Не господствуя над наследием Божиим. Худиев С. Л.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

На днях патриарх Варфоломей заявил, что не собирается выносить свои решения на рассмотрение поместных православных Церквей. Выступая по случаю визита на Фанар главы ПЦУ Сергея Думенко, он сказал:

«Различные сестринские Церкви призывают нас и просят, чтобы Вселенский патриархат снова созвал Всеправославную Конференцию или Синаксис предстоятелей православных Церквей для рассмотрения украинского церковного вопроса»

По словам Патриарха Варфоломея, «наш патриархат отвергает эти предложения, потому что он не желает подвергать суду других Церквей канонический акт, который он осуществил самостоятельно»

Коротко напомним суть проблемы. В 2018 году, по просьбе светских властей Украины (и при самом открытом и энергичном участии американской дипломатии) Константинополь создал так называемую «Православную Церковь Украины» на базе двух расколов — самопровозглашенного «Киевского Патриархата» и «Украинской Православной Автокефальной Церкви».

При этом возникла проблема с действительностью епископских рукоположений многих «архиереев» новой структуры. В Православии важное значение имеет понятие «апостольского преемства» — Апостолы рукоположили первое поколение епископов, те — следующее, и так каждого православного епископа и священника связывает с Апостолами непрерывная цепочка рукоположений. Это не только вопрос правильной административной структуры — но и вопрос совершения Таинств.

Через рукоположение передаются особые дары Святого Духа. Как говорит святой Апостол Павел, «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2Тим.1:6)

Беда с ПЦУ, в частности, в том, что часть «епископов» в этой структуре, в том числе, ее глава, Сергей Думенко, были «пострижены в монахи» и «рукоположены» Филаретом, самозваным «патриархом Киевским», в то время, когда он сам находился под анафемой, наложенной на него за учинение раскола. Причем эта анафема была на тот момент признана всем православным миром, включая и сам Константинополь. Таким образом, Филарет не мог совершать никаких священнодействий, и, с точки зрения церковных канонов все «постриженные» и «рукоположенные» им люди являются не больше чем мирянами.

Приняв их, как если бы они уже были монахами и епископами, Константинополь создал структуру, в которой утрачено апостольское преемство. С 2018 года Фанар прилагает (с переменным успехом) напряженные усилия к тому, чтобы заставить другие православные Церкви признать его протеже и принять их в церковное общение. И вот сейчас патриарх Варфоломей еще раз подчеркнул, что отказывается не только пересматривать свое решение, но и выносить его на рассмотрение поместных Церквей.

Многие уже обратили внимание на то, что это еще раз подчеркивает грубую надменность Фанара.

Казалось бы, раз в законности образования ПЦУ есть сомнения, и по вопросу ее признания есть серьезные разделения — как между поместными православными Церквями, так и внутри их — было бы естественно пригласить их к выработке общего решения. Если вы хотите признания от поместных Церквей, то об этом признании надо было бы с ними и говорить.

В конце концов, если он претендует на управление вселенской Церковью, то любое управление требует взаимодействия с людьми, которыми ты претендуешь управлять. Хотя бы готовность их выслушать.

Иерархи Церкви — это не фигурки на шахматной доске. У них есть своя религиозная совесть, свои обязательства по отношению к вере, которую они обязались хранить, и народу Божию, который они обязались пасти.

Просто сказать «я тут главный, а вас не спрашивали» — это поразительно немудрая политика даже по мирским меркам. Любой лидер, который искал бы стать во главе сообщества, стремился бы привлечь симпатии, проявлял бы внимание и уважение, заботу о нуждах тех людей, которых он пытается возглавить. Даже мирские политики, в ситуации, когда их власть неочевидна, избегают грубо командовать — они стараются убедить людей, что они действуют в их лучших интересах и их стоит поддержать. Они стараются, хотя бы внешне, явить себя людьми нравственными, принципиальными и человеколюбивыми.

Константинополь мог бы постараться привлечь симпатии православных, хотя бы заступившись за гонимую Украинскую Православную Церковь. Но, увы — разорение Киево-Печерской Лавры проходит без каких-либо возражений со стороны Фанара.
Какая-то поразительная незаинтересованность в добром расположении людей. Вместо этого патриарх Варфоломей демонстрирует нечто другое — манипуляцию верой с целью утверждения своей власти.

Он просто провозглашает, что православная вера требует подчиняться ему и признавать его «уникальные привилегии», и что несогласие с этими привилегиями есть «новая экклезиология».

Исторически дело обстоит ровно наоборот — новшеством являются именно властные притязания Фанара. Но проблема не только в этом. Грубое властолюбие противоречит самой природе Церкви. Как говорит святой Апостол Петр, «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду» (1Пет.5:1-3)

Воля Константинополя к господству становится только более отталкивающей от попыток придать ей какие-то богословские основания. Впрочем, и сами эти основания разваливаются при первой попытке присмотреться к ним подробнее.

https://radonezh.ru/2023/09/07/ne-gospodstvuya-nad-naslediem-bozhiim