Не скорбь, но радость. Священник Василий Куценко
28 августа Православная Церковь празднует Успение Божией Матери
Святая Церковь на пороге последнего из числа двунадесятых праздников — Успения Пресвятой Богородицы. Богослужебный церковный год, длящийся с сентября по август, открывается праздником Рождества Богородицы (21 сентября по новому стилю) и завершается Ее Успением. Церковные богослужения находятся между двух важнейших событий — рождением для жизни земной и переходом в жизнь вечную Пресвятой Девы.
Но, как это ни странно, мы удивительно мало знаем о жизни Божией Матери. В Евангелии Она упоминается всего лишь несколько раз: Благовещение, путешествие в Иерусалим на перепись населения, остановка в Вифлееме, рождение Сына, встреча с праведным Симеоном в Иерусалимском храме, Голгофа… Больше говорит о Матери Божией, о Ее блаженном преставлении и погребении Предание Церкви.
Пресвятая Дева жила в Иерусалиме у святого апостола Иоанна Богослова, как это было заповедано Самим Господом с Креста: говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! (Ин. 19, 26–27). Затем переселилась с ним в Ефес, а в конце жизни снова возвратилась в Иерусалим, где часто посещала места, связанные с земной жизнью Ее Божественного Сына. Особенно Она, как и Сам Господь Иисус Христос, любила Гефсиманский сад, ставший местом Ее погребения.
Смерть, погребение… В обыденной жизни эти слова всегда наполнены скорбью от непреодолимой разлуки с близкими, а порой и страхом перед неизбежным итогом жизни. Может быть, логичнее считать Успение не праздничным, а скорбным днем? Но не скорбь и плач об умершей Деве Марии наполняют богослужебные тексты Успения, а радостное благовещенское приветствие: «Благодатная, радуйся, с Тобою Господь!». Видя лежащую на смертном одре Божию Матерь, верующие еще и еще раз обращают к Ней возглас Архангела Гавриила, заканчивая его словами: «Бог подал через Тебя миру великую милость».
Есть в христианстве такая на посторонний взгляд странная особенность: практически все дни празднования памяти святых — это дни их смерти. Церковь прославляет святых не в дни их рождения, но именно в дни ухода в Вечность. Возможно, исторически так сложилось, что день смерти мученика, преподобного или святителя запоминался лучше, чем день рождения. Но здесь дело не только в этом. День смерти — это день славы, время окончания «земного странствования» и переход в вечные обители. Вот так и праздник Успения. Самое интересное — даже название праздника говорит не о смерти (в детстве я думал, что церковнославянское слово «успение» означает именно смерть, и только после узнал его настоящее значение). «Успение» и его греческий оригинал «кимисис» в переводе на русский язык будут означать «погружение в сон», «сонное состояние», «мирную кончину, подобную сну».
Каждого скончавшегося верующего Церковь называет «усопшим», то есть уснувшим. Тело умершего человека для Церкви — не просто прекративший жизнедеятельность набор органов. Тело — дом для души, предстоящей теперь пред Богом. Человек — храм Божий (1 Кор. 3, 16), и, предавая тело земле, Церковь надеется и верит в то, что Бог восстановит этот храм. Если смерть подобна сну, а умерший только временно уснул, нужно верить в будущее пробуждение. Вспомним евангельские строки, повествующие о воскрешении Христом умерших, — везде смерть сравнивается со сном: дочь Иаира не умерла, но спит (Мф. 9, 24), брат Марфы и Марии Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить Его (Ин. 11, 11). Для Бога нет смерти, Бог Авраама, Исаака и Иакова… не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38).
Праздник Успения подобен Пасхе — Воскресению Христову, говорит не о безысходности смерти, но о надежде на пробуждение. Предание повествует: Сам Господь явился принять душу Своей Пречистой Матери. Обычно на иконах Успения на руках у Господа Иисуса Христа можно увидеть изображение души Пресвятой Девы, тело Которой лежит на одре. Сама собой напрашивается параллель: сначала Младенец Христос был носим руками Девы Марии, теперь Сын и Бог принимает Своими Божественными руками душу Матери.
Икона Успения не выражает скорби, напротив, все иконописные фигуры наполнены блаженным трепетом и удивлением. Сама икона задает вопрос: как умирает Родившая Подателя вечной жизни? Поэтому Церковь сохраняет веру в то, что Богородица была воскрешена Богом телесно. Согласно Преданию, святой апостол Фома не присутствовал на погребении Святой Девы, он опоздал, но по его просьбе открывают гроб, и все видят, что тела Умершей нет. В этот день после вечерней трапезы апостолы услышали пение Ангелов и увидели Богородицу в окружении Небесных Сил, в неописуемой человеческим языком славе. Все апостолы словно один человек воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам!». Так это молитвенное обращение к Божией Матери вошло в жизнь каждого христианина. Господь возвращает жизнь после недолгого сна Той, от Которой Он Сам получил человеческое естество.
С праздником Святой Пасхи роднит Успение пост, хотя и не продолжительный (с 14 по 28 августа), но по своей строгости не уступающий Великому. В Успенский пост рыба разрешается только один раз — в праздник Преображения Господня, растительное масло — только по субботним, воскресным и праздничным дням. Можно сказать, что совсем ненадолго верующие возвращаются в Святую Четыредесятницу. В течение шести недель Великого поста верующие готовятся к духовному переживанию Страстей и Воскресения Христова, теперь мы ждем духовного сопереживания события Успения Пресвятой Богородицы.
Успенский пост — одновременно и призыв к подражанию Родившей Христа. Богородица — пример смирения и исполнения воли Божией. Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38), — слова юной Девы Марии, обращенные к благовестившему Рождение Спасителя Архангелу Гавриилу. Божия Матерь смиренно принимает волю Божию о рождении от Нее Спасителя. Принимает все, вплоть до стояния у подножия голгофского Креста и погребения Своего Сына. Наверное, нет примера ярче и сильнее, чем любовь к Господу Иисусу Христу Его Пречистой Матери. И если пост необходим для лучшего осознания единого на потребу, то Успенский пост помогает еще и осмыслить пути нашего восхождения к Богу. Смирение и любовь Богородицы — путь, указанный Самим Христом.
В святоотеческом богословии раскрытие учения о Божией Матери идет еще дальше. Христос, по учению святого апостола Павла, есть Новый Адам — первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба (1 Кор. 15, 47); Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 22). Первый Адам был главой, венцом сотворенного Богом мира, но совершил ошибку, поддавшись на искушение. Преступление Адама ввело в сотворенный мир смерть… Смерть — знак тленности, конечности всего видимого. Новый Адам-Христос побеждает смерть и становится новым Главой сотворенного мира, новым Человеком. Смертию смерть поправ, — поет Церковь на Святую Пасху. Христос становится родоначальником нового человечества, Главой нового творения, уже изъятого из безысходности смертного конца. Если же Церковь сравнивает Христа с Адамом, то Святая Дева сравнивается с праматерью Евой. Пресвятая Богородица рождает Христа, положившего начало новому человеческому роду, как Адам дал начало человечеству, пораженному грехом. Пресвятая Богородица — Новая Ева — воскресает подобно воскресению Нового Адама-Христа.
Преподобный Иоанн Дамаскин, которому принадлежит цикл проповедей на Богородичные праздники, говорит в проповеди на Успение: «О, чудо! Источник жизни — Матерь Господа моего — умирает… Нужно, чтобы то, что составлено из земли, возвратилось в землю, а потом взошло на Небо, приняв в земле чистейшую жизнь… Нужно, чтобы тело через смерть, как бы через огонь в горниле, подобно золоту, очистившись от земной и мрачной тяжести тления, восстало из гроба нетленным, чистым и озаренным светом бессмертия».
Через Богородицу Господь показывает верующим образ воскресения и славы, поэтому не только в жизни, но и в самой Своей смерти Божия Матерь остается примером для обращающих к Ней свои молитвы. Вот поэтому праздник Успения — праздник жизни, продолжение праздника Пасхи как личного воскресения, праздник радости о славе, которую Бог дал Дочери человеческого рода — Пречистой Деве Марии.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии