Научение отечестволюбию. Владимир Немыченков
В мае этого года был опубликован проект документа «Основы государственной культурной политики»[1], который подготовлен рабочей группой под руководством главы Администрации Президента РФ Сергея Иванова. Документ обещают принять осенью этого года.
Цель и задачи, которые формулирует Проект «Основ государственной культурной политики», вдохновляют: это «духовное, культурное, национальное самоопределение России, объединение российского общества и формирование нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности»; «восстановление механизмов передачи и воспроизводства ценностных основ жизни личности и общества». Содержанием культурной политики государства документ называет создание системы воспитания граждан на основе «традиционных для России нравственных ценностей, гражданской ответственности и патриотизма посредством освоения исторического и культурного наследия России» (ч. II). В проекте «Основ государственной культурной политики» в отношении подрастающего поколения ставится задача по формированию «ответственной личности… искренне разделяющей ценности любви к Отечеству и служения ему» (ч. III, 5).
В проекте «Основ…» подчеркивается необходимость поддержки отечественной литературы (классической и современной) и литературы для детей (ч. III, 3). «Именно великая русская литература формирует нравственные идеалы, передает новым поколениям богатый духовный опыт народа», – говорится в документе. С этим трудно не согласиться: литература воспитывает, а кто занимается воспитанием, тот забирает в руки будущее. Поэтому будущее нашего народа, в определенном смысле, в руках детских писателей.
Однако как нашим детям усвоить опыт своего народа на книгах о Гарри Поттере и прочих заморских кудесниках-чернокнижниках? Что может противопоставить Россия этим агрессивным культурным и (важно отметить) мощным бизнес-проектам, которые повсеместно распространяются как агенты влияния космополитической «глобалистской культуры»?
Детских детективов издано в 2, а «страшилок» – в 2,5 раза больше по сравнению с их реальной востребованностью у подростков.
Мнения о состоянии современной детской литературы в России встретить можно прямо противоположные. Одни эксперты пишут, что она находится в упадке и в художественном и нравственном смысле значительно уступает литературе дореволюционного и советского периодов. Говорят о коммерциализации детской литературы, породившей засилье заемных жанров – фэнтези, «ужастиков», любовных романов для девочек, детских детективов, страшилок и т.п., которые нередко пишутся по зарубежным образцам. Специалисты свидетельствуют: «В условиях реформирования книгоиздательской системы России в 90-е годы ХХ века негативные процессы выявились в сфере литературно-художественного издания для подростков. В 2 раза сократилось количество названий выпускаемых книг; беспрецедентным – в 16 раз оказался спад общего тиража, в результате чего был нарушен необходимый баланс обеспечения книгами юных читателей… Дефицит изданий книг о сверстниках и сказок составляет соответственно по 150%, фантастики и историко-художественных – по 200%, приключенческих – 250% при том, что детских детективов издано в два, а «страшилок» – в 2,5 раза больше по сравнению с их реальной востребованностью у подростков»[2].
Разнообразие жанров сочетается с этической сомнительностью подобного рода «литературы». Коммерциализация издательского процесса приводит к появлению произведений-однодневок. Постсоветскую детскую литературу обвиняют в абсурдности сюжетов, использовании запретных тем, в цинизме и сомнительной «положительности» героев, использовании жаргона и т.п. Всё это не только не развивает у подрастающего поколения художественный вкус, но и искажает главную цель детской литературы – воспитание системы ценностей с устойчивыми понятиями добра и зла, красоты и нравственных норм.
Другие эксперты с восторгом пишут о детских сериях по истории России, исторических романах, переложениях житий святых, православных и литературных сказках и другой душеполезной литературе. Однако, несомненно, одно: сейчас трудно найти хорошую книгу для подростков в жанре реалистической прозы, в которой без занудной назидательности в острой приключенческой форме рассказывалось бы о жизни современной России с ее изменившейся социальной реальностью, новыми и вечными проблемами всякого человека, приходящего в наш мир, одновременно прекрасный и лежащий во зле. Специалист по детской литературе Л.У. Звонарева считает: «Современный ребенок осваивает духовное пространство в условиях напряженной идеологической борьбы различных систем ценностей, и важно, на наш взгляд, не втягивая его в эту борьбу, деликатно и осторожно научить его самостоятельно ориентироваться в сложном современном мире».
Не каждый современный подросток захочет читать серьезные книги по истории России (те же детские энциклопедии и словари), тем более по истории Церкви. Далеко не все современные дети увлекутся житиями святых, живших в давние времена, да и вообще станут читать что-то «церковное», имея об этом весьма смутное представление. Ведь кругом столько соблазнов: увлекательные компьютерные игры, 3D-кинематограф, видео с его остросюжетными боевиками, драками, приключениями…
Увлечь подростка узнаванием собственной Родины, большой и малой, ненавязчиво «погрузить» его в историю своего народа, заставить переживать вместе с литературными героями их победы и поражения как свои, обретать с ними истинные жизненные ценности и смыслы, почувствовать свою неразрывную связь с собственным народом, его историей, верой, культурой и тем самым помочь ребенку обрести национальную и культурную идентичность – задача не из легких.
К счастью, здесь есть удачи. К ним, несомненно, относится трилогия Сергея Сухинова «Клад и крест». Еще в 2008 году православное издательство «Сибирская Благозвоница» выпустило в свет одноименную повесть Сухинова. Эта повесть стала центральной и дала название всей трилогии.
Автор дописал ее начало (повесть «Вожак и его друзья») и завершение («Утраченная реликвия»). Небольшое светское издательство «Печатные традиции» издало всю трилогию в книжной серии для подростков «Твой 21 век».
В повести «Вожак и его друзья» трое закадычных друзей Антон, Родик и Тёма из обычных российских семей вдруг сталкиваются с детьми, которые в результате социальных катаклизмов, постигших Россию на рубеже веков, оказались буквально на улице – лишенные родителей и своего дома. Друзья узнают о своеобразной коммуне беспризорников, живущих в заброшенном пионерском лагере недалеко от Москвы, их неравной борьбе с бандитами, «положившими глаз» на эту заброшенную землю и выживающими несчастных детей с их наставником из этого подобия дома. Герои повести вступают в эту борьбу на стороне правды и справедливости.
Автор не скрывает от своих юных читателей горьких примет нашего времени: социальное расслоение общества на миллионеров в роскошных коттеджных поселках, простых тружеников, живущих в скромных «хрущовках» (к которым принадлежат семьи главных героев повести), и обездоленных, не имеющих ни жилища, ни средств к существованию. Не боится он показать и социальные пороки: криминал, продажных представителей силовых структур и местных властей. Однако замечательная сторона повести состоит в том, что ее нельзя отнести к жанру «чернухи», где всё плохо и беспросветно. Автор понимает, что детской душе нужен свет, надежда и победа добра над злом.
Да, в мире есть зло, но с ним можно и нужно бороться. И зло можно победить, потому что кроме злых, жадных, жестоких людей в мире есть и хорошие: честные милиционеры и даже добрые миллионеры, которые имеют нравственные мотивы от своих миллионов помочь бездомным детям. Юный читатель вместе с героями повести выбирает, на чьей он стороне, кем он хочет быть в этой жизни, за что драться, рискуя своей жизнью. И это дорогого стоит в наше время нравственных компромиссов и преклонения перед мамоной. Вместе с героями повести читатель узнает цену настоящей дружбе и еще детской чистой любви. Узнает он и о еще более высоком, чистом и значительном в этой жизни.
К этому самому важному и значительному автор подводит читателя очень осторожно, словно боясь спугнуть излишней прямолинейностью. Герои повести, обычные русские подростки, как и многие их сверстники «крещенные, но не просвещенные», а потому далекие от веры и Церкви, в первой повести трилогии узнают только самые азы веры своих далеких предков – Сергия Радонежского, Димитрия Донского (о которых кратко говорится в произведении) и других подвижников и благоверных князей земли русской. Антон, Родик и Тёма первый раз сознательно переступают порог православного храма, толком не зная даже, как креститься и как там себя вести. Они впервые знакомятся со священником в надежде найти совет и поддержку в своем желании помочь бездомным детям, с которыми они подружились.
Повесть заканчивается на мажорной ноте, но не заканчивается история самих героев. Они взрослеют от книги к книге, и судьба ведет их по дороге, полной приключений, опасностей, радостного узнавания жизни, собственной Родины и самих себя. Невозможно стать патриотом – отечестволюбом, – если не знаешь истории своей страны. Ведь нельзя любить то, чего не знаешь.
Узнавание и пробуждение любви к малой родине – верный залог интереса и любви к Родине великой. Из этого исходит Сергей Сухинов.
С чего надо начинать это узнавание? С чего вообще начинается родина? Для автора очевидно, что она начинается с семьи, своего дома, двора, улицы, поселка, города… Узнавание и пробуждение любви к малой родине – верный залог интереса и любви к своей великой Родине, той, что раскинулась от Балтийского моря до Тихого океана…
Из этого исходит Сергей Сухинов. И поэтому с такой любовью и пристрастностью описывает он в повести «Клад и крест» историю малой родины своих героев – подмосковного поселка Петрово и его окрестностей. Именно здесь разворачиваются все увлекательные приключения Антона, Родика и Тёмы. Именно с древней историей этих мест связана легенда о золотом кладе, который увлеченно ищут подростки.
Боярин Прозоровский, князья Галицины, тайное подземелье, подземный ход, сокровища, спрятанные бежавшим в эмиграцию князем, карта под кладбищенским крестом на могиле управляющего барским имением, поиски клада подростками, ставшими неожиданно для себя опасными конкурентами для бандитов, увлекательная детективная интрига… Весь этот антураж умело создан автором не ради приключений самих по себе – лишь бы развлечь ребенка, – а для того, чтобы без занудства поставить перед ним серьезные жизненные вопросы и вместе с героями повести найти на них верные ответы. Отличаются ли принципиально мечты юных друзей о кладе и получении с его помощью жизненных благ от корыстных планов криминалитета? Кому принадлежат спрятанные сокровища? Как по совести распорядиться деньгами, полученными за дорогую находку?
Опасная погоня за сокровищами (детски-романтическая форма служения мамоне) подводит к границе между жизнью и смертью…
Опасная погоня за сокровищами (детски-романтическая форма служения мамоне?) подводит одного из героев повести (Антона) к границе между жизнью и смертью. На этой границе ему приоткрывается другой, запредельный мир и в буквальном смысле другой свет – тот, который богословы называют нетварным. Разговор автора с читателем о вере и смысле жизни становится более глубинным, приобретает черты откровения, а не достаточно простых рассуждений об обычаях и религиозных обрядах – как в первой повести, хотя и там писатель нашел сильные слова для того, чтобы донести до читателя важнейшие истины христианства.
Всё пережитое Антоном, его друзьями и их родителями приводит героев к неожиданному решению о том, как распорядиться премией за найденный клад, о чем читатель узнает в конце повести. Сами же ее герои, подойдя к эпилогу, набираются жизненного и духовного опыта, взрослеют и, можно сказать, даже мудреют.
Поэтому в третьей части («Утраченная реликвия») перед ними ставится уже почти взрослая задача – найти для восстанавливаемой Успенской церкви села Петровского утраченную в годы лихолетий храмовую святыню – чтимый список XVII века знаменитой Тихвинской иконы Божией Матери.
Знакомясь с обстоятельствами жизни последнего настоятеля сельской церкви отца Серафима, подростки буквально с головой погружаются в трагическую историю своей малой и большой родины. Революционная борьба с «опиумом для народа»: изъятие церковных ценностей, аресты и ссылки священнослужителей, разрушение православного храма в их родном поселке, – тайные богослужения в катакомбах, военные будни на фронтах Великой Отечественной войны с ее малоизвестными и полулегендарными событиями, распутывание запутанных следов древней иконы в Германии, Америке, России… Всё это автор мастерски переплетает с жизнью своих юных героев. Не забывает он и о детской тяге к необычному, сказочному, чудесному.
В третьей части трилогии завершаются несколько сюжетных линий, начатых в первых двух, о которых в краткой рецензии можно лишь упомянуть. Тут и умные животные «индиго», и судьба бывших беспризорников, переселившихся в интернат и вышедших оттуда в сложную современную жизнь, и темные делишки их давних врагов – банды Козыря, и любовная линия Антона и дочери банкира Оксаны, и многое другое.
Как относиться к советскому периоду истории нашей страны, к «белым» и «красным», к сталинским репрессиям, гонениям на Церковь?
Есть в этой повести и глава, названная автором «Самый главный разговор», – это диалог подростков между собой о трудных страницах истории нашей Родины. Как относиться к дореволюционному и советскому периоду истории нашей страны, к «белым» и «красным», к сталинским репрессиям, гонениям на Церковь? Как выглядит история России в сравнении с реальной (не приукрашенной) историей «цивилизованных» стран (Западной Европы, США, Японии), реальными и мнимыми достижениями которых так часто попрекают «варварскую» Россию ее недруги как за рубежом, так, к сожалению, и в ней самой? В каком-то смысле здесь автор смог предугадать и упредить поставленную Президентом В.В. Путиным задачу создания единого учебника истории и примирения с собственной историей.
Повесть завершается другим, не менее важным разговором о выборе жизненного пути повзрослевшими главными героями трилогии – Антоном, Родиком, Тёмой, Оксаной. Приоткрою тайну лишь об одном из них: Родик решил в будущем поступать в духовную семинарию при Сретенском монастыре в Москве, а почему, читатель узнает сам, как и многое другое, что осталось за рамками этой рецензии.
В целом трилогия отличается занимательным сюжетом, взвешенностью частей, продуманностью сюжетных линий, детективностью, интригой, познавательностью, мастерством в описании не только брутальных сцен (драк, борьбы), но и душевных чувств героев – детской по их возрасту, но мужской по характеру дружбы, чистой юношеской любви. Поэтому трилогия, несомненно, будет интересна не только мальчикам, но и девочкам-подросткам.
Ценность трилогии «Клад и крест» в том, что она обращена в первую очередь к обычным школьникам, плохо знающим историю своей страны, далеким от веры и Церкви… Однако вместе с героями трилогии они могут стать другими: научиться дружить, любить, защищать близких, верить, найти свой путь в жизни… Узнают, что богатство само по себе не ограждает от трагедий – болезни и смерти близких, а, наоборот, даже притягивает их; что кроме денег, развлечений и комфорта в жизни есть другие ценности и цели, и, говоря словами апостола Павла, юный читатель увидит «путь еще превосходнейший», ибо каждый из нас призывается ревновать «о дарах больших» (1 Кор. 12: 31).
Название трилогии «Клад и крест» Сухинов предлагает понимать символически: подлинным кладом является богатейшая история России, а крест – это символ православной веры – веры наших предков и нашей собственной – и детей и взрослых, если мы хотим сохраниться в мировой истории как уникальный самобытный народ и сохранить свою землю русской не только по названию, но и по сути.
«Юная душа – перепутье, на котором сражаются предки, желающие ожить в своем потомке, и, кто бы ни победил в схватке, пусть его голос сегодня заглушил все остальные, было бы безумьем обращаться с ним так, словно он навеки останется хозяином положения», – писал нобелевский лауреат Франсуа Мориак. Названные книги Сергея Сухинова помогают современным подросткам выбрать сторону правды и справедливости в этой сложной борьбе.
Стоит добавить, что, кроме несомненных художественных достоинств, трилогия «Клад и крест» обладает и формальными свидетельствами о своей доброкачественности. Так, первая часть трилогии – повесть «Вожак и его друзья» – в 2008 году стала лауреатом Открытого конкурса Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков, а все три повести рекомендованы к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви.
Есть у этой трилогии и серьезный недостаток: издана она мизерным тиражом в 3000 экземпляров, что ничтожно мало для 20 млн. детей нашей страны. Здесь можно указать, что в Проекте «Основ государственной культурной политики»[3] говорится о необходимости поддержки государством отечественной литературы, возрождении интереса к чтению, созданию условий для развития книгоиздания. Государство должно решить задачу расширения доступности литературы вообще и «литературы для детей» в частности. Для этого, говорится в документе, «помимо создания условий для развития малорентабельных сегодня направлений книгоиздания и возрождения системы распространения книжной продукции разных издательств по всей стране, необходимо развивать деятельность библиотек». Библиотеки должны стать клубом для общения, «использовать современные информационно-коммуникационные технологии, создавать собственный краеведческий контент, отражающий местную историю» (ч. III, 3).
Необходимо возрождение государственных издательств, которые станут издавать добрые и нужные книги для детей миллионными тиражами.
Трилогия С. Сухинова, кстати, указанный контент содержит, но проблему тиража это не решает даже при наличии библиотек. Быть может, в ближайшее время государство возродит государственные издательства (Детгиз), которые станут издавать добрые и нужные книги для детей миллионными тиражами, а не полагаться на то, что «рынок сам всё отрегулирует». Однако надо учитывать и современные реалии, а это широкая и повсеместная визуализация информации. Последнее означает, что, кроме возрождения Детгиза, государство должно возродить и детское кино – настоящее кино про детей и для детей, которое будет воспитывать, а не растлевать (как телесериал «Школа» и т.п.). Трилогия «Клад и крест», несомненно, заслуживает экранизации как в формате кинофильма, так и телесериала. Ведь добрых, поучительных и патриотичных фильмов для детей у нас тоже очень мало.
Делу возрождения детской литературы послужило бы и учреждение соответствующей государственной премии.
В заключение замечу, что делу возрождения детской литературы послужило бы учреждение соответствующей государственной премии. Это подняло бы престиж литературы для подрастающего поколения как среди писателей, так и читателей. Русская Православная Церковь также могла бы учредить ежегодную патриаршую премию за лучшее произведение для детей. Существующая Патриаршая премия в области литературы присуждается «взрослым» писателям как оценка всего их творчества, а детские писатели остаются обойденными пасторским вниманием. Это положение надо исправлять. Как показывает зарубежный опыт, престижные литературные премии за детские книги для многих родителей и педагогов являются своеобразными маяками, которые указывают путь к серьезной детской литературе, помогают среди «моря книг» выбрать действительно наилучшее.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии