Не возноситься, не скорбеть. Священник Василий Куценко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Чему учат нас четыре подготовительные недели перед Великим постом

Приближается Великий пост, который предваряется тремя подготовительными неделями (воскресеньями). Для каждого православного верующего Святая Четыредесятница — совершенно особое время, это путь к Пасхе, Воскресению Христову. К любому важному путешествию нужно готовиться — точно так же и Святая Церковь призывает своих чад подготовиться к довольно длительному и трудному великопостному пути.

 

Каждое подготовительное воскресенье имеет свое отдельное название и особенности. Первое называется Неделей о мытаре и фарисее (в этом году это 21 февраля), потому что во время Литургии в этот день читается притча Господа Иисуса Христа, главными героями которой являются мытарь и фарисей (см.: Лк.18, 10–14).

Мытарь — это сборщик налогов. Во время земной жизни Господа Иисуса Христа слово «мытарь» было синонимом слова «грешник». Фарисеи спрашивали апостолов: Почему Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? (Мф. 9, 11), так как мытарей не любили, считая, что свои богатства они наживали нечестно, используя свое служебное положение. Фарисеи, напротив, почитались среди народа праведниками, авторитетными знатоками Писания и духовной жизни. Сами фарисеи думали, что единственно правильный образ жизни — тот, который ведут они, поэтому нередко могли считать грешниками всех тех, кто не стремился к фарисейству — к соблюдению даже самых мельчайших традиций и обычаев. И вот, как говорит Господь в притче, мытарь и фарисей заходят в Иерусалимский храм для молитвы. Фарисей, встав впереди, начинает перечислять свои заслуги: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь, не смея даже поднять глаза, лишь ударял себя в грудь и повторял: Боже! будь милостив ко мне, грешнику. Мытарю нечем было похвалиться. И, наверное, было немало людей, которые могли обвинить этого мытаря и в жестокости, и в обмане, и в жадности, и во многих других грехах. Но из-под этой тяжести грехов и беззаконий мытарь восклицает к Богу: «Будь милостив ко мне…». И смирение мытаря было Богу угоднее, чем самовосхваление фарисея, для которого все другие люди были лишь грабителями, обидчиками, прелюбодеями… Мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели фарисей, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Эта притча, подобно камертону, задает тон для всего последующего поста, ведь ее главная мысль в том, что только искренняя молитва и смирение, а не перечисление своих добродетелей, открывают для нас милосердие Божие. Смирение приближает нас к Богу, гордыня же, напротив, отдаляет. Поэтому Церковь в этот день призывает нас через песнопения: «Не помолимся фарисейски, братие: ибо возносяй себе смирится. Смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны, Боже, грешныя» (стихира на «Господи воззвах»). С Недели о мытаре и фарисее и до пятой недели Великого поста на субботней всенощной после чтения Евангелия будет петься особое покаянное песнопение: «Покаяния отвези ми двери…». Кроме того, седмица после Недели о мытаре и фарисее является сплошной (то есть отменяется пост в среду и пятницу).

* * *

 

Следующее подготовительное воскресенье — Неделя о блудном сыне (28 февраля). На Литургии верующие услышат еще одну притчу Спасителя (см.: Лк. 15, 11–32), в которой показана глубина любви Бога к людям: как любящий отец готов простить своему неразумному сыну даже самый тяжкий грех, так и Бог готов простить каждого человека. Сюжет притчи прост: богатый человек имел двух сыновей, младший из которых попросил у отца наследство (часть имения), а получив просимое — ушел в другую землю, где потратил всё, ведя распутную жизнь. Когда же в той земле наступил голод, а самое главное — закончились деньги, с которыми ушли и внезапно появившиеся друзья, младший сын устроился пастухом свиней. Но положение его так тяжело, что он размышляет: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его… и сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Для каждого из нас Великий пост должен стать временем покаяния и возвращения к любящему Отцу — Богу. Ведь, подобно отцу из притчи, Господь ждет нашего пробуждения и возвращения домой. Но в притче присутствует еще один герой — старший брат, который не хочет разделить радости отца:вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. На что отец отвечает: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И вновь Господь обличает гордость. Старший брат не нарушал заповедей отца, верно служа ему, но теперь он чувствует себя оскорбленным, потому что почести достаются младшему…

В Неделю о блудном сыне, а также и в следующие за нею две недели, на всенощном бдении к полиелейным псалмам будет добавляться пение стихов 136‑го псалма: На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона (Пс. 136, 1). Этот псалом описывает страдания евреев в плену Вавилонском и скорбь их об Отечестве. По отношению к нам эти слова означают мысль о нашем духовном греховном плене и о том, что мы должны стремиться к своему духовному Отечеству — Царству Божию.

* * *

 

Третья подготовительная неделя — Неделя о Страшном суде (6 марта). В этот день на Литургии читается притча Спасителя о суде Божием над людьми (см.: Мф. 25, 31–46), когда соберутся пред Богом все народы, и Он отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Находящиеся по правую обретают, по слову Спасителя, Царство, уготованное вам от создания мира.Бог являет милосердие к тем, которые накормили голодного, напоили жаждущего, дали кров страннику, одели раздетого, посетили больного и находящегося в темнице. Голодным, жаждущим, раздетым, странником, больным и заключенным был Сам Христос, а потому и любое доброе дело, любая помощь и милость, оказанная нуждающемуся, становится оказанной Самому Христу.

Те, кто находится слева от Христа, слышат слова осуждения:идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. За что же Господь осуждает их? За то, что в своей жизни они так и не смогли проявить любви и милосердия к тем, кто в этом так нуждался, а значит — не проявили любви и милосердия и к Самому Христу.

Неслучайно суд Бога над людьми назван Страшным судом — действительно страшно услышать осуждение из уст Божиих. Но притча напоминает нам прежде всего о том, что любовь к ближним должна быть деятельной любовью. И если мы надеемся на милость Божию, то и сами должны быть милостивы по отношению к другим людям.

В субботу перед Неделей о Страшном суде совершается заупокойное богослужение, на котором возносится молитва о всех умерших христианах и о прощении их грехов. Также Неделя о Страшном суде называется Неделей мясопустной, так как в этот воскресный день совершается заговенье на мясо (его не вкушают теперь вплоть до праздника Пасхи). Седмица после Недели о Страшном суде — сплошная: хотя мясо уже не едят, но в среду и пятницу отменяется пост в отношении молочных продуктов. Кроме этого, в среду и пятницу богослужение будет совершаться уже по великопостному чину — с земными поклонами и молитвой преподобного Ефрема Сирина. Литургия в эти дни не совершается.

* * *

 

Последнее воскресенье перед Великим постом носит название Воспоминание Адамова изгнания, или Прощеное воскресенье (13 марта). На Литургии читается Евангелие с частью Нагорной проповеди (см.: Мф. 6, 14–21), где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте и о собирании Небесных сокровищ. В этот день по древнему монашескому обычаю все верующие просят прощения друг у друга.

* * *

 

Таковы смысл и значение подготовительных недель. Но важно помнить еще об одном моменте. В древней Церкви Великий пост был «финишной прямой» для людей, готовящихся принять крещение и стать христианами. Ведь именно в Великую Субботу совершалось в древности крещение взрослых, подготовка к которому могла длиться целый год. Оглашенные наравне с уже крещеными посещали Литургию, которую покидали после чтения Евангелия и особых молитв об оглашенных. Поэтому евангельские чтения подготовительных недель приобретают совершенно особый смысл и значение как для готовящихся вступить в Церковь, так и для уже крещеных христиан.

Города в древности были гораздо меньше современных, поэтому люди очень хорошо знали друг друга — все были у всех на виду. Оглашенные не были для всех остальных неизвестными людьми. Через притчу о мытаре и фарисее Церковь призывала христиан не возноситься над теми, кого они могли знать как обидчиков, прелюбодеев и грабителей. Через притчу о блудном сыне — призывала радоваться вместе с любящим Отцом возвращению домой заблудших братьев и сестер и не скорбеть от того, что именно им сейчас уделяется гораздо большее внимание. Притчей о Страшном суде — призывала всех, и оглашенных, и крещеных, проявить любовь и милосердие к нуждающимся. На практике это проявлялось в том, что пищу просто отдавали голодным, а сэкономленные во время поста средства употреблялись на благотворительность. И, наконец, перед самим началом поста Церковь призывала всех примириться друг с другом, чтобы получить и желаемое примирение с Богом.

Газета «Православная вера» № 03 (551)

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/ne-voznositsya-ne-skorbet