатные двери православных храмов. Народ выстоит, если он будет помнить свою героическую историю; если Евангелие перестанет пылиться где-то в шкафу, и люди прикоснутся к его живым страницам; если народ вспомнит своих святых; если он услышит и сложит в своем сердце: «Будьте святы, потому что Я — свят».

Преподобный Иустин Сербский замечательно говорит, что «русская душа — это самое драматичное поприще, на котором беспощадно сражаются ангелы и демоны. Ни один человек не падает так глубоко, до крайнего зла, как русский человек; но в то же время и ни один человек не взмывает так высоко, до вершин, превышающих все вершины, как русский человек. Русская душа имеет свой рай и свой ад. Что составляет рай русской души? Рай русской души — это богоносцы и христоносцы Земли Русской, русские святые, от святого князя Владимира до патриарха Тихона Исповедника. Огромен, чудесен, беспределен рай русской души, ибо огромна, чудесна и беспредельна святость славных святых Земли Русской. Где же рай русской души? Вот же он — во всяком мученике, во всяком исповеднике, во всяком праведнике Земли Русской. Дивен Бог во святых русских!»

Предназначение человека не в том, чтобы скитаться, как безумный, без цели и смысла, не в том, чтобы накопить, обогнать, обмануть, наесться... Предназначение человека — вечно жить в блаженном единстве с Богом, в общении с Творцом, в обожении. Но, чтобы это общение Любви было возможным, чтобы человек имел онтологическую способность к вступлению в личные отношения с Господом — нужно, чтобы в нем был некий фундамент; основание, некий духовный приемник с настроенной частотой. Что это за приемник? Образ Божий, заложенный в каждом человеке. Но мы настолько своими грехами исковеркали, затоптали, обезобразили его в себе, что предстоит огромная, неимоверно тяжелая работа по расчищению в себе образа Божия. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

Образ, как золотая монета, существует в каждом из нас. Но упала эта монета в болото, покрылась слоем тины, и теперь надо с большим трудом находить, доставать и очищать монету души. Ученый Томас Эдисон говорил, что гений — это 1% таланта и 99% пота. Святость, к которой призывается каждый христианин — это огромный труд. «Отдай кровь и возьми дух», — говорят святые отцы. 1%, конечно же, условно, — это заложенная Богом благодать в образе Божием в человеке, а остальное (99%) — это динамика, труд уподобления Богу, духовная работа всей жизни.

Святые — это те, кто с помощью Божией прошли долгий путь к своему сердцу, к тому таинственному месту, где запечатлен образ Божий, и из этой глубины вдруг засиял тихий, радостный Божественный свет. «Царствие Божие внутрь вас есть». Но этот путь — путь каждого христианина, путь каждого из нас. Это путь смирения, веры, любви, молитвы.

Однажды старец спросил своего ученика: «Как ты думаешь, дорогой, сколько крыльев у Ангела?» «Два», — ответил тот. «Хорошо. А у Серафима?» «У Серафима? У Серафима, кажется, шесть!» «А у человека? У человека сколько крыльев?» Задумался ученик, почесал голову. «Не знаю, батюшка», — говорит. «А у человека, — ответил авва, — сколько угодно! Сколько любви, столько и крыльев!»

Святые — это крылатые вестники любви. Это гении духа. Как и Апостолы, они уловляют мрежею Евангелия человеческие души из бушующего, страстного, пенящегося житейского океана. И блажен тот, кто оказался уловленным этой мрежею Христовой Евангельской любви и обретается на корабле Церкви.

На всенощной во время литии долго молитвенно перечисляется список русских святых. И каждое имя — как ступенька в Вечность. Русские святые — это благоухающий букет, который собрала душа нашего народа. Среди этих неувядающих цветов — и наши Оптинские старцы! Мы чувствуем аромат их молитв. Мы обращаемся к ним за помощью. И мы ощущаем их заступничество.

«Земле Русская, граде святый, украшай твой дом, в немже Божественный велий сонм святых прослави.

Церковь Русская, красуйся и ликуй, се бо чада твоя, Престолу Владычню во славе предстоят, радующеся.

Собор святых русских, полче Божественный, молитеся ко Господу о земном отечестве вашем и о почитающих вас любовию!»

https://www.optina.ru/sermon/ned2_po_pjatid17t/