Не говори: "Я молод!" Игумен Агафангел (Белых)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Игумен Агафангел (Белых)

Однажды мой родственник, человек лет тридцати, сказал, что нашёл новую работу, так как старая его не устраивала. На мой вопрос, нравится ли она ему, он ответил: «Ну разве может работа нравиться? Отмотал время с восьми до пяти, и тогда уж занимайся тем, что душе угодно». А вот что же угодно той самой душе?

Само понятие призвания предполагает, что есть два субъекта: призываемый и призывающий. Люди нередко говорят: моё призвание быть… дальше варианты – кем. Но кто определяет это самое «кем»? Детям свойственно задумываться о своей будущей профессии. Наверняка все помнят свой детсадовский период пожарников, медсестёр, учительниц и путешественников. Как правило, взрослея, человек выбирает всё же что-то другое, но с теплотой вспоминает детские мечты. Только сам ли он выбирает, или же повинуется иному, невидимому зову; или, наоборот, противится ему всю свою жизнь, разрушая и себя, и ближних своих.

Американские учёные проанализировали наиболее популярные детские телепрограммы и сделали вывод: ребятишки завороженно смотрят именно те шоу, в которых люди становятся популярными, не прилагая к этому никаких усилий. Всего за двадцать лет «слава» с пятнадцатого места в списке основных ценностей перебралась на первое. Дети хотят быть знаменитыми и богатыми (второе место) и не готовы трудиться для этого. Сама по себе сомнительная цель подкрепляется не менее сомнительной мотивацией: стань индивидуальностью, не таким, как все, выделись, будь известным и завоюй мир. Кстати, вечных ценностей, таких, как сострадание, сопереживание, помощь ближнему, в списке не оказалось вовсе.

Кто же в таком случае формирует мотив следования американской мечте – сам ли растущий человечек или взрослые, серьёзные дяди и тёти, отслеживающие телевизионные рейтинги и анализирующие финансовые потоки? Ведь смешно говорить: «Моё призвание – быть известным и богатым», но именно это и вкладывается в головы нынешних школьников.

Вспомни, читатель, собственное детство золотое, когда всю радость доставляли еда, сон и ещё пара физиологических и очень важных отправлений. У многих этот период задержался лет до сорока. Поверь, я знаю, о чём говорю, – мне самому сорок два. Но в жизни есть и другая радость. Это радость иной природы, недоступная престарелым младенцам. И здесь я так же знаю, о чём говорю.

Несчастлив человек, не нашедший себя в этой жизни. Не нашедший себя здесь, не найдёт себя и в Царстве будущего века, – там уже не будет пресловутых «с восьми до пяти, а потом что угодно». Там – празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих лица Божия красоту неизреченную. Найти себя – значит найти своё предназначение в этом мире, реализовать то, что дано тебе даром, вложено Творцом как семя, как потенциал, как вектор развития. Неважно, какова будет его внешняя составляющая. Можно быть счастливым ассенизатором и несчастным миллионером.

Никто не сможет преподнести нам на блюдечке наше призвание. Ни в каком магазине мы не купим коробку с надписью: «Смысл жизни. Готово к употреблению». Обретение этого смысла, осознание зова сердца – процесс, длящийся порой очень долго. Но нужно взрослеть, и бывает так, что настало время, и тут уж кричи-не кричи – пора выбирать.

Хочешь оставаться ребёнком всю жизнь – позволяй выбирать за себя. Пассивно разрешай вкладывать себе в мозг чужие смыслы, чужие выгоды и чужие цели. Работай на телевизионный мэйнстрим, бездумно плыви по течению, хотя ты наверняка знаешь, что обычно там плавает. Никто не хочет быть спившимся бомжом, умирающим от цирроза в подвале, но откуда же тогда берутся эти несчастные?

Мой родственник ненадолго задержался на той работе. Потом сменил ещё несколько. Счастлив ли он – не знаю. Наверняка в его жизни есть радости, но каждую следующую работу он ругает с завидным постоянством. Видимо, не нашёл своего призвания в том, чем занимается большую часть своей жизни, хотя говорят, что в своём деле он хороший специалист.

Но я расскажу под конец другую историю. Недалеко от Иерусалима, к северо-востоку жил один парнишка. Лет ему было около пятнадцати или немногим больше (трудно сказать, ведь с тех пор прошло 2600 лет). Он происходил из семьи священников и, по тогдашним законам, его призвание определялось ещё до рождения: помогать при службе в храме. Так должна была пройти вся его жизнь. Это высокое служение – быть при храме, но Иеремию, так его звали, ждала иная судьба и иное служение. Он подвергался гонениям от соплеменников и властей, его сажали в тюрьму. В итоге он был уведён в плен и там скончался. Всю эту историю я рассказываю ради нескольких строчек из Библии:

4 И было ко мне слово Господне:

5 прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.

6 А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод.

7 Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь.

Книга Пророка Иеремии. Гл. 1, 4-7

И пошёл Иеремия, и начал говорить, и гнали его, и били за слово Божие, и умер он счастливым, так как жил в мире с Богом. А ведь в его воле было отказаться от невзгод такого призвания и выбрать спокойную, серую, несчастную жизнь. Но призвание человека – от Бога. От Господа утверждаются стопы его, и Бог благоволит к пути его: когда он будет падать, не упадёт, ибо Господь поддерживает его за руку.

Итак, не говори: «Я молод!» Стань взрослым, стань, наконец, самим собой! Прислушайся к тому голосу, который тихонечко зовёт тебя быть, прежде всего, Человеком. Этот голос звучит постоянно, но в иные времена слышится громче. Доверься тому, кто сотворил и небо, и землю, и тебя. Люди нередко говорят: моё призвание быть… дальше варианты – кем, но мало кто ставит вопрос иначе: мое призвание быть… каким? Задай себе этот вопрос прямо сейчас.


Источник: Газета Логос