Не возноситься, не скорбеть. Священник Василий Куценко
Чему учат нас четыре подготовительные недели перед Великим постом
Приближается Великий пост, который предваряется тремя подготовительными неделями (воскресеньями). Для каждого православного верующего Святая Четыредесятница — совершенно особое время, это путь к Пасхе, Воскресению Христову. К любому важному путешествию нужно готовиться — точно так же и Святая Церковь призывает своих чад подготовиться к довольно длительному и трудному великопостному пути.
Каждое подготовительное воскресенье имеет свое отдельное название и особенности. Первое называется Неделей о мытаре и фарисее (в этом году это 21 февраля), потому что во время Литургии в этот день читается притча Господа Иисуса Христа, главными героями которой являются мытарь и фарисей (см.: Лк.18, 10–14).
Мытарь — это сборщик налогов. Во время земной жизни Господа Иисуса Христа слово «мытарь» было синонимом слова «грешник». Фарисеи спрашивали апостолов: Почему Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? (Мф. 9, 11), так как мытарей не любили, считая, что свои богатства они наживали нечестно, используя свое служебное положение. Фарисеи, напротив, почитались среди народа праведниками, авторитетными знатоками Писания и духовной жизни. Сами фарисеи думали, что единственно правильный образ жизни — тот, который ведут они, поэтому нередко могли считать грешниками всех тех, кто не стремился к фарисейству — к соблюдению даже самых мельчайших традиций и обычаев. И вот, как говорит Господь в притче, мытарь и фарисей заходят в Иерусалимский храм для молитвы. Фарисей, встав впереди, начинает перечислять свои заслуги: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь, не смея даже поднять глаза, лишь ударял себя в грудь и повторял: Боже! будь милостив ко мне, грешнику. Мытарю нечем было похвалиться. И, наверное, было немало людей, которые могли обвинить этого мытаря и в жестокости, и в обмане, и в жадности, и во многих других грехах. Но из-под этой тяжести грехов и беззаконий мытарь восклицает к Богу: «Будь милостив ко мне…». И смирение мытаря было Богу угоднее, чем самовосхваление фарисея, для которого все другие люди были лишь грабителями, обидчиками, прелюбодеями… Мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели фарисей, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Эта притча, подобно камертону, задает тон для всего последующего поста, ведь ее главная мысль в том, что только искренняя молитва и смирение, а не перечисление своих добродетелей, открывают для нас милосердие Божие. Смирение приближает нас к Богу, гордыня же, напротив, отдаляет. Поэтому Церковь в этот день призывает нас через песнопения: «Не помолимся фарисейски, братие: ибо возносяй себе смирится. Смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны, Боже, грешныя» (стихира на «Господи воззвах»). С Недели о мытаре и фарисее и до пятой недели Великого поста на субботней всенощной после чтения Евангелия будет петься особое покаянное песнопение: «Покаяния отвези ми двери…». Кроме того, седмица после Недели о мытаре и фарисее является сплошной (то есть отменяется пост в среду и пятницу).
* * *
Следующее подготовительное воскресенье — Неделя о блудном сыне (28 февраля). На Литургии верующие услышат еще одну притчу Спасителя (см.: Лк. 15, 11–32), в которой показана глубина любви Бога к людям: как любящий отец готов простить своему неразумному сыну даже самый тяжкий грех, так и Бог готов простить каждого человека. Сюжет притчи прост: богатый человек имел двух сыновей, младший из которых попросил у отца наследство (часть имения), а получив просимое — ушел в другую землю, где потратил всё, ведя распутную жизнь. Когда же в той земле наступил голод, а самое главное — закончились деньги, с которыми ушли и внезапно появившиеся друзья, младший сын устроился пастухом свиней. Но положение его так тяжело, что он размышляет: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его… и сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Для каждого из нас Великий пост должен стать временем покаяния и возвращения к любящему Отцу — Богу. Ведь, подобно отцу из притчи, Господь ждет нашего пробуждения и возвращения домой. Но в притче присутствует еще один герой — старший брат, который не хочет разделить радости отца:вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. На что отец отвечает: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И вновь Господь обличает гордость. Старший брат не нарушал заповедей отца, верно служа ему, но теперь он чувствует себя оскорбленным, потому что почести достаются младшему…
В Неделю о блудном сыне, а также и в следующие за нею две недели, на всенощном бдении к полиелейным псалмам будет добавляться пение стихов 136‑го псалма: На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона (Пс. 136, 1). Этот псалом описывает страдания евреев в плену Вавилонском и скорбь их об Отечестве. По отношению к нам эти слова означают мысль о нашем духовном греховном плене и о том, что мы должны стремиться к своему духовному Отечеству — Царству Божию.
