Не то, что вы ищете. Сергей Худиев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Время от времени приходится слышать вопросы людей, испуганных тем, что некие враги наслали на них порчу. Люди считают, что их проблемы со здоровьем, работой и личной жизнью связаны именно с этим – и ищут, к каким церковным священнодействиям надо прибегнуть, чтобы отразить это нападение темных сил.

Люди спрашивают про какую-нибудь икону, какой-нибудь молебен, который бы поправил дело. Но так дело не поправишь; у Церкви нет «белой магии», которая бы нейтрализовала «черную». Это не факультет защиты от темных искусств. Церковь предлагает совсем другое. Да, и защиту тоже – но не совсем ту, которую люди ищут.

Духовные силы зла реальны, разного рода маги и колдуны имеют дело именно с ними, но их цель – совсем не в том, чтобы делать вам мелкие гадости на работе и в личной жизни. Они охотно обеспечили бы вам спокойную жизнь во всяческом достатке и удовольствиях, если бы могли достигнуть главного – погубить вашу душу, навсегда отторгнуть ее от Бога.

Результатом греха, противления воле Божией часто являются и вполне земные, посюсторонние беды – но это эффект, который для сил зла является побочным, даже нежелательным. Их цель – не дать вам встать на пусть спасения или увести с этого пути, если вы на него уже обратились.

Силы добра – Бог, Его святые и Ангелы – стремятся не к тому, чтобы избавить вас от мелких гадостей, чинимых бесами, и дать вам здоровье и достаток. Конечно, жизнь в послушании Божиим заповедям, как правило, будет более благополучной, мирной и безопасной – но не это главная цель.

Послание, которое возвещает Церковь, гораздо больше того, о чем мы смели бы подумать. Церковь говорит о том, что Бог хочет даровать вам – именно вам – жизнь вечную и блаженную. Потому что вы дороги в его очах и Он возлюбил вас. Он хочет ввести вас в Его дом и сделать вас членом Его семьи. Как говорит Евангелие: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1: 12–13).

Это послание слишком огромно для нас, привыкших к мелким радостям и мелким огорчениям, и мы часто его не слышим, не понимаем, даже услышав, отходим от него – но оно остается истинным.

Представьте себе юного попрошайку, беспризорника, который выпрашивает мелочь у прохожих. Теперь представьте себе, что царь возлюбил его, пожелал сделать его членом царской семьи и наследником, ввести во дворец. Он зовет беспризорника – а тот не очень хочет слышать про усыновление и дворец. Он хочет получить что-то попроще. Пару монеток. Гамбургер. Банку пива. Избавление от других нищих, которые составляют конкуренцию. Еще что-то в этом роде, что немного улучшит его бродяжью жизнь. Но царь хочет дать ему не это – он действительно хочет забрать его во дворец. Не улучшить эту жизнь – а дать совсем другую.

Человек часто оказывается в положении этого нищего, который хочет выпросить у Бога какую-нибудь мелочь. Что-то, что сделает его земную жизнь более комфортной – или хотя бы менее неприятной. Но Евангелие – о другом.

«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», – поют в Церкви во время больших праздников. Это слова из Послания святого апостола Павла к Галатам: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3: 26–27). Мы призваны быть сынами Богу. Это нелегко – жизнь бродяги может быть тяжелой и унылой, но в ней нет дисциплины, послушания, учебы, которая есть в жизни наследного принца. Но Бог предлагает нам именно это – усыновление у Господа Вселенной.

И чтобы принять Его дар, мы должны отдать Ему наше сердце, вверить нашу жизнь – полностью. Не стоит ставить вопрос о том, «как мне побудить Бога решить мои проблемы». Речь идет о другом – как довериться и покориться Богу, как избавиться от глубоко въевшихся привычек бродяги ко лжи, своеволию и противлению.

Когда мы решимся покориться Богу, мы увидим наши проблемы совсем по-другому – вероятно, часть из них просто отвалится, а какие-то превратятся в те уроки, которые мы должны выучить в школе нашего Небесного Отца.

Но это наш выбор, никто не может принудить нас к нему – даже Бог решил этого не делать, Он всегда ждет нашего добровольного согласия. Мы можем отказаться, уйти во тьму внешнюю и остаться там навсегда. Цель сил зла – именно в этом, а не в том, чтобы строить нам мелкие пакости.

А цель, с которой создана Церковь, – вести нас по пути спасения.

http://www.pravoslavie.ru/put/73516.htm