НЕДЕЛЯ 15-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Иеромонах Нил (Парнас)
Дорогие о Господе братья и сестры, сегодня на Божественной литургии мы с вами слышали очень важные для осмысления нашего спасения евангельское чтение. Оно на первый взгляд всем известное и простое, но как всегда имеющее глубочайший духовный смысл, который должно нам всем взаимосвязать с нашей практической духовной жизнью. Мы слышали, как к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу с вопросом обратился законник, спросивший: какая главная из всех заповедей. И Господь ему на это отвечает, всем нам известные слова: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всею мыслью твоею» (Мф. 22, 37). Это у Матфея. А у других евангелистов еще добавлено: всею крепостью твоею. Вот дано четыре момента, какими должно возлюбить Господа, и возлюбишь ближнего своего, как самого себя.
Вот эта заповедь, как говорит Господь, существовала с самого начала бытия человечества. Смысл всего существования, начиная от наших прародителей Адама и Евы, основной смысл заключался именно в этом. Но, тем не менее, в Евангелии от Иоанна Господь ученикам говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга». А почему же так? Что тут нового-то, когда это всегда было?
А новое здесь то, что до пришествия в мир нашего Спасителя эту заповедь было исполнить в должной степени невозможно, потому что это дело благодати. А все ветхозаветные праведники, хотя Господь их и укреплял в праведной жизни, но они не могли исполниться до глубины сердца благодатного просвещения, потому что этот дар был принесен именно нашим Спасителем через Его совершительные, спасительные действия. Но сейчас об этих действиях мы говорить не будем, а скажем как раз вот об этой основной заповеди.
Почему Господь не говорит просто: «возлюби Господа Бога», и все? Потому что сейчас наше состояние душевное не целостное, а разобщенное. Сердце, ум, чувства, воля у нас не согласованы, а находятся зачастую в зависимости от нашего состояния. Оно меняется в большом противоборстве. Мы прекрасно это понимаем по практике нашей духовной жизни. Но внимательный человек это видит в себе каждодневно, внимательно. Он видит, что у него есть внутри себя, как апостол Павел говорит, иной закон, который воюет против закона ума нашего, то есть того духовного закона, который нам дал Господь. И мы всегда хотим поступать с нашими ближними с полной любовью и самоотречением. У нас есть такое желание, потому что в этом счастье, радость, любовь, в этом обожение, в этом вечное спасение. Но на практике у нас это не получается. В течение дня у нас постоянно бывают различные встречи, общение с нашими ближними. Мы очень хотим со всею душою отнестись к каждому, а на практике это не выходит. Отвечаем часто бывает кратко, грубо, не желая уделить ближнему время, оказать участие, потому что у нас свое.
Апостол говорит: «Никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо». То есть запрещено искать своего. Но запрещено-то, запрещено, но ведь нужны силы нам, чтобы это все исполнить. И вот Господь заповедал любить Его всей мыслью. Это понятно, чтобы наша мысль, чем бы мы ни занимались, а наше занятие часто вынуждает нас размышлять о том, что делаем, необходимо. Однако же если человек любит Бога всей мыслью, он все размышления производит как бы в Боге, ради Бога, не забывая и молиться и о Божием бытии как бы пред лицом Божьим, как Давид говорит: «Предзрех Господа Бога моего предо мною выну, яко одесную мене есть». Вот это постоянное чувствование Бога мысль заставляет всегда пребывать в Боге, несмотря на многоразличные наши занятия. Возлюбить Господа всею крепостью — это уже больше означает делание, потому что крепость это терпеливое с усилием воли последование. Это понятно, что мы, не будучи в состоянии быть умом постоянно в молитве и в богомыслии, вынуждены себя к этому понуждать. И наша воля, наша крепость постоянно должна производить усилие. «Царство Божие нудится, и нуждницы восхищают е», — говорит Господь. То есть вот это понуждение к тому, чтобы постоянно пребывать в мысли о Боге должно нам сопутствовать на всякое время, всякий час, всякую минуту нашей жизни. И это у нас тоже не выходит, хотя периодически время от времени по милости Божьей, с помощью Божьей нам удается сделать малое усилие. Что касается «возлюбить Господа всем сердцем», здесь, конечно, речь идет уже о сердце очищенном, облагодатствованном. Вот как Господь ясно говорит: «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя. А любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим; и Аз возлюблю его … и к Нему приидема, и обитель у Него сотворима», когда Господь Своей божественной благодатью и силою вселяется в сердце человека, освящает, обоживает человека.
Но это уже речь идет о высокой степени, высоком духовном уровне, которым мы не обладаем. И поэтому заповедь о возлюблении Бога всем сердцем практически в нашем применении выражается в том, что мы, видя в нашем сердце постоянно не любовь к Богу, а различные страстные движения. Хотим, например, желаем чего-то красивого, вкусного удобного, приятного и ну и так далее. Все это постоянно наше сердце желает. А порой в нашем сердце возникает даже грубое неподобающее страстное движение. И все это неподобающее не Божие нужно, безусловно, искоренять. Но как это сделать? Ясно же, что не своею же силой. Ее просто нет. Ведь Господь ясно сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже». И царь Давид, пророк, говорит: «Господи, подаждь доброте моей силу». То есть вот это наше доброе желание исполнимо только действующей божественной силой в нашем сердце. И вот мы, видя в своем сердце эти страстные проявления, что можем сделать? Свт. Игнатий Брянчанинов указывает совершенно ясно и однозначно. Я просто особенно хочу эти слова подчеркнуть, потому что это выход из нашего, казалось бы, безвыходного положения. Он ясно утверждает, четко, а это лучший учитель духовной жизни в наше время для современного человека, что нашим главным, а порой единственным оружием является частая исповедь.
Вот просьба — ясно внушить эти слова себе — для мирского человека ежедневная, как практикуется у нас в обители со времен старцев, когда обязательно было ежедневное откровение перед старцем всех своих немощей, недостатков, грехов, мыслей. Конечно, мирскому человеку это невозможно, но еженедельная исповедь возможна. И если ее держаться, в течение всей недели тщательно записывать вот эти все страстные грязные движения сердца для того, чтобы в положенный день пойти в церковь на Божественную литургию и исповедать вот это все. Не обязательно каждый раз причащаться, но исповедовать обязательно. Сразу жизнь начнет существенно меняться. В человеке, уповающем не на себя, а на Бога, на таинства церкви будет действовать особая благодатная помощь, которая будет непременно воздвигать человека от страстей и от брения тины. Что говорится «возлюбить всею душою», вот тут нам надо поглубже осознать. Душа — ведь в ней все содержится: сердце в том плане, в котором говорится в этом тексте. Это есть все-таки часть души. Это телесное сердце, это центр души, центр чувств. Ум это тоже часть души. Воля и крепость — это тоже свойства души. Поэтому все вот эти части души, когда они будут в совокупности, в единении, как у первозданного Адама, тогда это будет уже любовь всей душой, то здесь в этой мысли, в душе, обобщаются все свойства человеческие. И тот человек, который любит Бога всей душою, у которого целостное непрестанное стремление к Богу и к любви к Богу и к ближним, это есть уже человек вполне совершенный, облагодатстванный, который лишнего слова не скажет. Только что по воле Божьей может быть сказано.
Ну, вот это состояния, конечно, нам с вами по всей видимости в этой жизни не добиться, потому что только немногие святые достигали полного совершенства. У всех в душе допускалась какая-то шероховатость, чтобы не мнить о себе. Очень редко кто настолько смирился, что был совершенным. Но примеры мы такие знаем. Это конечно, в первую очередь Пречистая Преблагословенная Богородица Мария, у Которой никогда даже не возникало худого помысла, Которая с самого младенчества всею душою во всем стремилась к Богу и всех любила — и Бога и ближних. Это конечно самый лучший для нас пример. И мы всегда, к Божьей Матери обращаясь за помощью, должны иметь в виду это, чтобы и Она нас вела путем этим достижения божественной любви. Но это все прекрасные возвышенные мысли и слова, конечно, очень далеко отстоят от нашей немощи практической жизни. И мы должны понимать, что спасает, конечно, нас Господь. И какими бы мы возвышенными мыслями не воспламенялись, эти мысли, конечно, полезны. Они на какое-то время делают более возвышенным наш духовный настрой, настроение. Но настроение у нас, у людей, переменчивое, быстро меняется. Уходя из храма, мы попадаем опять же в повседневную обстановку. Мы снова стремимся к той земной суете, которая нам не приносит никакой пользы. Ведь ясно Господь сказал, что какая польза человеку, если приобретен весь мир, а душе нашей повредим. А душа наша повреждается от любого страстного стремления. Увлеклись немножко житейской суетой, вот даже теми же покупками в магазине, уже некоторый вред душе, потому что Господь ясно сказал: «иже не собирает со Мною, расточает». А разве это собирание благодати, когда человек увлекается покупкой всяких новых комфортных вещей? Конечно же, нет. И вот у нас это происходит постоянно, вот это суетное увлечение и более пагубные страсти.
И вот отчаиваться не надо. Надо понимать, что вот это все попускается. Бог мог бы Своей благодатью оградить от всего этого, чтобы мы сразу стали очень возвышенными и духовными. Но это без смирения невозможно, потому что наряду с вот этой духовностью в нашем сердце возникло бы возношение, что вот какие мы хорошие, мы только к Богу и стремимся, а ничто житейское нас не интересует. И без смирения воспринять это дар будет нам просто погибельно. Нельзя нам ни в коем случае воспринять прежде смирения какое-то особое постоянное божественное действие в нашем сердце. И почему все так важно? Потому что в этом состоянии, в котором мы находимся, сознавая, что оно плохое, что оно больное, постоянная вот эта запись и исповедь своих грехов, человек проникается сознанием, что он воистину хуже всякой твари, настолько он весь суета. Как говорится: всяк человек ложь. Всяческая суета, всяк человек, говорит Давид, вот в этой суете находясь, в этих грехах. Хотя мы не должны это делать, должны бороться, но у нас плохо получается, мы достигаем по милости Божьей очень важной цели, чтобы почувствовать себя, как Давид говорит: «Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей». Вот при условии борьбы со всем этим, хотя на первый взгляд неуспешной, достигается успех куда больший, вот это вот осознание, что мы без Бога воистину ничто. А когда человек часто приступает к исповеди и опытно переживает благодать исповеди, ведь после исповеди состояние души меняется. И когда мы постоянно опытно переживает это изменение состояния, что после исповеди у нас больше духовности, больше стремление ко всему Божьему, то это опытное переживание постепенно человека научает, что воистину все духовное, что в нас, это не свое, а это Божие. И уже не только умом, а всем сердцем чувствуется, что это не свое, что это Бог нас спасает. И если такой человек по мере своего возрастания будет больше молиться, будет более кротким, менее суетливым, более воздержанным в пище, он уже от всего сердца скажет: это не мое. Сердце будет чувствовать, что это Бог во мне действует, а я хуже всех людей во истину.
И вот в таком состоянии по мере углубления может возрастать и действие благодати Божьей, потому что ясно сказано, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. То есть тем людям, которые осознают не только умом, но и сердцем, что воистину спасает нас благодать Божия. И вот конечно, у кого просить помощи в этом искании, как не у Божьей Матери, Которая ясно сказала, что «призре (Господь) на смирение рабы Своея: се бо от ныне ублажат Мя вси роди». И воистину это пророчество сбывается, что Кого как не Божью Матерь вси роди восхваляют, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим.
Сегодня ведь мы празднуем ее святую икону Неопалимую купину. Вот действительно огонь Божества, если войдет в человека непотребного, что от него останется. Сгорит, как какая-то солома. А мы по милости Божьей в меру принимаем огнь благодати по мере нашего смирения, и несгораем, потому что воздаем Божие Божию, считаем это не своим. И по молитвам Божьей Матери да будем в дальнейшем благоразумны, искусны, прибегая к таинствам церкви, проходить поприще духовной жизни. И обязательно в вечности будем с Господом, с Божьей Матерью, с Иосафом Белгородским, со старцами Оптинскими и вообще со всеми святыми. Аминь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии