НАШИ КАТАКОМБЫ. Иеродиакон Иона (Яшунский)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Наши катакомбы.Иеродиакон Иона Яшунский

Исторический очерк "Наши катакомбы" был опубликован в 992 г.  в парижском журнале "Вестник Русского Христианского Движения". Данное исследование является первой попыткой систематизации данных о многоликой "Российской Катакомбной Церкви". Несмотря на то, что данное исследование содержит некоторое количество неточностей и устаревших данных, оно продолжает сохранять интерес для исследователей "российских катакомб". Во многом это обусловлено тем, что иеродиакон Иона сам ранее являлся последователем "Катакомбной Церкви" и многие данные получены им из "катакомбной" среды. В данной статье упоминаются многие лица, материалы о которых уже публиковались на портале "Анти-раскол". Среди них можно отметить "схиархиепископа" Херувима (Дегтяря), "архиепископа" Лазаря (Журбенко), "архиепископа" Иоанна (Янкельмана-Береславского) и др. 

В 2010 году автор статьи под именем Нектарий являлся "епископом Олимпийским", "иерархом" "каллиникиского" Синода Церкви Истинных Православных Христиан Греции.

Примечание редакции "Вестника РХД" :

Очерк "Наши катакомбы" написан монашествующим СПб епархии иеродиаконом Ионой (в миру -- Роман Викторович Яшунский) по благословению митрополита Иоанна (Снычева) С-Петербургского и Ладожского. Молодой автор (родился в 1966 году) имеет большой опыт общения с катакомбным духовенством разных направлений, существующих на территории России.

Задача его работы - осветить в общих чертах состояние катакомбных общин и направление их деятельности. Автору пришлось опустить почти все мелкие подробности ввиду того, что материал первоначально не предназначался дли широкой аудитории. Не названы, по вполне понятным причинам, и источники некоторых сведений.

Публикуемая заметка - первый результат большой работы по собиранию материалов об истории "катакомбной церкви", проведенной иеродиаконом Ионой.

 

Предисловие автора.  Геннадиевская (она же Поздеевская) группа. Исаакианский раскол. Архиепископ Лазарь (Журбенко)Юрисдикции греко-старостильнического происхожденияАнтоний (Чернов), схимонах и митрополит. Викентий Чекалин. Лазарь Каширский (Васильев)Патриархийные катакомбщики. Отношение вышеописанных течений к Патриархии, Зарубежной церкви и друг к другуПРИМЕЧАНИЯ 

Предисловие автора

В настоящее время нам известно о существовании внутри К.Ц. (катакомбной церкви) (1) по меньшей мере 8 разных группировок, имеющих какое-либо иерархическое возглавление, а также некоторого, впрочем, совсем уж незначительного, числа акефалов, т.е. священников, а иногда даже и мирян, живущих без связи с каким-либо епископом. (Миряне иногда имеют у себя запасные Дары, заготовленные когда-то давно каким-нибудь иереем в предчувствии своей кончины).

Почти все эти течения не имеют канонического общения друг с другом, а зачастую и вовсе не признают друг друга. Большинство из них также оформилось сравнительно недавно и не связано непосредственно непрерывной цепочкой епископских хиротоний с отцами-основателями катакомбной церкви, свв. новомучениками Иосифом Петроградским, Кириллом Казанским, Андреем Уфимским (кн. Ухтомским) и другими. Единственное исключение могла бы составлять так называемая Геннадиевская иерархия, возводящая себя к самому св. патр. Тихону, но за отсутствием подтверждающих это документов и свидетелей никем не признаваемая.

Причиной такого вырождения послужили, с одной стороны, внешние условия гонения, в которых все эти годы жила К.Ц. и в которых часто просто не было возможности епископам поставлять себе преемников, и, с другой стороны, - вызванная этими условиями психология взаимного недоверия и сектантской самозамкнутости, которая не давала епископам, принадлежащим к разным традициям (иосифлянской, кирилловской и т.д.) объединяться хотя бы с целью совместных хиротоний.

Кроме того имеются у разных группировок и некоторые различия в принципиальных установках. Это касается отношения к патриархии, к советским паспортам и т. д.

 


Источник: Анти-Раскол