Небесная синева Русской святости и коричневая чума бесовской одержимости. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Икона Всех святых, в земле Русской просиявших. Фрагмент. Фото: hramvnukovo.ru

В Неделю 2-ю по Пятидесятнице Церковь вспоминает Всех святых, в земле Русской просиявших. Точнее – в земле "Руськой". Ведь все мы родом именно оттуда, из Руси Святой. 

День памяти Всех Святых в Святой Руси просиявших! Какая великая милость Божия в том, что Его святым Промыслом семена наших душ были посеяны на почве Руськой святости. С крутых берегов Киева – матери городов Русских, и до самых до окраин Аляски и Баренцева моря раскинулась земля наших святых.

Старцы Почаевские, Киево-Печерские, Глинские, Радонежские, Валаамские, Псково-Печерские, Оптинские и многие другие обильно удобрили ее потом и кровью своих молитв и духовных подвигов. Это наши друзья и братья, это русский цветник обширного вселенского поля Православия.

Среди русских святых были люди самых разных национальностей, но им и в голову не приходила мысль о том, какая из них выше, лучше, престижней. Наши святые меряли и себя, и других только одной линейкой – глубиной святости и погруженности в благодать Божию. Все они стремились лишь к одному – воплотить в себе любовь Христову.

Каким жутким диссонансом, какой нелепой сатанинской мерзостью дышит дух ненависти к другим людям по национальному признаку! Какой дьявольщиной несет от перекошенных лжепатриотов, которые готовы убивать всех, кто не разделяет их злобу. Только безумец может променять прозрачно-небесную синеву русской святости на заживо разлагающую души черно-коричневую проказу так называемых «националистов».

Но как можно рассказать людям, которые потеряли зрение и живут во мраке собственной тьмы, о том, что Божий мир прекрасен, что велик человек в замысле Божьем о нем. Как объяснить тем, для которых «нация превыше всего», что спасти свою душу человек может только одним способом – неустанно очищая ее от всякого рода зла. Только таким образом мы можем вырастить в душе чудесный плод – ясность ума и чистоту сердца. Перед душой, которая взрастила внутри себя ад, райские врата никогда не раскроются.

Каким жутким диссонансом, какой нелепой сатанинской мерзостью дышит дух ненависти к другим людям по национальному признаку!

Только отринув все страсти, мы можем увидеть мир таким, каким он есть на самом деле, а не таким, каким его рисует нам собственное воображение. Божий мир и молитва – духовные очи небесного человека, внутри которого живет Благодать Святого Духа. Пока наш ум не вернулся в дом своего сердца, благодать туда тоже не пойдет. До тех пор, пока туман злых, блудных, горделивых помыслов своим ядовитым газом помрачает наш разум, нечего надеяться увидеть над своей головой сияние Солнца Правды – Христа.

Посмотрите, что происходит с нами во время молитвы? Ум постоянно волнуется и отвлекается. Помыслы тянут его то в одну, то в другую сторону. Любой звук заставляет оглядываться. В сердце мертвость и равнодушие, а в душе отупение и безразличие. Мысли скачут в голове, как обезьяны с ветки на ветку. Лишь в том случае, когда и если вера станет для нас раз и навсегда выбранной целью и смыслом жизни, сердце начнет постепенно смягчаться, а молитва все глубже проникать в душу.

Со временем случится так, что и дурного, и хорошего у нас будет где-то поровну. Еще и рассеянности хватает, и мысли кружат в голове во время молитвы, но и сердце уже ощутило счастье душевного покоя и умиротворенности. Далее важно, чтобы внутри нас было как можно меньше беспокойства и волнения. Чтобы и душа, и тело жили в определенном молитвенном распорядке, а сердце хоть и смутно, но все же улавливало вкус благодати. Оно будет еще не раз терять этот вкус от рассеянности и невнимательности, но каждый раз искать его и, хоть и с трудом, но все же находить.

Со временем благодать будет перетягивать нас к себе все больше и больше, а мирские дела и заботы все больше тяготить. Для тех, кто почувствовал сладость молитвы и созерцания, суетное и пустое общение будет в тягость. Душа станет стремиться как можно чаще находиться в уединении и покое богомыслия. Такому человеку хочется отделиться от всех, укрыться, затвориться в тихом месте, чтобы люди не разделяли его со Христом. Внешне он может выглядеть несчастным и убогим, но в своей сокровенной глубине он счастлив и богат. Внутри его струится тихий свет непрестанной молитвы, его ум чист, спокоен и безмятежен, сердце умиротворено, сознание напрямую постигает Бога, созерцая Горний мир и насыщаясь Небесными благами.  

Когда человек достигает меры возможного для него на земле совершенства, то он становится одним из атлантов, на плечах молитвы которых еще держится наш земной мир.

Жизнь такого человека становится все более сокровенной. О ней нет ни слова в житиях святых, потому, что нет таких слов, которые могли бы ее описать. Это и есть настоящий человек, который соединил свою тварную человеческую природу с нетварной Божественной энергией. Он уподобился Христу и стал богом по благодати. Когда человек достигает меры возможного для него на земле совершенства, то он становится одним из атлантов, на плечах молитвы которых еще держится наш земной мир. Его молитва отводит от человечества гнев Божий, а силой его подвига нам еще даруется время для покаяния.

Среди тех людей, которых мы сегодня светло празднуем, были и такие гиганты духа. Есть они на Земле и сейчас, почти никому не известные, но оживляющие своим молитвенным дыханием ледяную мёртвость современного мира. Наша с вами мера значительно меньше, но и она очень глубока. Чтобы войти в нее, необходим повседневный труд в обуздании своих страстей.

Правил не так и много и они просты. Держись мира сердечного внутри и мира душевного снаружи. Помни одно – что бы не происходило, твоя личность бессмертна и несокрушима. Родись в ней заново в благодатном облаке добродетелей, отложи свой ум в сторону, пока он не залез к тебе на шею и не стал гонять тебя по жизни, как злой и пьяный ямщик своих лошадей. Лучше займись сердцем, чтобы оно облеклось в целомудрие и пришло к чистоте. Не допускай в себя ничего из мерзких и скверных мыслей и обретешь простоту и целостность.

«Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»

Там, внутри нас самих, живет райское небо, там летают ангелы, там на белом троне восседает Христос Вседержитель. Вернись к себе, и ты обретешь Царство Божие, которое внутрь нас есть – учат нас современные атланты Церкви.

Для того, чтобы жить богоугодно, надо знать Его волю. Но как ее можно узнать? Ответ Старца: «Если душа научится пребывать в молитве и отбросит все помыслы, как ложные, то из тихости сердечной Господь подскажет смирившейся душе Свой мудрый ответ. Он не приходит в виде мысли, а открывается как ясная, совершенно спокойная уверенность в том, как нужно действовать или поступать. Сомнение всегда является признаком отрицательного ответа».

Житие каждого из святых, память которых мы празднуем, учит тому, что благодать терпеливо ждет своего часа для того, чтобы обнаружить себя в нашем сердце. Если мы дадим ей возможность возрастать в вечнозеленое дерево бессмертия, то и наша душа когда-то сможет воскликнуть от избытка радости: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/81002-nebesnaja-sineva-rusykoj-s...