Не руководить, а сотрудничать

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Игумен Иона (Займовский)

«МЕТАНОЙЯ» – ПРОГРАММА ПОМОЩИ СТРАЖДУЩИМ ПРИ ДАНИЛОВОМ МОНАСТЫРЕ
Игумен Иона (Займовский)

Меня давно интересовал опыт помощи алкоголикам и наркоманам сообщества анонимных алкоголиков. Я глубоко убежден в том, что для преодоления химической зависимости человечество пока ничего лучше не придумало, чем группы взаимной поддержки анонимных алкоголиков. Особенность их работы такова, что они не нуждаются в каком-то особом кураторстве. Этого не позволяет сама структура группы. Наркология, психиатрия, психология – дело профессионалов, и, на мой взгляд, священнику, не обладающему соответствующими знаниями или особым духовным опытом, не нужно пытаться руководить этими тяжело больными людьми.
С другой стороны, очень хорошо, когда они на виду – например, когда группа действует при храме, – потому что тогда, выздоравливая, они неизбежно потянутся в Церковь. Из опыта я знаю и то, что если священник несколько раз в год приходит на открытое собрание группы, то анонимные алкоголики бывают очень признательны за то, что их принимают, понимают, за то, что, несмотря на их болезнь, их не отвергают, не считают людьми третьего сорта. Надо сказать, что среди «анонимных» очень много людей достойных, успешных в социальном плане, и я уверен в том, что их сообщество – золотая жила, которую Церковь пока не использует.
Создавать группы можно было бы при многих храмах, но, увы, это не так просто. С больными людьми нужно уметь выстраивать отношения. Например, мне пришлось выгнать из Молодежного центра при Даниловом монастыре, на территории которого действуют группы взаимной поддержки, игроков, так как они начали воровать. Руководитель центра игумен Иоасаф (Полуянов) расстался с группой «Преображение», оставив только ее маленькую часть, потому что члены группы вели себя очень недостойно. Должно было пройти время, прежде чем я понял, что с зависимыми людьми необходимо очень четко и твердо определять границы общения (например, заключать письменные договоры, не пренебрегать системой выговоров и исключений). Положительным в этом смысле примером может служить группа «Лоза», действующая в настоящее время при Даниловом монастыре. Ее организовал человек с двадцатилетним сроком трезвости. Люди говорят о ней, что она не похожа на другие группы и представляет собой нечто удивительное.

Нежелание трезветь
прячется за внешней религиозностью

Особенностью работы групп самопомощи (таковы традиции сообщества) является то, что в группах не принято говорить о религии, о Церкви. Сообщество нерелигиозно, нецерковно. Здесь говорят только о собственном выздоровлении. Думаю, что такая традиция была положена в основу работы групп для того, чтобы уйти от религиозных споров, которые отвлекали больных, химически зависимых, от главной цели. Но очевидно для меня и то, что, проходя Четвертый и Пятый шаги, люди начинают тянуться к Церкви. Заполнив, как положено по программе Двенадцати шагов, графу «Мои недостатки» (читай: «Мои грехи»), люди часто приходят ко мне, и говорят: «Батюшка, мы хотели бы прийти на генеральную исповедь», – и становятся церковными. У них появляется интерес к Таинствам. Не к обрядовой стороне, а именно к глубинной жизни Церкви.
Книга «Анонимные алкоголики» рекомендует на определенном этапе трезвости примкнуть к традиционной религии. В России это – Православие. И мне лично, конечно же, хочется помогать людям воцерковляться более активно, чтобы иметь возможность указывать им на духовные проблемы. Но есть и другая проблема, когда за внешней религиозностью, точнее будет сказать – обрядовостью, человек прячет свое нежелание выздоравливать. Подобные манипуляции широко распространены среди православных.

Программа для православных?

Программа «Метанойя» родилась благодаря коллективному труду единомышленников – вы¬здоравливающих алкоголиков с большими сро¬ками трезвости и их родственников. В переводе с греческого слово «метанойя» означает покаяние, изменение ума, перемена сознания. Поначалу мы выслушали много замечаний по тому поводу, что слово это – длинное, непонятное и ассоциируется со словом «паранойя». Но постепенно к нему привыкли, как привыкли и к тому, что в нескольких группах в Москве перед началом собрания стали читать молитву «Отче наш». А ведь первую такую группу сообщество восприняло с большим скандалом. Но сейчас уже никто не возражает против этого.
Как известно, сама программа Двенадцати Шагов, на основе которой строит свою работу сообщество анонимных алкоголиков, родилась из Евангелия, но нам хотелось адаптировать ее к Православию, сделать приемлемой для церковных людей, которые к нам приходят. Мы не имеем не¬посредственного отношения к анонимным алкоголикам. Ведь сама по себе Двенадцатишаговая программа никому не принадлежит, ее никто не узурпировал. Ее только используют как ее создатели – анонимные алкоголики, так и анонимные наркоманы, их родственники – Ал-Анон, Анонимные Игроки и др. Копирайта на программу нет. Однако программу «Метанойя» все-таки можно назвать авторской православной программой, которую мы создали вместе с коллегами. Некоторые элементы мы взяли из опыта работы по программе групп самопомощи, но у нас есть и свои особенности.
«Метанойя» преследует сразу несколько целей. Первая – катехизационно-христианская. Я ориентирую участников собрания на частое Причастие, частую Исповедь. Все они молятся дома, читают Священное Писание. И все понимают, что это действительно им нужно. Мне и самому не хватает программы, когда я бываю в отпуске, и от людей я слышу, что им ее тоже не хватает. Мы вместе читаем Евангелие, я говорю о Православии, о Боге, о Таинствах и, наконец, о выздоровлении, потому что к нам приходят именно с проблемой алкоголизма. И мы всем рекомендуем выздоравливать в двенадцатишаговых группах.
Еще раз напомню, что сообщество анонимных алкоголиков и программа Двенадцати шагов – это все-таки не одно и то же. Анонимные алкоголики – это сообщество, объединяющее мужчин и женщин, которые на собраниях групп делятся своим опытом борьбы с болезнью алкоголизма. Это самостоятельное сообщество, такое же, как сообщества анонимных наркоманов, анонимных игроков и др. Все они не связаны ни с Церковью, ни с политическими организациями и никому не подчиняются. В них нет лидеров. Также и программа «Метанойя» – отдельная группа, которая подчиняется Данилову монастырю. Я – насельник Данилова монастыря. Собрания группы проходят на территории Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при нашей обители.

Милосердные самаряне

Двенадцать шагов создатели программы заимствовали из Нагорной проповеди Христа, а сама идея сообщества анонимных алкоголиков родилась из евангельской притчи о милосердном самарянине. Священник сказал израненному, истекающему кровью человеку: «Ты грешник» – и прошел мимо. Левит (читай: психолог или врач) сказал: «Ты слабовольный человек, тебе надо волю укреплять» – и тоже не задержался рядом с умирающим. А несчастный продолжал лежать в крови, в собственных нечистотах… И только милосерд¬ный самарянин, сам отверженный иудейским обществом человек, обвязал раны больного и сказал ему: «Я такой же, как и ты. Я, как и ты, умирал, но теперь я здоров, жив, счастлив! Хочешь последовать моему примеру?»
Все мы знаем из личного опыта или из опыта близких нам людей о том, что алкоголики и наркоманы никому не нужны, ими никто не хочет заниматься. Но выздоравливающие алкоголики, эти милосердные самаряне, уцелевшие после смертельной болезни, ходят в наркологические больницы, потому что им самим это нужно, чтобы оставаться трезвыми. Такая вот особенность. Им это выгодно, чтобы укреплять и поддерживать свою трезвость не только на физическом, но и на духовном уровне. Почему это происходит? Это тайна, и объяснить ее ни с какой другой точки зрения, кроме как с христианской, невозможно.
Почему, когда мы подаем милостыню другим людям, нам становится так хорошо? Прежде всего потому, что мы приближаемся ко Христу. Человек, помогая ближнему, отдает и получает одновременно. Это всеобщий закон Христа. «Будьте милосерд¬ны, как милосерден Отец ваш Небесный», – говорит нам Святое Евангелие. В нашем случае это происходит очень предметно: помощь другим алкоголикам помогает человеку оставаться трезвым. Он получает такие мощные позитивные импульсы, которые помогают ему ощущать себя трезвым в самом высоком смысле слова. А кроме того, когда один алкоголик помогает другому алкоголику, уходит тяга к спиртному. Думаю, что это – подарок от Бога алкоголикам.

Как проходят собрания

Обычно к нам на собрание группы приходят от 40 до 50 человек. Это предел, который может вместить наше помещение. Добрая половина этих людей потом обычно приходит ко мне на исповедь. Они просят, чтобы их не только исповедовали, но и побеседовали с ними, хотя бы кратко.
На собрании группы, которая проходит в рамках программы, мы вместе читаем перед иконой молитву о душевном покое. Мне дал эту молитву отец Иоанн (Крестьянкин). Молитва эта христианская, но авторство ее, к сожалению, неизвестно. Его приписывают разным святым – и Фоме Аквинскому, и Августину Блаженному… По духу она напоминает молитву Оптинских старцев.
После молитвы представляются наши волонтеры, которые трудятся на контактном телефоне, затем – все участники группы. Представляясь, человек называет свое имя и формулирует запрос. В большинстве случаев даже это для него является проблемой. Например, муж-алкоголик приходит вместе с женой, и она говорит: «Мы пьем», – хотя сама и не является алкоголичкой. Мы рассаживаем их подальше друг от друга, они при этом очень расстраиваются. Далее я читаю евангельский отрывок на русском языке, который будет звучать в храме на следующий день, в воскресенье, и предлагаю минуту помолчать и подумать. После паузы читаю Евангелие еще раз, так как слушатели сами просят читать Евангелие дважды.
Далее мы предоставляем собравшимся возможность высказываться и особо просим, чтобы люди говорили о себе – не теоретизировали, не обобщали, не занимались нравоучениями (мы оставляем эту привилегию за собой). Какие-то элементы мы берем из методики групп самопомощи сообщества анонимных алкоголиков и делаем это намеренно, чтобы человеку легко было посещать и эти группы. Человек откровенно высказывается о своей проблеме: «Я – алкоголик» или «Я – жена алкоголика». Когда человек начинает уклоняться, я звоню в колокольчик и прошу его говорить только о себе.
На самом деле все эти элементы, которые мы позаимствовали у групп самопомощи, анонимные алкоголики переняли из домашних христианских групп. Участникам ведь не нужно, чтобы священник читал им проповеди, для них важен личный опыт: как у тебя в сердце отозвались слова Христа и как они связаны с твоим выздоровлением или невыздоровлением. Я заметил, что на собраниях нашей группы от раза к разу высказывания становятся все более сильными. Не так давно женщина, высказываясь после прочтения притчи о милосерд¬ном самарянине, прямо-таки начала цитировать митрополита Антония Сурожского. Но на мой вопрос, читала ли она труды митрополита Антония, она ответила, что сама дошла до этих мыслей. После собравшихся высказываемся я и мой сотрудник – психолог. Мои высказывания – это беседа-проповедь; психолог проводит небольшой тренинг.
Мы стараемся, чтобы наша программа развивалась, – приглашаем специалистов, которые смотрят на все происходящее со стороны и подмечают недочеты и ошибки, мы отменили традиционный для подобных собраний чай, который имеет место в группах самопомощи.
Я, наверное, не профессионал в этой области, но все-таки десятый год занимаюсь этой проблемой. Я проходил обучение за границей и в России, несколько раз с этой целью был в Америке, изучал опыт Польши, окончил школу консультантов в московской организации «Старый Свет». К сожалению, в настоящий момент даже в Москве не так много священников, которые бы специально изучали проблему химической зависимости. Вот почему группы самопомощи остаются незаменимым подспорьем для алкоголиков, наркоманов и их близких. Для того чтобы эти группы существовали, не нужно обязательного личного участия священника или специально обученного психолога. Они самодостаточны, а помощь их эффективна. Необходимо только правильно заключить договор с выздоравливающими алкоголиками, чтобы они прилично себя вели, если будут собираться при храме.
 

Записала Екатерина Орлова

Собрания группы «Метанойя» проходят с 14.00 до 16.00 по субботам в актовом зале Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, что напротив Святых врат Данилова монастыря. Три раза в неделю – по средам, четвергам и пятницам с 19.00 до 22.00 – на контактном телефоне работает волонтерская группа.
Тел. 8-926-2101798.

Фото Сергея Веретенникова