Наши катакомбы. Примечания

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

1. В данном случае общее название "К.Ц." применяется условно, т.к. среди "катакомбников" есть как принадлежащие, по мнению автора, к церкви, так и явные раскольники и даже еретики.

2. Геннадий имел еще бумаги от епископов Гавриила и Александра и по др. источнику еще Гермогена (Голубева?) о соизволении их на его хиротонию. Еп. Александр (Пружанский) был поставления белорусской автокефалии (или м.б., автономии?), существовавшей во время немецкой оккупации. О еп. Гаврииле точных сведений нет (еп. Иоанн Береславский в своей книге "Тайный схимитрополит" - М. Богородичный Центр, 1991 - называет его Ташкентским). Катакомбщики утверждают, что Собор 1917-1918 гг. и патр. Тихон предусматривали возможность в экстренных случаях совершения хиротонии одним епископом, при наличии на то письменного волеизъявления других, кроме того, ониуверяют, что Собор предоставил еп. Андрею (Ухтомскому) исключительное право и вовсе одному выбирать и поставлять епископов. (Прецедент такого рода хиротонии имелся еще в синодальный период. Св. Иоасафа Кодьякского рукоположил по благословению св. синода один иркутский преосвященный. Также в 1982 году зарубежный синод благословил еп. Варнаве Каннскому рукоположить еп. Лазаря Журбенко).

3. Известно, что в древности на Руси, со времени отделения русской церкви от Константинополя, предстоятели ее (начиная со св. Ионы) возводились в сан митрополита, а затем (со св. Иова) и патриарха путем повторения епископской хиротонии. Обычай сей пресекся лишь после низложения патр. Никона.

4. По еп. Иоанну (цит. соч.), рукоположение Геннадия было в 1971 г.

5. Вообще-то геннадиевцы (да и почти все катакомбники) не имеют титулов по кафедрам и даже при хиротонии нарекаются просто "во епископа" без указания города, объясняя это неизвестностью дальнейшей судьбы поставляемого. Епархии их строятся не по территориальному принципу, а на основе личной связи епископа и иереев. Епархия - не земля, а люди. Так что титулы здесь приводятся условно, по месту пребывания.

6. Звездочками помечены архиереи, о которых нам известны лишь их имена, и то из одного только источника. М.6., кто-либо из них и не принадлежит к геннадиевцам.

7. Дело в том, что основатель движения, которое ныне называется "Богородичный центр", а тогда именовало себя "параклитским", Иоанн (Яковлев или Береславский?) был рукоположен в иеромонахи схимитр. Геннадием и был поначалу скромным иеромонахом, и не думавшим основывать свою религию. Просто ему были некие откровения "от Богородицы", которые он записывал. Все было еще ничего, пока "Богородица" не повелела ему одного своего товарища и сподвижника, иером. Серафима (тоже рукоположенного Геннадием по представлению Иоанна) ... рукоположить во епископы, самому при том оставаясь иеромонахом. Серафим же стал рукополагать других иереев, и пошло и поехало... Сам же Иоанн стал архиереем лишь недавно, причем, как говорят, от руки не то Иоанна Бондарчука, не то Лазаря Каширского, который был в свою очередь рукоположен от Бондарчука, будучи подбит на то параклитчиками. Теперь, впрочем, они от Лазаря открещиваются. Надо также заметить, что Исаакий, хотя и возводил таковые обвинения на Феодосия, однако сам принял в общение в сущем сане рукоположенного у параклитчиков иером. Стефана (известного художника В.Д. Линицкого, картины которого часто встречались в Ж.М.П.) и, говорят (что, впрочем, доподлинно не известно), рукоположил затем в архиереи. Иером. Стефан теперь служит в СРПЦ в епархии архиеп. Лазаря.

8. Титул, как и сан архиепископа, был ему присвоен совсем недавно в связи с открытием легальных приходов, состоящих под его омофором, а до этого он именовался просто епископом Лазарем.

9. В мире существует 12 различных юрисдикции греков-старостильников, из которых в Греции представлены 4 - Матфеевская, Киприановская, Хризостомовская и Авксентьевская, называемые по именам своих первоначальников. Матфеевская юрисдикция, к которой принадлежит упомянутый архиеп. Хризостом, произошла от одного архиерея. Кроме того, она отличается самым крайним ригоризмом по сравнению с другими. Самая умеренная - Киприановская. Хризостомовская возглавляется тоже Хризостомом, только Солунским, а не Афинским. Между собой они разнятся происхождением, а также отношением к государственной церкви. Одни считают ее канонически неправильной, но все же благодатной, другие - вовсе еретической, вплоть до перекрещивания приходящих оттуда. В настоящее время ведутся переговоры с целью подчинения старостильников Иерусалимскому патриарху. Делали и сами они попытки к объединению, которые хоть однажды и увенчались успехом, но ненадолго: уже на пароходе, на котором участники Собора, проходившего в Америке, возвращались в Грецию, они заанафематствовали друг друга.

10. Чтобы богословски обосновать этот запрет (таинства ведь он признавал), он был вынужден прибегнуть к откровенно еретической нелепице. Так, он говорил, что согласно троечастному своему составу человек и причащается трояко: дух его воспринимает Дух Святый, тело - вещество хлеба и вина, а душа - душу служащего священника и поминаемого архиерея, а посему причащаться в М.П., где большинство священников и все архиереи - негодяи, не спасительно.

http://www.anti-raskol.ru/pages/508