* * *
Третья подготовительная неделя — Неделя о Страшном суде (6 марта). В этот день на Литургии читается притча Спасителя о суде Божием над людьми (см.: Мф. 25, 31–46), когда соберутся пред Богом все народы, и Он отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Находящиеся по правую обретают, по слову Спасителя, Царство, уготованное вам от создания мира.Бог являет милосердие к тем, которые накормили голодного, напоили жаждущего, дали кров страннику, одели раздетого, посетили больного и находящегося в темнице. Голодным, жаждущим, раздетым, странником, больным и заключенным был Сам Христос, а потому и любое доброе дело, любая помощь и милость, оказанная нуждающемуся, становится оказанной Самому Христу.
Те, кто находится слева от Христа, слышат слова осуждения:идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. За что же Господь осуждает их? За то, что в своей жизни они так и не смогли проявить любви и милосердия к тем, кто в этом так нуждался, а значит — не проявили любви и милосердия и к Самому Христу.
Неслучайно суд Бога над людьми назван Страшным судом — действительно страшно услышать осуждение из уст Божиих. Но притча напоминает нам прежде всего о том, что любовь к ближним должна быть деятельной любовью. И если мы надеемся на милость Божию, то и сами должны быть милостивы по отношению к другим людям.
В субботу перед Неделей о Страшном суде совершается заупокойное богослужение, на котором возносится молитва о всех умерших христианах и о прощении их грехов. Также Неделя о Страшном суде называется Неделей мясопустной, так как в этот воскресный день совершается заговенье на мясо (его не вкушают теперь вплоть до праздника Пасхи). Седмица после Недели о Страшном суде — сплошная: хотя мясо уже не едят, но в среду и пятницу отменяется пост в отношении молочных продуктов. Кроме этого, в среду и пятницу богослужение будет совершаться уже по великопостному чину — с земными поклонами и молитвой преподобного Ефрема Сирина. Литургия в эти дни не совершается.
* * *
Последнее воскресенье перед Великим постом носит название Воспоминание Адамова изгнания, или Прощеное воскресенье (13 марта). На Литургии читается Евангелие с частью Нагорной проповеди (см.: Мф. 6, 14–21), где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте и о собирании Небесных сокровищ. В этот день по древнему монашескому обычаю все верующие просят прощения друг у друга.
* * *
Таковы смысл и значение подготовительных недель. Но важно помнить еще об одном моменте. В древней Церкви Великий пост был «финишной прямой» для людей, готовящихся принять крещение и стать христианами. Ведь именно в Великую Субботу совершалось в древности крещение взрослых, подготовка к которому могла длиться целый год. Оглашенные наравне с уже крещеными посещали Литургию, которую покидали после чтения Евангелия и особых молитв об оглашенных. Поэтому евангельские чтения подготовительных недель приобретают совершенно особый смысл и значение как для готовящихся вступить в Церковь, так и для уже крещеных христиан.
Города в древности были гораздо меньше современных, поэтому люди очень хорошо знали друг друга — все были у всех на виду. Оглашенные не были для всех остальных неизвестными людьми. Через притчу о мытаре и фарисее Церковь призывала христиан не возноситься над теми, кого они могли знать как обидчиков, прелюбодеев и грабителей. Через притчу о блудном сыне — призывала радоваться вместе с любящим Отцом возвращению домой заблудших братьев и сестер и не скорбеть от того, что именно им сейчас уделяется гораздо большее внимание. Притчей о Страшном суде — призывала всех, и оглашенных, и крещеных, проявить любовь и милосердие к нуждающимся. На практике это проявлялось в том, что пищу просто отдавали голодным, а сэкономленные во время поста средства употреблялись на благотворительность. И, наконец, перед самим началом поста Церковь призывала всех примириться друг с другом, чтобы получить и желаемое примирение с Богом.
Газета «Православная вера» № 03 (551)
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/ne-voznositsya-ne-skorbet
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии