НАСТАВЛЕНИЯ ЕЗНИКА КОХБСКОГО
Езник Кохбаци
Езник Кохбаци (ок. 380–450) – армянский философ и богослов, один из основоположников армянской патристики. Он родился в деревне Кохб центральной Армении, отсюда его прозвище – Кохбский (на арм. – Кохбаци). Став учеником святого Месропа Маштоца, создателя армянского алфавита (405), Езник вместе с Иосифом (Овсепом) Пахнаци в 428 году был отправлен в Едессу: ученики Маштоца здесь занялись переводом святоотеческих писаний с сирийского на армянский. В 431 году Езник и Иосиф переехали в Константинополь, где к ним присоединились другие ученики Маштоца. После 434 года переводчики вернулись в Армению, принеся с собой переводы, а также точные оригиналы Священного Писания и постановления III Вселенского Собора. Впоследствии Езник стал епископом провинции Багреванд и участвовал в Арташатском Соборе 449 года, отвергнувшем приказ персидского царя о принятии армянами зороастризма. Скончался Езник вскоре после этого Собора.
Езник Кохбский широко известен как автор полемического трактата «Опровержение лжеучений», однако ему приписываются и несколько мелких произведений, среди них – «Наставления» – собрание апофтегм. «Наставления Езника Кохбаци» – замечательный памятник V века, созданный в монашеской среде того времени, – будут поучительны и душеполезны и нашим современникам.
Перевод на русский язык с древнеармянского оригинала сделан по изданию: Езник Кохбаци. Опровержение лжеучений / Пер., введение и примеч. А.А. Абраамяна. Ереван, 1970 (на арм. яз.).
Боголюбец должен остерегаться своей воли, как врага.
***
Лучше с чистыми помыслами уснуть, нежели со скверными помыслами молиться, мзду не получить и зря трудиться.
***
Тело свое закаляй теснотою и сердце – страхом Божиим, чтобы тебе не бояться смертоносных стрел сатаны.
***
Кто любит благочестивого, тот возводит статую любви Богу и (показывает) непримиримую вражду сатане.
***
Любовь и страх соделай своим характером, чтобы тебе не страдать ложью.
***
Бываешь лишен, страдаешь, скорбишь, но терпишь – на небесах готовишь себе нетленное сокровище; но если ропщешь и раздражаешься – зря трудишься, останешься без мзды.
***
Мужайся страданиями Христовыми и терпи для того, чтобы тебе наслаждаться непреходящими благами.
***
Тот, кто весной отдыхает, зимой гибнет от голода и морозов.
***
Кто в сей жизни утучняет тело, тот не войдет в покой.
***
Повинуйся с любовью, молись с надеждой, трудись с верою – и украсишься на небесной свадьбе.
***
Блага, что Бог дает тебе, используй на нужды бедствующих, чтобы блага, подобно источнику, умножились и ты прославился.
***
Плотолюбивый монах подобен свинье – задохнется от скопившихся грехов.
***
Слезы – омовение грехов, воздыхание – покаяние, а кто, как монах, все время проводит в скорби и печали, тот какую блаженную славу наследует!
***
Монах-лицемер – прикрытие сатаны: пряча под собою сатану, нечистоту плоти прикрывает и живописными личинами обманывает видящих. Сии – волки в овечьей шкуре, которых Христос пригрозил осудить вместе с неверующими.
***
Тот, кто видит брата своего и остается грустным, побежден лицемерием; тот, кто сидит в одиночестве и остается весел, пленен сатаною.
***
Наши рты сгнили от постничества, языки онемели от псалмопения, но того, чего требует Бог, – любви и смирения, – не имеем. Устами любим Бога и зря трудимся.
***
Мяса животного в рот не берут, но брата с жадностью едят; вина не пьют, а душу обваливают в крови; женатых ненавидят, но скверными помыслами непрестанно блудят; одеваются в непригодную одежду, но от жадности горят. От таковых следует бежать и не общаться с ними.
***
Дым помрачает ясность очей, а привычка к худому житию – славу монаха. Если (такой монах) откроет небо – не входи, если покажет житие ангела – не верь!
***
Юный монах, если не находится под наблюдением старцев, – легкая добыча для сатаны.
***
Слишком юному монаху не доверяй своих тайн, ибо сие смерть для него.
