Не сотвори себе кумира из Христа. Дмитрий Скворцов
По Писанию незадолго до Пасхи Иисусу сообщили, что умер его друг Лазарь, брат Марфы и Марии. Когда Господь после долгого пути добрался до селения Вифания, где жили Лазарь и его сестры, Он застал множество людей, которые уже четвертый день, как скорбели по праведнику. Сжалившись над ними (Иисус и Сам прослезился), Господь воскресил того, кого так любил.
Удостоверившись в великом чуде, еще большее число иудеев стали последователями Христа. Тогда первосвященники и вынесли решение убить Его. Поэтому смерть и воскрешение Лазаря отмечается, как предвестие Смерти и Воскресения Самого Христа. Не случайно именно в доме воскрешенного Лазаря провел Иисус последний день перед входом в Иерусалим на смертные муки.
Как бы предвосхищая скорую – через 7 дней – победу Спасителя над всеобщей смертью, христиане в Лазареву субботу строгого Великого поста немного балуют себя икрой: ведь, если символ вечной жизни – яйца куриные (почему они и главный атрибут пасхального стола), то символ победы над смертью отдельно взятого человека – яйца рыбьи. Тут следует сказать, что для древних христиан икра не считалась деликатесом, ведь традиция празднования Лазаревой субботы устанавливалась жителями богатого на рыбопродукты Средиземноморья.
Но вернемся на Ближний восток периода Евангельских событий. Когда, отойдя от дома воскрешенного Лазаря, Христос вошел в Иерусалим (Вифания находилась в 2-3 километрах от столицы), горожане с ликованием встретили Его. Многие бросали пальмовые ветви на дорогу перед Ним и даже подстилали одежды. В Иисусе видели будущего царя, способного освободить Израиль от римского владычества. А Он шел «лишь» освобождать от греха души. Поэтому та самая толпа, которая кричала «Осанна!» (от др.-евр. Hõša’nā! – «Помоги же!», «Спаси!»), через 6 дней будет скандировать «Распни его!»
Не потому ли и мы сегодня так легко и быстро разочаровываемся в своих кумирах (а некоторых даже незаслуженно предаем), что ждем от них в первую очередь быстрого решения каких-то социальных, а то и бытовых проблем – вместо того чтобы постараться понять, что корень этих проблем – в нас самих. Христа отдали на казнь не те, кто видел в нем Целителя душ, а кто сотворил из него земного кумира или, скажем, «духовного отца» нации.
Последний урок, думается, особо актуален для сегодняшней Украины, где постоянно слышимы призывы к построению некой истинно национальной церкви (хотя в Церкви на самом деле нет «ни эллина, ни иудея» (Кол. 3:11).
Вот что об этом говорит протоиерей Константин Волощук – настоятель Троицкого храма в пос. Липовая Долина Сумской обл. (храма, который в оранжевые годы не раз пытались захватить сторонники «истинно национальной церкви»): «Национальная озабоченность» была одной из причин, по которой фарисеи и первосвященники Израиля приговорили к смерти Спасителя… Каждый из тех, кто кричал Пилату «распни Его», вполне искренне считал себя патриотом и был убежден, что творит добро во благо высокой национальной идеи. Так что если у современных радетелей за «национальную церковь» сохранилась хоть капля страха Божия, хотелось бы им посоветовать помнить об этой вразумительной истории и задуматься о том, какому «богу» они служат. Сказанное совсем не стоит понимать так, что Церковь выступает против служения своему земному отечеству. Православные христиане всегда были патриотами и лучшими гражданами в своих государствах. Однако попытка поставить национальный признак во главу угла церковного строительства является опасной ересью, неоднократно осуждавшейся всем Православием» (www.shans.com.ua).
И все же, как бы там ни было, Вход Господень в Иерусалим для нас сегодняшних, знающих, что идет Он на наше спасение – торжество. «Вербное воскресение» (или Неделя ваий) отмечается с вином, постным маслом (елеем) и рыбными блюдами. Вербным праздник называется потому, что вайи (ветки) пальмы в наших широтах заменяются ветвями вербы, ранее других деревьев пробуждающейся после зимы.
Стояние с ветвями символизирует встречу невидимо идущего Господа. Идущего на вольную смерть: уже на следующий день начинается страстная седмица (неделя) в память о Его предсмертных страданиях.
После Богослужения священник окропляет принесенные прихожанами ветви святой водой. Их затем приносят в дом и ставят в углу под образами. Когда они засыхают, их – освященные в церкви – не выбрасывают, а сжигают.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии