НАШИ ОТЦЫ, ИМЕН КОТОРЫХ МЫ НЕ ЗНАЕМ
Беседа на апостольское чтение Недели перед Рождеством Христовым.
Сегодняшнее апостольское зачало представляет собой длинный перечень ветхозаветных имен и событий. Праведники дохристианской истории вспоминаются апостолом Павлом в связи с их верой – верой в Бога и грядущего Искупителя. Церковь же выбирает именно это чтение, так как в воскресенье перед Рождеством всегда празднуется память святых отец – тех людей, от которых по плоти происходил Иисус Христос.
Ветхозаветные праведники, упоминаемые сегодня, являются персонажами как минимум двенадцати старозаветных Книг. Праведники либо называются по имени, либо угадываются по событиям, в которых они участвовали. Перед именами или событиями стоит слово «верою». «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака...» (Евр. 11:17) Или: «Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава» (Евр. 11:20). Или: «Верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов...» (Евр. 11:33).
Из героев каких Книг составлено сегодняшнее чтение? Авраам, Сарра, Исаак, Иаков, Исав, Иосиф – это Книга Бытия. Моисей и связанные с ним события –в основном Исход. Падение иерихонских стен и Раав блудница – это Книга Иисуса Навина. Гедеон, Варак, Самсон, Иеффай – Книга Судей. Самуил – первая Книга Царств. Давид – кроме первой, еще вторая и третья Книги Царств.
«Заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча» (Евр. 11:33–34) – это кто? Даниил и три отрока – Книга Даниила. «Укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11:34) – это о ком? Укрепился от немощи, т. е. встал от смертельного ложа благочестивый еврейский царь Езекия. При нем же были отогнаны полки чужих – войска Сеннахирима, царя Ассирийского. Это описано в первой Книге Царств и в Книге Исаии. «Жены получали умерших своих воскресшими» (Евр. 11:35). Воскрешали в Ветхом Завете пророки Илия и Елисей. Это описано в третьей и четвертой Книгах Царств. «Иные же замучены были, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение...» (Евр. 11:35). Златоуст видит в этих словах Иоанна Крестителя и апостола Иакова, усеченных мечом. Если это так, то здесь уже протягивается ниточка из Ветхого Завета в Новый.
«Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу» (Евр. 11:36) – все это было с пророком Иеремией. Итак, прибавляется Книга Иеремии. «Были побиваемы камнями» (Евр. 11:37) – камнями был побит праведный Захария, сын священника, обличавший евреев в идолопоклонстве. Об этом рассказывается во второй Книге Паралипоменон.
Всего мы насчитали двенадцать Книг. Вы подумайте: двенадцать больших Книг Ветхого Завета необходимо прочесть, чтобы понять несколько стихов у апостола Павла! Вот вопрос к тем христианам, которые считают необязательным чтение Ветхого Завета: как можно понять, о чем пишет Павел, не зная старозаветных Книг? А ведь таких мест очень много. Только одних цитат из старой Библии в Новом Завете около ста сорока!
Надо быть честными – сегодняшний Апостол в очередной раз обличает наше незнание ветхозаветных писаний. При любой отсылке к этим Книгам перед нашими глазами должны проходить образы их героев, должна выстраиваться канва тех или иных упоминаемых событий – словом, мы мгновенно должны понимать, о чем идет речь. Новозаветные авторы именно на это рассчитывают, предлагая нам те или иные наводки. Но мы, не обладая этими знаниями, видя не видим и слыша не слышим.
А ведь когда-то все было совсем не так в Церкви. В первые века христиане редко пользовались терминами «Новый Завет», «Ветхий Завет»... Они читали всю Библию и называли ее Писания. И для них одинаково интересны были Евангелие от Иоанна и Исаия, Деяния и Бытие, Послание к римлянам и Песнь Песней Соломона.
Мы же сегодня хромаем на обе ноги, не зная толком ни Нового, ни Ветхого Завета и не чувствуя даже потребности в их изучении. Нашу ситуацию можно обозначить так: не знаем и знать не хотим.
А ведь Церковь называет вспоминаемых сегодня ветхозаветных праведников отцами! Это наши отцы, отцы по вере. И они связаны с нами, ибо Павел говорит: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:39–40). Представьте себе: Авраам, Моисей, Исаия не получили еще награду за свои подвиги, ибо они ждут, когда мы спасемся! А мы и спасаемся-то без усердия, да еще и знать не хотим ничего о наших отцах по вере. Такое незнание есть не только невежество с нашей стороны, но даже, простите, некая форма свинства. Это все равно что не знать, в каком году родился твой папа, и не помнить как его зовут.
Поэтому, братья и сестры, давайте постараемся, чтобы все эти имена были для нас не чем-то далеким, подернутым дымкой, а живыми образами, интересными для нас и любимыми нами. Иначе там, в будущем веке, наши отцы по вере могут законно отречься от нас. Это не наши духовные дети, скажут они. Они не считали нас своими отцами, и мы не можем считать их своими детьми. Они ведь даже наших имен не знают – у нас ничего с ними общего.
Так могут сказать о нас праведники Ветхого Завета – и будут правы, если мы не изменимся. А мы должны меняться. Именно для этого мы и пришли сюда, и стоим в храме – чтобы меняться. А как меняться, нам сегодня подсказывает Церковь. Послушаемся ее, ибо она – мать наша.
Молитвами святых отец наших, верою в Ветхом Завете просиявших, да помилует нас грядущий родиться в Вифлееме Господь!
Сергей Комаров
https://pravlife.org/ru/content/nashi-otcy-imen-kotoryh-my-ne-znaem
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии