Не давайте святыни псам. Протоиерей Александр Шаргунов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

О 136-м псалме «На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом»

В Неделю о блудном сыне на всенощной поют в церкви 136 псалом: «На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом». Это страдание — чувство народа, который пережил захват и разрушение Иерусалима в 587 году до Рождества Христова. Но бремя вавилонского плена ощущается им и после возвращения домой, при виде родного города, все еще лежащего в руинах. И это — наше воспоминание о времени плача в большевистском Вавилоне, который пленил нас на нашей земле с 1917 года на семьдесят лет, и, было время, мы жили, как на чужбине, где разорялись алтари, и само имя России, по пророческому слову святого Иоанна Кронштадтского, пытались уничто­жить враги ее. А в 90-е годы прошлого века надвигалось на нашу землю «иго, ужаснейшее паче всякого иного», как исповедуем мы в церковной молитве.
 
Эта песнь — наш сегодняшний скорбный час, когда из-за нераскаянности нашей враги России угрожают нам новым, горшим пленом, чтобы снова были мы на родине как в изгнании. Сколько народу погибло в том плену, и сколько умерло душою, забыв о Иерусалиме! Другое поколение, не те, что попали в плен, вернулись из плена. Как многие иудеи уподоблялись народам, среди которых они жили в вавилонском плену, так среди поклонения красному идолу, а потом маммоне и разврату, многие православные русские утратили все свое православное и русское. Самые священные чувства — религиозные и патриотические — неотделимы друг от друга. Разве только тоской по дому снедаемы были плакавшие на реках вавилонских? Тяжелее, чем разлука с родиной, была для них разлука с Господом, поскольку они были лишены возможности увериться в Его присутствии, как это было когда-то на праздниках в храме. Сегодня Господь вновь напоминает нам, что в каждом народе истинно то, что принадлежит Христу, и что грех обезличивает, лишает национального. Никогда не вернется нам наше подлинное, земное Отечество, если о небесном Отечестве не будут, прежде всего, наши плач и молитва.
 
Накануне Великого поста принесем Господу нашу муку и покаяние. Неужели отверг нас навеки Господь? То, что пророки предвозвещали, может исполниться со всей силой. Если даже сейчас, когда враги наши нацелены на полное уничтожение России, мы не покаемся, рука Бога Живаго ляжет нам на плечи в наказание. Неужели «князьям Содомским» и «народу Гоморрскому» попущено будет входить в наши храмы, и осквернять их тем, что Священное Писание называет «мерзостью перед Богом»? Неужели мы снова должны будем «повесить на вербах органы наши»? Нам нельзя допустить, чтобы слуги антихриста, сидя на «месте святе» предлагали нам с жестокой насмешливостью: «Пропойте нам от песней Сионских!» Как красиво в Церкви поют, какая древность в псалмах и какая жертвенность в литургии — и все это может стать для увеселения беззаконных? Иже на всякое время, и на всякий час покланяемый и славимый, долготерпеливе и многоми­лостиве Господи! Не всякое место и не всякий час, не всякое состояние ума и не всякая человеческая среда подходят для принесения хвалы имени Твоему Святому. Бывают обстоятельства, когда это становится явным нечестием. Мы будем повинны во лжи и лицемерии, если принудим себя по малодушию и маловерию петь славу Богу на так называемых суперэкуменических сборищах, которые они мечтают устраивать в наших храмах, допуская насилие над нашими душами. Святость Божия оскорбляется, когда песнь Господня воспевается для развлечения растлителей и убийц. Сам Христос встает на пути беззакония: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7, 6).
 
Вавилон, как изъясняют святые отцы, есть смешение. И это последнее наступление зла (то, что мы наблюдаем сегодня) заключается в усилии смешать истину с ложью, верность Отечеству с предательством его, чтобы обесценить, обессмыслить, обессолить истину и правду. С каким предательством? Конечно, с предательством тех, кого называют «пятой колонной» и иноагентами. С их предательством, особенно во время военных действий, не может быть примирения. Мы все помним этот святоотеческий завет, что «нужно поражать врагов Отечества и гнушаться врагами Божиими». Но самый опасный враг — в нас. Когда отсутствие сопротивления пропаганде греха приводит к убийственным результатам. Если убийство собственных нерожденных детей считается нормой, то это страшнее любой войны. Ситуация в этой области становится катастрофической. «Скажу прямо, — обозначил недавно остроту этой проблемы Святейший Патриарх Кирилл, — если не будет предпринято экстраординарных и действенных мер, то не при жизни нынешнего поколения, но уже при следующих поколениях Россия может перестать быть великой державой, а это означает в перспективе потерю ее территорий и, возможно, ее исчезновение как единой страны». «Экстраординарные и действенные меры» — это, очевидно, со стороны народа и государства. А со стороны Церкви, со стороны всех нас, речь должна идти о такой молитве и о таком покаянии, которое присутствует в 136 псалме «На реках Вавилонских».
 
Среди нынешнего наступления «нового мирового порядка», утверждающего свободу от совести и христианских заповедей, мы призваны стоять насмерть защитниками святости Божией. И это значит также, чтобы мы не допускали, оттого что мы Христовы, смешения с грехом в самих себе. Святой Григорий Богослов говорит: «Когда мы увлечены в Вавилон — в злое греховное смешение — то находясь на сем месте, не можем петь Божественной песни, как на земле чужой, ибо доколе мы порабощены греху, тягостнейшему всех иноплеменников, дотоле нам не позволено говорить о чем-либо Божественном, хотя бы мы имели орудие слова, как они тогда — псалтири и гусли».
 
Как для них тогда сила Божия открывалась в судьбе Иерусалима, в его падении и в его восстановлении, которого чаяли их души, так для нас да откроется покаянием смысл происходящего с нами и даруется надежда на исполнение пророчеств наших святых о торжестве православия в России, которое может наступить только тогда, когда победит до конца в нас Христос. Пусть покаянием нашим в этой духовной брани придет полное истребление Вавилона, чтобы могли мы «разбить младенцы его» — все злые намерения врагов России и Православия и все наши греховные помыслы — о камень веры, который есть Христос. Пусть из плена греховного освободятся души наши наступающим Великим постом, когда на реках вавилонских, вдали от небесной родины, с глазами, полными слез, воспоем мы эту песнь исхода. Пусть дано будет нам засвидетельствовать пред Богом чистоту наших душ восклицаниями святого веселья: «Пойте Богу нашему, пойте!», когда среди криков радости пасхальной «Христос воскресе!» будет стоять Победитель ада и смерти, воскресший Бог.