Не нужны им ваши блины. Сергей Худиев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Сергей Худиев

Я знаю христиан, которые опечалились, когда Патриарх не стал как-то вмешиваться в производство по делу о хулиганстве в ХХС. Я думаю, что это искренние верующие, которые стараются жить по Евангелию — и быть хорошими христианами. Такие конфликты между горячим рвением с одной стороны — и опытностью и мудростью с другой, я наблюдал и раньше.

Более того, я в них участвовал — на стороне рвения. Я помню, как я был возмущен, когда при мне врач резко разговаривала с наркоманом, которому мы с другими верующими пытались помочь. Ведь христианин должен быть самой добротой, самим всепрощением, самой неиссякаемой Христовой милостью… (Что сам Христос временами бывал довольно резок, я упускал из виду). Врач терпеливо объяснила мне, что когда наркоман лжет Вам, ему надо прямо сказать об этом — и вообще, если Вы позволите наркоману на Вас ездить, Вы его погубите.

Любовь должна быть неиссякаемой, терпеливой и всепрощающей — а еще она должна быть мудрой. Прощение означает, что Вы ни в коем случае не будете мстить человеку. Но есть вещи, которые оно не означает — оно не означает, что Вы позволите ему на Вас ездить. Оно не означает, что Вы будете избавлять его от всех последствий его поступков. Милосердие означает, что Вы отзоветесь на нужды ближнего — но именно его на нужды, а не на его желания и требования.

Иногда человеку (наркоману особенно, но не только) нужно предоставить пожинать плоды его поступков — чтобы он мог о чем-то задуматься. Мягкие подушки, которыми его пытаются обложить благонамеренные христиане (или любящие родственники, или еще кто-то) только губят его. Надо понимать, чего от вас хочет человек — и решить, надо ли ему это давать.

Надежда Толоконникова

Надежда Толоконникова

Похожая ситуация разворачивается и сейчас. Представительницы известной панк-группы выпустили текст, в котором не только выражают сожалений о своей акции, но настаивают на том, что это была такая “горячая и искренняя молитва”.

Марат Гельман написал по этому поводу в своем блоге: “Пусси — пришли чтоб изменить церковь. И возродить христианство в России. Такие дела. Да, их не отпустят. И в целом это не наказание, а просто цена, которую они платят за будущее” Другой известный блоггер, Максим Кононенко, пишет о том, что “Надеюсь, что через время их ([участниц группы], а не стоящих во главе церкви [дурных людей]) причислят к лику святых”.

Конечно, возникает вопрос — если сии люди суть истинные христиане, РПЦ же чужда истинному христианству, то зачем же им тогда ломиться в РПЦшные храмы? Создали бы свою истиннохристианскую конфессию, практиковали бы там такие молитвы какие им больше нравятся, канонизировали бы кого хотят, а к нам не ломились.

Исторически все ересиархи пытались возродить “истинное христианство”. Однако все они были людьми хоть и неправо, но все же верующими. Сегодня мы имеем дело со странным религиозным феноменом — ересиархами, которые сами открыто не верят во Христа, но при этом указывают, каким должно быть истинное Христианство и предпринимают усилия по его возрождению. Что особенно удивительно, некоторые верующие люди уже готовы слушать их больше, чем Патриарха. Со стороны искусителя это просто какой-то высший пилотаж.

Или дело, скорее, не в изощренности искусителя, а в нерассудительности некоторых из нас?

Фото: pussy-riot.livejournal.com

Фото: pussy-riot.livejournal.com

Нам хочется быть прощающими и милосердными, и мы хотим принадлежать к Церкви, которая являет миру прощение и милосердие. Это понятно, так и должно быть. Проблема в том, что от нас — и от Патриарха — вовсе не хотят прощения и милосердия.

От нас хотят другого — чтобы мы признали, что прыгание по солее спиной к алтарю и непечатная брань в храме — это такая “горячая и искренняя молитва”, чтобы мы предоставили людям решительно внешним по отношению к Церкви решать, что можно и чего нельзя в ее храмах, и в чем должно состоять христианство в России. Чтобы мы признали право кого угодно как угодно бесчинствовать в наших церквях.
Когда такие требования подаются под лозунгами “прощения” и “милосердия”, нам лгут — и давайте это просто обозначим. Манипулятору имеет смысл сказать прямо — “ты лжешь”. Иногда это помогает.

“Милость к падшим” предполагает, что они падшие — а наши критики (как и сами участницы группы) настаивают на том, что он не только не падшие, но “истинные молитвенницы” “обновители христианства”, “изгнанные за правду” и вообще “святые”. Группа поддержки безобразий в ХСС никакого прощения и милосердия не требует – и не требовала никогда. Искренним, но наивным и уязвимым для манипуляции христианам стоит обратить на это внимание. Не нужны им ваши блины. Им даже вытаскивать кого-либо из следственного изолятора не надо – это у них “цена, которую они платят за будущее”. И вы не можете помешать им ее платить, если они хотят. Над вами просто издевательски пошутили. Злиться по этому поводу не надо – им как раз хотелось бы, чтобы вы злились – но посмотрите на вещи трезво. Вам лгут, вами манипулируют и над вами издеваются. Патриарх, за долгое время своего пастырского служения, наверное уже видевший немало подобных манипуляторов, не повелся. Менее опытные христиане повелись. Но давайте наконец признаем очевидное — Патриарх был прав.


<!-- #getsocialmain --> Источник: Православие и мир