***
Монах-весельчак – гадаринский бесноватый.
***
Не люби насыщения яствами и питием, иначе тело свое превратишь в город блуда и твердыню сатаны.
***
Вино разжигает многочисленные пороки и гонит страх Божий.
***
Не люби брата своего с нежными яствами, напитками или драгоценными одеждами, но – без этого, чтобы тебе не унаследовать кару Каина.
***
Никого не обижай и ни на кого не обижайся.
***
Не гневайся на ученика, который ошибся, ибо больной не по своей воле заболевает.
***
Боголюбие – обличение наедине.
***
Под предлогом наставления не изливай яда на брата своего.
***
Рану лечит мягкое лекарство, а страсти – благодеяние.
***
Работа с благодарностью без венца не останется.
***
Монах-франт – гостеприимец бесов.
***
Кто стремится к материальному богатству, тот блудит.
***
Не бойся, если ты терпишь гонение ради Бога.
***
Когда молишься, сперва уточни свою цель и (только) после (этого) пой псалмы.
***
Если за врага не молишься (так), как за себя, – лучше не молиться.
***
Если от кого-либо получаешь что-либо, помяни в простой молитве.
***
Бесы собираются при (накоплении) богатства, а ангелы – при (его) раздаче.
***
Стяжательство – дух идолопоклонства.
***
Молитва от чистого сердца соделывает спасение, подобно Литургии.
***
Не ищи вкусных яств.
***
Христа увидит тот, кто ненавидит богатство.
***
Тихость – крепкая твердыня монаха.
***
Братолюбивый монах – родич Христа.
***
Миролюбивый монах – яркий светильник братии.
***
Тот, кто имеет месть на брата, – союзник сатаны; тот, кто засыпает с подозрением, гневит Бога.
***
Когда вечером ложишься в постель, считай, что сошел в могилу.
***
Оставь пустые, скоропреходящие мысли и слова, прилепись ко страху Божию и вспомни судный день.
***
Тот, кто брата лишает телесной пищи, не желает Христовой трапезы.
***
Тот, кто старается отнять что-либо у кого-либо, не надеется на Христа.
***
Если кто-то просит у тебя и ты даешь, будь благодарен Богу, ибо ты выиграл больше, чем он (просящий).
***
Не будь шутом и скоморохом, чтобы тебе не унаследовать бесконечный плач.
***
Повиновение со смирением и надеждой и сознательное страдание – совершенство.
***
Иное добродетели, и иное – их приобретение.
***
Тебе приказано насущный хлеб есть в поте (лица), а ты хочешь вечную жизнь получить сном; для твоей жизни определено семьдесят лет и то – с болью и стоном, (в то время как) «тысячелетний» срок ты хочешь унаследовать без боли.
***
Покой (Бог) предложил для утомленных, а не для плотолюбцев, которые будут утучнять червя.
***
Язвительный нрав свой обуздай сухоядением, и строгость сердца своего умягчи усердием, похотливость тела своего иссуши трудом, и тогда сможешь поднять крест Христов. Научи сердце свое любить брата своего, и тело свое люби так, как полюбил бы коварного человека.
***
Кто не любит благочестивого и любит нечестивого, тот творит одинаковое зло.
***
Если брата своего не любишь с состраданием, то не оставайся с ним.
***
Тело свое притесняй знанием и свидетельством Писания.
***
Есть добродетели, которые не угодны Богу, и то – обман лукавого.
***
Ненавидь изнеженность и покой.
***
Тому давай из людей, кто имеет нужду.
***
Когда молишься, знай, с Кем говоришь и чего просишь; и помыслы свои собери в себе.
***
Когда Бог тебе посылает мягкую еду, или чистый хлеб, или фрукт, прежде нежели есть, Христову долю давай нуждающемуся человеку, чтобы Христос был твоим сотрапезником.
***
Когда садишься за стол, опусти голову свою, ни на что не смотри, но только – на себя, и ешь с благодарностью.
***
Не ищи сладости яств и насыщения ими, но только того, что упразднит голод.
***
Пусть одежда твоя не будет во украшение, но лишь для нужд тела, как та (одежда), что покрывает мертвого. А если возлюбишь лишнее и неприличное, лишишься небесного украшения.
***
Если ты болен или утомлен, то не управляй.
***
Если к тебе будут питать любовь, возблагодари Бога, а если не будут любить, не ропщи и другого не печаль, но себя утруждай небольшим терпением, ибо тот, кто воюет, нуждается в терпении.
***
Вспомни судный день, который уготовил Бог.
***
Сия жизнь – война!
***
Тот, кто в порядке (внутренне), выглядит веселым и (внешне).
***
Будем просить того, чего Христос пообещал дать, именно – «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12: 26).
***
Старость и болезнь – временная война, ибо сил тела не хватает, опасность умножена, а покоя мало или вовсе нет; и сатана разжигает пламя гнева, дает ненавидеть порядок, ругать игумена, роптать на братьев. Здесь есть нужда в любви и милосердии, (в том, чтобы) быть долготерпеливым и получить мученический венец.
***
Кто гневается на брата и сие – не ради Бога, того встретит немилосердный ангел.
***
Кто во время псалмопения засмеется или выставит плотское слово, тот пусть будет вне Святынь, пока не выздоровеет.
***
Весьма хорошо во время молитвы воздеть руки к Богу, но более важно служить людям.
***
Когда во время молитвы воздеваешь руки, то держи (их) перед лицом своим и остерегайся посторонних помыслов.
***
Если веришь брату, повинуйся ему, а если нет – не выходи за пределы обычного.
***
Монах должен ценою крови противостоять плотским похотям и так посвятить себя Богу.
***
Христос сказал: «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6) – (и): «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9: 23). А кто не отвержется себя, тот не сможет поднять крест Христов и не есть правдолюбец; а кто не есть правдолюбец, тот не сможет унаследовать вечную жизнь, но пребывает в тени и ходит во тьме.
***
Кто служит своей воле, тот не сможет устроить мирское дело, уж не говоря о духовном; даже если великими трудами проведет жизнь свою, не сможет достичь монашеского чина, а послушный, хотя и будет нерадивым и ленивым монахом, служением находится в доме Божием.
***
Праздная пчела лучше усердной осы.
***
Кто отрекся себя и вошел под иго заповеди, взяв крест Христов, тот не должен выбирать повеления игумена, но должен подчиняться с благоговением, ибо Петр также ничего не выиграл своим выбором. А если ты игуменом недоволен, то не оставайся с ним, ибо потеряешь душу свою, иногда будешь роптать, иногда – проклинать, иногда – противоречить, злословить при других, любовь и послушание упразднишь в братии, всех приучишь к злобе. Для такового братия – осуждение.
***
Непросвещенный и непредусмотрительный игумен при лечении ранит, при исправлении крушит, вместо любви выражает ненависть, вместо ненависти – любовь, и, путая братию, выводит без заслуг.
***
То, что стало столпом и все строение утвердило на себе, если разрушится, то все погубит, ниспровергнет. Также и игумен: если не будет руководствоваться волей Божией, то всю братию предаст сатане и вместо игуменства станет причиною гибели. Такое игуменство – великое заблуждение и неисцельное зло, ибо люди более следуют примеру, нежели истине.
***
Тот, кто соблазняет одного из малых (сих), недостоин могилы; а если кто бывает причиною гибели многих, что скажешь о таком? Разве не стал он сотрудником сатаны и не будет вместе с ним мучиться в геенне?
***
Духовный игумен – божественное пламя: тлетворную болезнь сжигает, сладострастие упраздняет, монашеским собором испытывает, как золото в горниле, и монахов с непорочной чистотой посвящает Богу и сам, подобно верному слуге, властвует над десятью городами.
***
Жадный и идолопослужащий игумен – глава разбойников. В мире много разбойников, не все они – человекоубийцы, а он каждый день совершает убийство. Не только тело убивает, подобно разбойнику, но, становясь сотрудником сатаны, губит вверенную ему душу. Всякое зло он творит с легкостью, благо же – никогда.
***
Если недуг всей братии не причиняет тебе боль, то не будь игуменом.
***
Если недостойного не обличаешь как следует, то не будь наставником.
***
Наставника святое житие делает храбрым.
***
Мед сладок, но недужному телу причиняет вред; наставление и обличение полезны, но бесполезны для того, кто лицо обратил к западу (к сатане).
Предисловие и перевод с древнеармянского Геворг Казарян
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии