НЕ ТАКИЕ, КАК РАНЬШЕ. ИНТЕРВЬЮ С ЕПИСКОПОМ ИОНОЙ. Наталья Горошкова

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В День своего рождения "молодежный" епископ Иона (Черепанов), наместник Свято-Троицкого Ионинского монастыря в Киеве и председатель Синодального отдела по делам молодёжи —  об отличиях между нынешним поколением и предыдущим.

Информация протекает через мозг молодых людей, как через сито

— Отличается ли новое поколение живущих в Украине людей от предыдущего?
— Сложно определить, что такое «новое поколение». Сложно очертить, какой разрыв определяет поколение – 5, 10 или 20 лет. Конечно, молодёжь сейчас несколько иная, отличная от таких же сверстников времен нашей молодости. Она не стала хуже,  просто другая, совсем другая.
— А что умеет и может нынешняя молодёжь, чего не умели и не могли их отцы и деды? И напротив — каких качеств лишились молодые люди?
— Молодёжь обогатилась знаниями, которые были недоступны для предыдущего поколения. Но при этом наблюдается стремительная потеря эрудиции.
Раньше молодые люди знали, что если они о чём-то прочитали, то вполне возможно, что больше не смогут вновь об этом прочитать — нужно будет затратить массу усилий, чтобы освежить в памяти предмет. Сейчас достаточно набрать нужное слово в «поисковике», поэтому люди не утруждают себя запоминанием. Ведь информация идёт плотным потоком, практически нон-стоп, и воспринимать её, обрабатывать и тем более запоминать не хватит оперативной памяти ни у кого. Поэтому знания протекают через мозг молодых людей, как через сито, в котором задерживаются лишь наиболее масштабные явления.
Это плохо, с одной стороны, даже трагично, потому что молодые люди имеют крайне узкий кругозор или, вернее, практически не имеют кругозора. Они «заточены» на узком круге интересов, которым живут, и всё, что находится вне сферы этих интересов, – практически сплошные белые пятна. С другой стороны, сложно однозначно об этом судить. Если люди живут, получают профессию, оканчивают ВУЗы и успешно работают, значит, скорее всего, эту тенденцию надо воспринимать как данность, не давая ей оценки. Это просто другой формат молодых людей.

Для нас каждая новая книга была открытием и мощной батарейкой, которая подзаряжала духовную жизнь

— А как обстоят дела с православной молодёжью?
— Среди молодых православных людей также редко наблюдается стремление к знаниям в области своей веры, мало кто стремится верить разумно. Какие-то общие познания есть, на уровне учебника Закона Божия, но не больше. Не особо стремятся читать художественную литературу, узнать что-либо об истории Церкви, о личностях святых, тем более не утруждают себя чтением Святых Отцов. В этом направлении серьёзный провал.
Молодёжь моего поколения любой печатный текст, который попадался, запоминала и передавала из рук в руки, потому что литературы практически не было, каждая новая книга была открытием, радостью и мощной батарейкой, которая подзаряжала духовную жизнь на достаточно длительный период.
Сейчас люди другие. Они умеют жить в этом мире. Они умеют пользоваться благами этого мира, приспосабливаться к этому миру. Но каких-то улучшений в духовном отношении я не вижу. Люди другие стали: не знаю насколько хуже, но точно не лучше.

Радостно, что много неравнодушной молодежи, но это — капля в море

— Но при этом вы сумели задействовать молодёжь, увлечь, и Ваша знаменитая «молодёжка» известна за пределами Украины. Выходит, не всё так печально?
— Конечно, есть неравнодушные ребята. Приходят разные люди. И воцерковлённые, и, зачастую, нецерковные, которые узнали о волонтёрской деятельности. Радостно, что существует неравнодушная молодёжь, но в процентном соотношении к общему количеству – это капля в море. Конечно, это и недоработка Церкви, которая только относительно недавно начала серьёзно и системно заниматься привлечением молодёжи в благотворительность. Желающих делать добро мало. Но хотя количество небольшое, зато качество высокое.
Человек, который деятельно стремится исполнять Евангелие и Евангельские заповеди в жизни, достоин уважения. В любом случае – древо познаётся по плодам. Если помните, в советское время было такое двустишье: «Если тебе комсомолец имя — имя крепи делами своими». Перефразируем: если тебе православный имя, имя крепи делами своими.
Если человек христианин, носит имя Христа, он должен стремиться соответствовать Евангельским заповедям. Все Евангельские заповеди – о любви: к Богу, к ближнему. «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20).
И тем более эти ребята достойны уважения, потому что не только любят деятельно ближних, которых Господь поставил рядом с ними, а специально находят людей, которые нуждаются в их любви и заботе. У меня большая радость за это.
Нужно ещё понимать, что эти люди не делают ничего сверхъестественного, сверхдолжного. Они делают именно то, что должен делать христианин, что заповедал Христос в Евангелии. Это просто исполнение Евангельской заповеди и не больше. Горе тем, кто, зная и читая эти заповеди, никоим образом не стремится хоть как-то помочь ближнему.
Если человек не имеет возможности приехать лично и оказать заботу, внимание, уход в детском доме, доме престарелых, онкоцентре или любому нуждающемуся, он может помочь тем людям, которые делают дела милосердия. К сожалению, мало кто понимает необходимость этого.

В первую очередь семьи разрушаются потому, что семьями фактически не являются

— В какую ловушку могут попасть люди, чья молодость протекает сейчас на фоне техногенных и моральных катастроф? И чем Церковь может им помочь?

— Основные ловушки — это наркомания, алкоголизм, различные заболевания, связанные с распущенностью. Всё это сказывается на институте семьи. Только по официальной статистике, 60% браков распадаются, и это не считая гражданские браки и те семьи, которые формально сохраняются, но при этом их и семьями назвать нельзя. Как следствие добрачных отношений, алкоголизма, наркомании – люди не могут создать полноценную семью. Но, в первую очередь, семьи разрушаются потому, что семьями фактически не являются.
Чем Церковь может помочь? Собственно, не Церковь, а Сам Христос помогает тем, кто делает добрые дела. Когда человек занимается волонтёрством или деятельно служит ближнему, он в первую очередь себе помогает. Молодёжь особо уязвляется такими страстями, как эгоизм и уныние. Уныние возникает потому, что эгоизм не удовлетворён. Многие на почве этих двух страстей совершают немыслимые и непоправимые поступки. Отсюда и наркомания, и алкоголизм, и, к сожалению, достаточно распространённые самоубийства молодых людей, а также хронические депрессии. И если разобраться, чем вызвано уныние, депрессия, то окажется, что основная причина — неудовлетворённые амбиции, тщеславие, завышенная или заниженная самооценка.

Начиная помогать ближнему, молодой человек видит, что его проблемы — часто и не проблемы вовсе. Когда он попадает в ступор или находится на грани нервного срыва из-за плохой оценки на сессии, или из-за разлада в отношениях с девушкой, то попав, например, к онкобольным детям, видя, как они месяцами, годами находятся в закрытом помещении, изолированные после сильнейших химиотерапий, еле передвигаются, то понимает, что вот это действительно горе, а его проблема является химерой. Многие серьёзно пересматривают отношение к жизни, начинают ценить жизнь, радоваться и благодарить Господа за тот дар, который имеют.
Мы стараемся организовать молодёжь для помощи ближним в первую очередь для того, чтобы люди исполняли Евангельские заповеди, но в такой деятельности всегда есть бонусы. Это, в частности, встреча супруга. Действительно, где можно найти девушке хорошего парня, а парню найти хорошую девушку? На дискотеке это сделать достаточно сложно. В сети можно, но есть большая вероятность несоответствия образа виртуального и реального. А если молодой человек видит, что девушка в свободное время занимается не тотальным шопингом, а оставляет всё и едет помогать в Дом малютки к этим маленьким, брошенным деткам, он понимает, что это потенциально хорошая мама. И девочка видит, что мальчик в свободное время не только на футбол ходит и на пиво с друзьями, и что этот человек может быть надёжным спутником жизни. Вот такие бонусы тоже есть. Достаточно много семей создалось среди волонтёров.
В процессе организации систематической помощи ближним у нас сформировалась целая концепция: миссионерство через волонтёрство. Многие молодые люди начинают ездить, желая помочь ближнему, без всякого Евангельского подтекста, просто потому, что совесть подсказывает. Но совесть – это голос Божий в человеке. Ездя в детдома и к инвалидам, люди начинают общаться с православными сверстниками, постепенно воцерковляются и так приходят в Церковь.

Более трезво относятся к происходящему люди, знающие Писание и историю Церкви и страны

— Кто более адекватно себя ведёт в непростых сегодняшних реалиях: молодые люди или старшее поколение?

— Мне сложно давать оценку, ведь истинное состояние человека сокрыто глубоко внутри, и лишь Господь является сердцеведцем. Но на мой взгляд, волнению, захлестнувшему нашу страну, поддались все возрастные категории, начиная от школьников и заканчивая глубокими пенсионерами. Более трезво воспринимают ситуацию люди, которые хорошо знают Священное Писание, историю Церкви, историю нашей страны, и поэтому относятся к происходящему с той мудростью, которая была накоплена нашими предшественниками, святыми, преподобными, новомучениками. Убеждён, что только опыт прежних поколений может помочь спокойно и трезво относиться к тому, что происходит.

Даже в воцерковленной православной среде мнения и симпатии очень поляризованы. Я, как священнослужитель Православной Церкви, на такие темы с людьми принципиально не общаюсь, за исключением тех случаев, когда верующие приходят специально по какому-то наболевшему вопросу. Знаю, что прихожане нашего монастыря разделены по своим симпатиям на два лагеря: одни поддерживают действия властей, а другие, мягко выражаясь, с неодобрением относятся к тому, что происходит, в частности, на Востоке Украины. Но каков процент этих людей, неизвестно. Слава Богу, что большинство прихожан не догадываются, кому симпатизируют стоящие рядом с ними. Слава Богу, что идя в храм, люди понимают, что храм — это дом Божий, дом молитвы, что здесь не место изложению политических предпочтений. Верующие действительно приходят молиться и предстоять Господу. И на мой взгляд, это правильная позиция: человек имеет своё мнение, другим его не навязывает и молится как может, чтобы Господь скорее разрешил эту ситуацию по Своей святой воле.

http://www.pravlife.org/content/ne-takie-kak-ranshe-intervyu-s-episkopom...