НАРОД, СИДЯЩИЙ ВО ТЬМЕ. Священник Сергий Ганьковский
Неделя по Богоявлении.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
“Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет” (Мф.4.16). Когда-то и наш народ сидел в “тени смертной”, в тени неведения, в тени безумного атеизма. Когда-то, да точно скажу – 36 лет тому назад, в нашей городской газете просвещённая высшим образованием учительница писала о наших с вами церковных секретах: “Священник опускает в воду серебряный крест. Растворяясь, серебро креста убивает микробов. Если теперь воду налить в чистый сосуд и хорошо закупорить, туда не попадут новые микробы, и вода сохранится свежей. Понятно, что молитва и крест не играют никакой роли. В воду можно погружать любой серебряный предмет”.
Много лет прошло с тех пор. Давно уж нет в храмах серебряных крестов. Всё больше алюминиевые. Давно уже воду для освящения наливают не в драгоценные чаши, а в баки из нержавеющей стали. Однако вода, освящённая вот так “неправильно”, всё равно обретает необыкновенные свойства, не портится и не “зацветает” долгие месяцы, а то и годы. Снгодня на смену прежним невежественным объяснениям феномена святой воды приходят новые, столь же оригинальные. Теперь уже не менее просвещённые высшим образованием инженеры и врачи, экономисты и журналисты толкуют о “биополях” и “аурах”, о терапевтических свойствах колокольного звона. И всё это всерьёз, “с учёным видом знатока”. Самый частый вопрос, который мне, как священнику, приходилось слышать в дни прошедшего праздника: “Батюшка, а чем богоявленская вода отличается от крещенской?” Что ответить такому вопрошающему? Сказать ему, что – ничем, потому что Богоявление и Крещение разные названия одного и того же праздника, – так, боюсь, не поверит. И не поверит потому, что ему про особенности и различие двух вод бабушка рассказала, а уж она-то всё точно знает, не то что эти современные попы: ни вида, ни осанки, ни правильного понимания, что к чему…
Так прежние атеистические суеверия заменились едва ли не худшими –оккультными и фольклорными суевериями. И если раньше, когда книгу религиозного содержания, книгу святоотеческую днём с огнём нельзя было сыскать, наше повальное невежество в области христианского вероучения можно было объяснить отсутствием какого бы то ни было религиозного просвещения, то что сказать теперь? Теперь, когда за десять лет свободной, ничем и никем не ограничиваемой проповеди Церкви выпущены в свет сотни, тысячи книг о вере и вероучении, а публикации на религиозные темы в периодических изданиях можно измерять километрами? Теперь, когда радио и телевидение немалое эфирное время уделяют выступлениям священнослужителей, рассказам о церковном искусстве, а в таком, сравнительно новом способе коммуникации, как Интернет, количество сайтов, посвящённых религиозным проблемам, исчисляется, похоже, десятками тысяч? Почему же теперь временами кажется, что это опять про нас сказано в Евангелии: “Народ, сидящий во тьме”?
Почему? А потому, что мало – быть наследниками великого православного народа, мало – быть наследниками великой религиозной культуры, мало – быть просто крещёными и хвастать этим в кругу друзей или с экранов телевизоров! Надо – и это самое главное – обратиться, наконец, к Богу с вопросом, который люди задавали на берегу Иордана Иоанну Крестителю: “И спрашивал его народ: что же нам делать?” (Лк.3.10).
Ответ Божий вчера и ныне тот же: “Покайтесь”. Покайтесь, то есть изменитесь, станьте другими! Только помните при этом, что покаяние – труд и труд ежедневный, ежечасный. Покаяние, как понимает его Церковь, это не посыпание головы пеплом, не нытьё, не стук кулаком в грудь. Покаяние – это и ежедневное чтение Евангелия, и образовательная работа, которую не поздно начинать ни в каком возрасте, покаяние – это обучение ума, души, тела, это усиленная работа над самим собой. Работа, в которой, как и в мытье посуды, никогда нельзя сказать: “Ну, вот, всё, больше мне заниматься этим не придётся!”
Если мы это поймём, если мы и впрямь всерьёз возьмёмся за это трудное дело, Господь однажды откроет нам, что Богоявленская, она же Крещенская, вода – не что иное, как икона, то есть образ Вечной Жизни. Мы вдруг поймём, что Бог даровал нам это чудо не столько для того, чтобы мы никогда и ничем не болели, сколько для того, чтобы мы помнили: как эта вода, освящённая нашей совместной молитвой и наитием Святого Духа, не подвластна законам тления мира сего, так неподвластны законам тления и распада наши бессмертные души. И тогда нам, может быть, стыдно станет изводить этой святыней тараканов, подливать её в водку своим пьющим родственникам, а вдруг они да и перестанут от этого пить! Тогда, может быть, и нам, сидящим в стране и тени смертной, воссияет свет. Аминь.
2000 г.
http://www.hram.info/propovedi/voskresnye_propovedi/nedelya_po_bogoyavle...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии