Народ и его Закон. Андрей Десницкий
Рембрандт. Моисей со скрижалями
Но библейская книга Исход повествует не о египтянах – это история появления на свет израильского народа. Потомки Иакова, получившего от Бога второе имя, Израиль, долгое время жили в Египте как рабы. Теперь они избавились от рабства и, перейдя через море, оставили пределы Египта. Но это еще никак не делало их народом. Да и вообще, если задуматься, почему Бог выбрал именно евреев? Только потому, что они были потомками Авраама?
Отчего бы не выбрать, египтян с их великолепной религией, глубокой мистикой и развитым богословием, где хорошо знали: после смерти человек даст отчет в своих земных поступках? Или жителей Междуречья – шумеров и аккадцев – которым принадлежало множество открытий в области науки и культуры? Или ассирийцев, которым предстояло создать непобедимую армию и покорить множество стран… Может быть, дело в том, что все эти народы могли бы приписать свои успехи себе самим, а евреям оставалось надеяться только на Бога. Без Него они были никем – даже не были народом.
Выйдя из Египта, евреи подошли к горе Синай, чтобы заключить с Богом Завет – двусторонний договор. Бог не просто приказывал евреям, ведь они уже не были рабами, Он ждал от них осознанного приятия этого союза: Он обещает им помощь и защиту, они Ему – послушание.
Гора окуталась дымом и пламенем, над ней раздавались раскаты грома… Древние люди очень остро ощущали величие Бога. Пройдут века, прежде, чем они привыкнут называть Его Отцом – а пока они видели в Нем прежде всего грозного Царя. Они не осмеливались подняться на дымящуюся гору, да и Сам Он не велел им этого делать – прежде, чем говорить Богу «Ты», надо научиться видеть дистанцию между Ним и собой. Только Моисей мог взойти на эту гору, и там Бог передал ему две скрижали – каменные таблицы, на которых было написано главное в Законе, десять заповедей – именно то, что обязывались соблюдать люди, если хотели состоять в союзе с Богом.
Сегодня десять заповедей кажутся нам банальными. Но так было не всегда, и эти заповеди до сих пор неизвестны народам, среди которых не проповедовали последователи великих мировых религий. У некоторых и до сих пор убийство чужака (иногда с последующим его поеданием) нередко считается делом доблести и геройства.
Бог передал Моисею две скрижали, и заповеди делятся на две группы. Первая регулирует отношения Бога и человека. В библейской картине мира человек есть образ Божий, и поэтому даже наши еженедельные выходные напоминают об отдыхе Бога после шести дней творения…
«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его».
Вторая группа заповедей регулирует отношения между людьми, но… разве могла бы она появиться без первой? И опыт двадцатого века показывает, что в странах, где поклонялись не Богу, а человеку или идеологии, последовательно отменяли и все заповеди «второй скрижали»… Вот они:
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай до́ма ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».
Именно Закон стал главным стержнем Завета. Уже в древние времена евреи излагали его суть предельно кратко: «люби Бога и своего ближнего, а всё остальное – только комментарий». Действительно, одна часть Закона подробно расписывала правила богослужения, а другая – излагала правила, по которым должны были жить люди избранного народа. Это и была детализация общих принципов, изложенных в десяти заповедях.
Многие их положения были совершенно революционными: например, принцип равенства всех людей перед Законом или даже знаменитый принцип «око за око». На первый взгляд, он призывает калечить преступников, но на самом деле он ограничивает возмездие: ты не можешь причинить преступнику большее зло, чем он причинил тебе. За имущественные преступления (такие, как кража) Закон налагает только штраф и никогда не лишает за это жизни, как водилось в очень многих обществах, от вавилонского до советского…
Но пока Моисей пребывал на горе, израильтяне попросили его брата Аарона сделать им золотого тельца. Бог был далеко, Моисей тоже их покинул… Им так хотелось иметь простой и ясный символ Божества, как у прочих народов! Казалось бы, что в этом плохого? Они же не отказывались от Бога. Но они стремились «одомашнить» Его, приспособить Его к своим нуждам и представлениям. Бог на такое согласиться не мог.
Спустившись с горы, Моисей застал праздник поклонения золотому тельцу в самом разгаре. В гневе он разбил каменные скрижали: договор был нарушен прежде, чем заключен! Господь предложил Моисею: «да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя». Но Моисей умолил Бога не уничтожать народ – ведь он Сам обещал ввести его в обетованную землю! Разве в радость ему будет жизнь, если окажется, что он вывел свой народ в пустыню на погибель?
Народ постигло суровое наказание, многие зачинщики были убиты, а Моисею предстояло новое восхождение на гору, за новыми скрижалями. Второе начало оказалось на сей раз возможным. А за ним последовало и третье, и четвертое… Не раз Моисею предстояло слышать жалобы народа на лишения в пути – как хорошо было в Египте, и зачем они только оттуда ушли! Израильтянам, которые могли бы войти обетованную землю уже тогда, предстояло странствовать по пустыне сорок еще лет, пока не умерли все, кто вырос в рабстве и не хотел учиться жить свободным.
Закон был дан народу на вырост – и вся дальнейшая история этого народа, описанная в библейских книгах, и показывает, как он рос, чтобы исполнить свое предназначение.
Источник: Журнал «Фома»
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии