НАСТАВЛЕНИЯ ЕЗНИКА КОХБСКОГО

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Езник Кохбаци

Езник Кохбаци

Езник Кохбаци (ок. 380–450) – армянский философ и богослов, один из основоположников армянской патристики. Он родился в деревне Кохб центральной Армении, отсюда его прозвище – Кохбский (на арм. – Кохбаци). Став учеником святого Месропа Маштоца, создателя армянского алфавита (405), Езник вместе с Иосифом (Овсепом) Пахнаци в 428 году был отправлен в Едессу: ученики Маштоца здесь занялись переводом святоотеческих писаний с сирийского на армянский. В 431 году Езник и Иосиф переехали в Константинополь, где к ним присоединились другие ученики Маштоца. После 434 года переводчики вернулись в Армению, принеся с собой переводы, а также точные оригиналы Священного Писания и постановления III Вселенского Собора. Впоследствии Езник стал епископом провинции Багреванд и участвовал в Арташатском Соборе 449 года, отвергнувшем приказ персидского царя о принятии армянами зороастризма. Скончался Езник вскоре после этого Собора.

Езник Кохбский широко известен как автор полемического трактата «Опровержение лжеучений», однако ему приписываются и несколько мелких произведений, среди них – «Наставления» – собрание апофтегм. «Наставления Езника Кохбаци» – замечательный памятник V века, созданный в монашеской среде того времени, – будут поучительны и душеполезны и нашим современникам.

Перевод на русский язык с древнеармянского оригинала сделан по изданию: Езник Кохбаци. Опровержение лжеучений / Пер., введение и примеч. А.А. Абраамяна. Ереван, 1970 (на арм. яз.).

 

Боголюбец должен остерегаться своей воли, как врага.

***

Лучше с чистыми помыслами уснуть, нежели со скверными помыслами молиться, мзду не получить и зря трудиться.

***

Тело свое закаляй теснотою и сердце – страхом Божиим, чтобы тебе не бояться смертоносных стрел сатаны.

***

Кто любит благочестивого, тот возводит статую любви Богу и (показывает) непримиримую вражду сатане.

***

Любовь и страх соделай своим характером, чтобы тебе не страдать ложью.

***

Бываешь лишен, страдаешь, скорбишь, но терпишь – на небесах готовишь себе нетленное сокровище; но если ропщешь и раздражаешься – зря трудишься, останешься без мзды.

***

Мужайся страданиями Христовыми и терпи для того, чтобы тебе наслаждаться непреходящими благами.

***

Тот, кто весной отдыхает, зимой гибнет от голода и морозов.

***

Кто в сей жизни утучняет тело, тот не войдет в покой.

***

Повинуйся с любовью, молись с надеждой, трудись с верою – и украсишься на небесной свадьбе.

***

Блага, что Бог дает тебе, используй на нужды бедствующих, чтобы блага, подобно источнику, умножились и ты прославился.

***

Плотолюбивый монах подобен свинье – задохнется от скопившихся грехов.

***

Слезы – омовение грехов, воздыхание – покаяние, а кто, как монах, все время проводит в скорби и печали, тот какую блаженную славу наследует!

***

Монах-лицемер – прикрытие сатаны: пряча под собою сатану, нечистоту плоти прикрывает и живописными личинами обманывает видящих. Сии – волки в овечьей шкуре, которых Христос пригрозил осудить вместе с неверующими.

***

Тот, кто видит брата своего и остается грустным, побежден лицемерием; тот, кто сидит в одиночестве и остается весел, пленен сатаною.

***

Наши рты сгнили от постничества, языки онемели от псалмопения, но того, чего требует Бог, – любви и смирения, – не имеем. Устами любим Бога и зря трудимся.

***

Мяса животного в рот не берут, но брата с жадностью едят; вина не пьют, а душу обваливают в крови; женатых ненавидят, но скверными помыслами непрестанно блудят; одеваются в непригодную одежду, но от жадности горят. От таковых следует бежать и не общаться с ними.

***

Дым помрачает ясность очей, а привычка к худому житию – славу монаха. Если (такой монах) откроет небо – не входи, если покажет житие ангела – не верь!

***

Юный монах, если не находится под наблюдением старцев, – легкая добыча для сатаны.

***

Слишком юному монаху не доверяй своих тайн, ибо сие смерть для него.

***

Монах-весельчак – гадаринский бесноватый.

***

Не люби насыщения яствами и питием, иначе тело свое превратишь в город блуда и твердыню сатаны.

***

Вино разжигает многочисленные пороки и гонит страх Божий.

***

Не люби брата своего с нежными яствами, напитками или драгоценными одеждами, но – без этого, чтобы тебе не унаследовать кару Каина.

***

Никого не обижай и ни на кого не обижайся.

***

Не гневайся на ученика, который ошибся, ибо больной не по своей воле заболевает.

***

Боголюбие – обличение наедине.

***

Под предлогом наставления не изливай яда на брата своего.

***

Рану лечит мягкое лекарство, а страсти – благодеяние.

***

Работа с благодарностью без венца не останется.

***

Монах-франт – гостеприимец бесов.

***

Кто стремится к материальному богатству, тот блудит.

***

Не бойся, если ты терпишь гонение ради Бога.

***

Когда молишься, сперва уточни свою цель и (только) после (этого) пой псалмы.

***

Если за врага не молишься (так), как за себя, – лучше не молиться.

***

Если от кого-либо получаешь что-либо, помяни в простой молитве.

***

Бесы собираются при (накоплении) богатства, а ангелы – при (его) раздаче.

***

Стяжательство – дух идолопоклонства.

***

Молитва от чистого сердца соделывает спасение, подобно Литургии.

***

Не ищи вкусных яств.

***

Христа увидит тот, кто ненавидит богатство.

***

Тихость – крепкая твердыня монаха.

***

Братолюбивый монах – родич Христа.

***

Миролюбивый монах – яркий светильник братии.

***

Тот, кто имеет месть на брата, – союзник сатаны; тот, кто засыпает с подозрением, гневит Бога.

***

Когда вечером ложишься в постель, считай, что сошел в могилу.

***

Оставь пустые, скоропреходящие мысли и слова, прилепись ко страху Божию и вспомни судный день.

***

Тот, кто брата лишает телесной пищи, не желает Христовой трапезы.

***

Тот, кто старается отнять что-либо у кого-либо, не надеется на Христа.

***

Если кто-то просит у тебя и ты даешь, будь благодарен Богу, ибо ты выиграл больше, чем он (просящий).

***

Не будь шутом и скоморохом, чтобы тебе не унаследовать бесконечный плач.

***

Повиновение со смирением и надеждой и сознательное страдание – совершенство.

***

Иное добродетели, и иное – их приобретение.

***

Тебе приказано насущный хлеб есть в поте (лица), а ты хочешь вечную жизнь получить сном; для твоей жизни определено семьдесят лет и то – с болью и стоном, (в то время как) «тысячелетний» срок ты хочешь унаследовать без боли.

***

Покой (Бог) предложил для утомленных, а не для плотолюбцев, которые будут утучнять червя.

***

Язвительный нрав свой обуздай сухоядением, и строгость сердца своего умягчи усердием, похотливость тела своего иссуши трудом, и тогда сможешь поднять крест Христов. Научи сердце свое любить брата своего, и тело свое люби так, как полюбил бы коварного человека.

***

Кто не любит благочестивого и любит нечестивого, тот творит одинаковое зло.

***

Если брата своего не любишь с состраданием, то не оставайся с ним.

***

Тело свое притесняй знанием и свидетельством Писания.

***

Есть добродетели, которые не угодны Богу, и то – обман лукавого.

***

Ненавидь изнеженность и покой.

***

Тому давай из людей, кто имеет нужду.

***

Когда молишься, знай, с Кем говоришь и чего просишь; и помыслы свои собери в себе.

***

Когда Бог тебе посылает мягкую еду, или чистый хлеб, или фрукт, прежде нежели есть, Христову долю давай нуждающемуся человеку, чтобы Христос был твоим сотрапезником.

***

Когда садишься за стол, опусти голову свою, ни на что не смотри, но только – на себя, и ешь с благодарностью.

***

Не ищи сладости яств и насыщения ими, но только того, что упразднит голод.

***

Пусть одежда твоя не будет во украшение, но лишь для нужд тела, как та (одежда), что покрывает мертвого. А если возлюбишь лишнее и неприличное, лишишься небесного украшения.

***

Если ты болен или утомлен, то не управляй.

***

Если к тебе будут питать любовь, возблагодари Бога, а если не будут любить, не ропщи и другого не печаль, но себя утруждай небольшим терпением, ибо тот, кто воюет, нуждается в терпении.

***

Вспомни судный день, который уготовил Бог.

***

Сия жизнь – война!

***

Тот, кто в порядке (внутренне), выглядит веселым и (внешне).

***

Будем просить того, чего Христос пообещал дать, именно – «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12: 26).

***

Старость и болезнь – временная война, ибо сил тела не хватает, опасность умножена, а покоя мало или вовсе нет; и сатана разжигает пламя гнева, дает ненавидеть порядок, ругать игумена, роптать на братьев. Здесь есть нужда в любви и милосердии, (в том, чтобы) быть долготерпеливым и получить мученический венец.

***

Кто гневается на брата и сие – не ради Бога, того встретит немилосердный ангел.

***

Кто во время псалмопения засмеется или выставит плотское слово, тот пусть будет вне Святынь, пока не выздоровеет.

***

Весьма хорошо во время молитвы воздеть руки к Богу, но более важно служить людям.

***

Когда во время молитвы воздеваешь руки, то держи (их) перед лицом своим и остерегайся посторонних помыслов.

***

Если веришь брату, повинуйся ему, а если нет – не выходи за пределы обычного.

***

Монах должен ценою крови противостоять плотским похотям и так посвятить себя Богу.

***

Христос сказал: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6) – (и): «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9: 23). А кто не отвержется себя, тот не сможет поднять крест Христов и не есть правдолюбец; а кто не есть правдолюбец, тот не сможет унаследовать вечную жизнь, но пребывает в тени и ходит во тьме.

***

Кто служит своей воле, тот не сможет устроить мирское дело, уж не говоря о духовном; даже если великими трудами проведет жизнь свою, не сможет достичь монашеского чина, а послушный, хотя и будет нерадивым и ленивым монахом, служением находится в доме Божием.

***

Праздная пчела лучше усердной осы.

***

Кто отрекся себя и вошел под иго заповеди, взяв крест Христов, тот не должен выбирать повеления игумена, но должен подчиняться с благоговением, ибо Петр также ничего не выиграл своим выбором. А если ты игуменом недоволен, то не оставайся с ним, ибо потеряешь душу свою, иногда будешь роптать, иногда – проклинать, иногда – противоречить, злословить при других, любовь и послушание упразднишь в братии, всех приучишь к злобе. Для такового братия – осуждение.

***

Непросвещенный и непредусмотрительный игумен при лечении ранит, при исправлении крушит, вместо любви выражает ненависть, вместо ненависти – любовь, и, путая братию, выводит без заслуг.

***

То, что стало столпом и все строение утвердило на себе, если разрушится, то все погубит, ниспровергнет. Также и игумен: если не будет руководствоваться волей Божией, то всю братию предаст сатане и вместо игуменства станет причиною гибели. Такое игуменство – великое заблуждение и неисцельное зло, ибо люди более следуют примеру, нежели истине.

***

Тот, кто соблазняет одного из малых (сих), недостоин могилы; а если кто бывает причиною гибели многих, что скажешь о таком? Разве не стал он сотрудником сатаны и не будет вместе с ним мучиться в геенне?

***

Духовный игумен – божественное пламя: тлетворную болезнь сжигает, сладострастие упраздняет, монашеским собором испытывает, как золото в горниле, и монахов с непорочной чистотой посвящает Богу и сам, подобно верному слуге, властвует над десятью городами.

***

Жадный и идолопослужащий игумен – глава разбойников. В мире много разбойников, не все они – человекоубийцы, а он каждый день совершает убийство. Не только тело убивает, подобно разбойнику, но, становясь сотрудником сатаны, губит вверенную ему душу. Всякое зло он творит с легкостью, благо же – никогда.

***

Если недуг всей братии не причиняет тебе боль, то не будь игуменом.

***

Если недостойного не обличаешь как следует, то не будь наставником.

***

Наставника святое житие делает храбрым.

***

Мед сладок, но недужному телу причиняет вред; наставление и обличение полезны, но бесполезны для того, кто лицо обратил к западу (к сатане).

Предисловие и перевод с древнеармянского Геворг Казарян

http://www.pravoslavie.ru/106836.html