НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ ЭКУМЕНИЗМ: УНИАТЫ И ПЦУ
С самого начала возникновения проекта под названием ПЦУ было ясно, что для его популяризации в народе сделана ставка на националистические чувства.
Однако, помимо разделения в Православном мире и попытки поднятия рейтинга бывшего президента Петра Порошенко, довольно быстро выкристаллизовалась еще одна «химера», порожденная украинским расколом – активное сближение с униатами.
На официальном сайте УГКЦ была размещена информация о том, что 3 февраля 2020 года «епископ» Богдан Дзюрах от имени главы униатов поздравил с годовщиной «интронизации» Епифания Думенко, который в ответ сказал следующее: «Ми будемо поглиблювати наші зв’язки та співпрацю». К этой фразе можно было отнестись как к дани уважения, если бы ею все и ограничивалось. Так, накануне Рождества 2020 года Святослав Шевчук дал большое интервью издательству «Главком», где отметил, что униаты очень внимательно наблюдают за всеми процессам, происходящими внутри православного общества, имеют собственную экуменическую концепцию и очень хотят выработать общую дорожную карту сотрудничества с ПЦУ. Также глава УГКЦ указал, что во взаимоотношениях с украинскими раскольниками акцент должен ставиться на экуменическое воспитание клира и мирян с обеих сторон. Плоды сближения не заставили себя ждать и довольно быстро вышли за рамки простых разговоров. «Також для нас є дуже важливою можливість спільно молитися. Ми вже таку можливість мали, зокрема коли минулого року вшановували пам’ять жертв Голодомору. Ця практика спільної молитви дуже важлива. Якщо ми спільно молимося, то це означає нашу декларацію, що ми віримо в одного Бога. Це вже є акт взаємного визнання», – отметил Шевчук. Нужно сказать, что это не единственный случай совместной молитвы униатов и раскольников.
Как видим, в разговоре о взаимоотношениях УГКЦ и ПЦУ довольно часто используется термин «экуменизм». Дабы избежать каких-либо двусмысленностей, дадим ему четкое определение, содержащееся в «Новой философской энциклопедии»: «Экуменизм – движение за сближение и объединение различных христианских церквей (конфессий), один из механизмов межхристианских отношений. Цель современного экуменизма – межконфессиональное общение, единение и сотрудничество».
Исходя из факта совместной молитвы представителей раскольников и униатов, можно сказать, что в этих взаимоотношениях они уже перешагнули черту простого общения и двигаются в сторону слияния. При внешнем сходстве нужно понимать, что в вопросах вероучительных ПЦУ придерживается догматики православной, в то время как УГКЦ – католической. Еще Аристотель в сочинении «Никомахова этика» писал: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине». Поэтому, ради Истины отбросив всякую толерантность, нужно назвать вещи своими именами и указать, что католики – еретики как минимум на том основании, что учат об исхождении Святого Духа «и от Сына», о непорочном зачатии Богородицы, о чистилище, о непогрешимости Папы Римского и т. д. Не зря ведь святитель Марк Эфесский писал: «Вы слышите, что они отклонились не только от обрядов Православия, но и приняли вероисповедание чуждое православным. Всё же чуждое Православию есть ересь… Их должно тщательно убегать, как убегают от змия, или даже более чем от змия, но как от продавцев Христа».
Как видим, представители ПЦУ, считающие себя православными, не только не убегают от общения с униатами, но и, наоборот, стремятся к нему. Но если для кого-то святитель Марк не авторитет, то вот что говорит 10-е апостольское правило: «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен», 33-е правило Лаодикийского Собора: «Не подобает молиться с еретиком или отщепенцем». Тот факт, что раскольники наплевательски относятся к канонам Православной Церкви, уже никого не удивляет, но если в вопросах вероучения для них нет никаких принципов, то нужно определить, что же может послужить основой для единения украинских схизматиков с грекокатоликами.
Ни для кого не секрет, что и функционирование УПЦ КП, и создание ПЦУ происходило под лозунгом: «Українській державі – українська Церква». Само содержание этой идеи уже говорит о том, что в ней нет места подлинному христианству. В общем-то, дальнейшие высказывания и поступки «иерархов» раскольнической организации ясно дают понять, что национальность для них важнее церковности. Так, например, Епифаний Думенко на своей станице в «Фейсбуке» отметился поддержкой скаутской организации «Пласт», члены которой еще во времена Второй мировой войны действовали в Организации украинских националистов. В апреле 2019 года, во время своего визита во Львов, он заявил, что гордится быть «бандеровцем», а в августе того же года вместе со Святославом Шевчуком «освятил» памятник «героям» ОУН-УПА. Также один из нынешних «иерархов» ПЦУ, одиозный Михаил Зинкевич, еще в 2016 году заявил о причислении воинов УПА к лику «всех святых земли Украинской», а 1 января 2020 года «епископ» Виктор Бедь отслужил заупокойную литию по Степану Бандере. Перечень подобных примеров можно продолжать еще очень долго, но и упомянутых вполне достаточно, чтобы понять, что важно, а что не важно для раскольников.
Точно такую же ситуацию мы можем видеть и в УГКЦ, которая уже очень давно тесно сотрудничает и поддерживает украинских националистов, от более умеренных до откровенных нацистов и расистов. Мы все прекрасно помним, как во время Великой Отечественной войны униаты открыто приветствовали немецкие оккупационные войска, а их лидер Андрей Шептицкий даже направил поздравительное письмо Гитлеру по случаю взятия Киева. Также УГКЦ активно принимала участие в создании дивизии СС «Галичина», которая совместно с УПА занималась жестокими этническими чистками, в частности, в таких поселках, как Гута Пеняцка (убито 500 человек), Подкамень (250 человек), Бычковицы (73 человека), Лаповцы (80 человек), Гермаковка (30 человек), Малая Березовица (131 человек), Коростятин (78 человек) и т. д. С того времени ничего не изменилось, а потому 28 января 2020 года униатский «архиепископ» Владимир Вийтишин совершил торжественное отпевание ветерана СС «Галичина» Михаила Мулыка.
Таким образом, можно сделать вывод: если представители ПЦУ и УГКЦ так чтят украинских националистов, в частности Степана Бандеру, значит, они являются и сторонниками тех идей, которые он исповедовал. За криками и лозунгами сегодня мало кто помнит о том, что Бандера оставил после себя еще и письменные труды, в которых и отображено его мировоззрение. Так, например, в сочинении «Перспективи Української Революції» он пишет следующее: «Кожна нація ‟в своїй хаті” має і повинна встановити ‟своє право”… Український націоналізм протиставить т. зв. большевицькому інтернаціоналізмові ідею самостійности і вільного розвитку кожної нації». А вот как он отзывается о русских: «Сама московська нація, навіжена бісами імперіялізму, жадобою бути все більшою, могутнішою, багатішою, але не власним ростом, а коштом поневолення інших народів».
Получается, что для украинских раскольников и униатов национальные идеи важнее христианских и это именно та точка, где они очень плотно подходят друг к другу. Для них человек становится «своим» не потому, что он христианин, а потому, что он представитель «своей» нации. Такое отношение к национальному вопросу осуждено Константинопольским Собором 1872 года, в постановлениях которого значится следующее положение: «Мы отвергаем и осуждаем племенное деление, то есть племенные различия, народные распри и разногласия в Христовой Церкви, как противные евангельскому учению и священным законам блаженных отцов наших, на коих утверждена Святая Церковь и которые, украшая человеческое общество, ведут к Божественному благочестию. Приемлющих такое деление по племенам и дерзающих основывать на нем небывалые доселе племенные сборища мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми Единой Кафолической и Апостольской Церкви и настоящими схизматиками».
Итак, подведем итог:
• лидеры ПЦУ и УГКЦ открыто демонстрируют активное стремление к единению;
• любое единение возможно лишь на основе каких-то принципов или идей;
• вероучительные вопросы для них не имеют принципиального значения, соответственно, должна быть иная основа для единения;
• слова и поступки лидеров и «иерархов» ПЦУ и УГКЦ говорят о том, что они сторонники идей украинского национализма;
• соответственно, украинский национализм – это то общее, что объединяет униатов и раскольников;
• а потому, согласно постановлениям Константинопольского Собора 1872 года, и те и другие чужды Церкви Христовой и должны именоваться схизматиками.
Протоиерей Владимир Долгих
https://pravlife.org/ru/content/nacionalisticheskiy-ekumenizm-uniaty-i-pcu
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии