Не такие как все. Священник Василий Куценко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Мы — люди, живущие в XXI веке — становимся свидетелями изменений, которые происходят в привычном для нас мире. То, что еще совсем недавно казалось чем-то невероятным, обретает реальность на наших глазах.

Попратели традиций

 

В сети интернет продолжается обсуждение постановления Верховного суда США о легализации однополых браков на всей территории страны. Интересно то, что в 1996 и 2004 годах в тех же Соединенных Штатах были приняты законы, в которых брак характеризовался именно как союз мужчины и женщины, становящиеся в супружестве мужем и женой. При этом именно союз мужчины и женщины был назван «одним из основных институтов цивилизации».

Но понадобилось совсем немного времени, чтобы отношение к одному из основных институтов изменилось. Изменение брачного законодательства в пользу однополых браков объявляется теперь актом справедливости и победой Америки, а все то, что было до этого — становится дискриминацией. Мир действительно меняется.

В этой связи хотелось бы обратить вниманием на очень важную вещь. В любой книге по истории христианской Церкви, в разделе о самом раннем периоде жизни христианства, можно прочитать об отношении язычников к христианам. Римская империя была довольно консервативным государством. Это проявлялось в трепетном сохранении традиций древности. Одной из таких традиций была римская религия. И даже если римлянин фактически не верил в существование богов, он никогда не отказался бы от участия в религиозных праздниках и жертвоприношениях. Ведь соблюдение традиций было одним из залогов благосостояния империи. По этой же самой причине римляне могли вполне благосклонно и уважительно относиться к традициям других народов, если эти традиции были древними. Например, римляне не понимали иудаизм, обряды и вера которого, казались им варварскими и странными. Но иудаизм имел право на существование в Римской империи хотя бы потому, что религия еврейского народа была очень древней (пусть даже евреи отрицали и не признавали римских богов).

Но вот на исторической сцене появляется христианство. В глазах Рима христианство — совершенно новая религия, да к тому же основанная казненным по приказу римского прокуратора евреем Иисусом, которого последователи именуют Христом. Для Рима христиане выглядели как нарушители «отеческих традиций», ведь они отказались от древней иудейской веры и стали поклоняться какому-то «новому Богу». Мало того, христиане стали призывать других жителей империи отказываться от своих богов и традиций, чтобы поклоняться распятому Христу.

Но и это еще не все. Христиане стали отрицать и самих римских богов, и в своем «нечестии» дошли даже до того, что отказались воздавать божественные почести императору Рима, который считался земным богом. А поклонение императору как богу считалось одной из традиций, от которой зависело благополучие Рима и всей империи. Поэтому христианство казалось римлянам неслыханным новшеством, а последователи Христа — врагами всех лучших и древних традиций и обычаев.

Из житий мучеников известны случаи, когда христианам предлагалось принести жертву богам или изображениям императора лишь для вида, а потом продолжать верить в своего Бога. Все, что было нужно — это быть как все. Но, как казалось римлянам, христиане дошли в своем упорстве до такого безумия, что не соглашались даже и на это.

Противники нового

 

С тех пор прошло почти две тысячи лет. И если тогда христиане казались противниками освященных древностью традиций, то сейчас, напротив, нередко можно услышать или прочитать мнение о том, что христиане — это противники всего нового и прогрессивного, придерживающиеся каких-то отживших идей и традиций. Как можно быть христианином в столь развитом и прекрасном мире?! Для чего держаться за все эти старые и ненужные правила и идеи?

Древние римляне обвиняли христиан в немыслимых новшествах и разрушении традиций, современный мир обвиняет христиан в отсталости и чрезмерной традиционности. И скорее всего эта тенденция будет только нарастать. В то время, когда свободомыслящее и прогрессивное общество ликует по поводу очередного достижения, христиане продолжают заявлять, что никогда не разделят подобную радость и будут считать грех — именно грехом, а не победой над несправедливостью и дискриминацией в правах.

Решение Верховного суда США о легализации однополых браков — это лишь один из аспектов, лишь одна из побед. К каким еще «достижениям» и «победам» устремится мир «прогресса и свободы»? С чем еще придется не согласиться христианам? Как говорится — история покажет. Нужно помнить слова апостола и евангелиста Иоанна Богослова: Весь мир лежит во зле… но Сын Божий пришел и дал нам свет и разум (1 Ин.5, 19-20). Сын Божий, Иисус Христос дал нам свет и разум, но мир, лежащий во зле, постоянно предлагает свои «свет и разум». Ничего не изменилось со времен древнего Рима. Римляне говорили христианам: «Вы не такие как все, вы враги счастья и благополучия». Похожие слова все чаще и чаще будут звучать и теперь. Чтобы жила и процветала Римская империя, нужно было соблюдать традиции предков, чтобы жил и процветал современный мир, нужно радоваться «победам» и «свободам». Христиане со своей непонятной верой не хотели и не хотят вписываться ни в римский, ни в современный образ жизни. Не такие как все, но — Христовы. И каждый сам делает этот выбор…

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/ne-takie-kak-vse