Наркотики и «реабилитационные» секты. Николай Каклюгин

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Основные принципы осуществления реабилитационной и псевдореабилитационной деятельности в религиозных и псевдорелигиозных реабилитационных сообществах для лиц с химической зависимостью …

Доклад на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профилактика аддиктивных расстройств: биопсихосоциодуховный подход», Российская медицинская академия постдипломного образования (РМАПО), г. Москва, 25 мая 2017 года

Наркоситуация на территории Российской Федерации остается стабильно напряженной. За период с 1992 по 2013 гг. количество лиц с установленным диагнозом «наркомания» в России увеличилось более чем в 10 раз. С начала 2013 года и особенно, с середины 2014 года в России наблюдается резкий рост числа выявленных потребителей наркотиков других групп.

Особое внимание в опубликованном в 2016 году филиалом ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» - Научно-исследовательским институтом наркологии статистическом сборнике «Основные показатели деятельности наркологической службы в Российской Федерации в 2014-2015 годах» обращено на следующее: «В 2009-2015 гг. наблюдается рост числа госпитализаций больных психозами, связанными с употреблением наркотиков: увеличилось как их абсолютное число (с 782 человек в 2009 г. до 6505 в 2015 г., т.е. более чем в 8 раз), так и относительный показатель (с 0,55 в 2009 г. до 4,4 на 100 тыс. населения в 2015 г.)». При этом, благодаря успешным маркетинговым ходам наркодельцов и их кураторам из-за рубежа, не ослабевает интерес молодежи к наркотическим средствам и психотропным веществам, провоцирующим эти самые психозы - так называемой «синтетике»: типа «спайс» и «соли» (ранее - «соли для ванн»).

Все это - следствие программируемого определенным образом уже не один десяток лет на территории Российской Федерации, с некоторым отставанием от стран западной цивилизационной модели, смены иерархии ценностей, искажения смысложизненной ориентации личности гражданина и гражданского общества в целом, определения гедонистической установки как доминирующей в социуме, беспрерывно через средства массовой информации стимулирующей наш внутренний мир к получению максимального («райского») наслаждения, причем как можно раньше, лучше всего прямо здесь и сейчас.

На каждом этапе жизни у человека, исходя из социальных ценностей или биологических потребностей, должны появиться некие цели жизнедеятельности, для реализации которых необходимо понимание (или даже ощущение) их смысла. Именно такая осмысленность цели дает человеку энергию для ее реализации, делая ее приоритетной. Отсутствие осмысленности целей дезорганизует всю систему ценностей, делая поведение человека или «автоматизированным», основанным на ожиданиях окружающих, или нецеленаправленным, зачастую противоречивым, девиантным, что впоследствии может привести и в подавляющем большинстве случаев приводит либо к алкоголизации и наркотизации, либо к первичным проявлениям психических расстройств.

Вызывает серьезную обеспокоенность то, насколько в наши дни энергично и эффективно искусственно навязываемые обществу через информационные каналы как наивысшие, наиболее важные и нужные, потребностные человеку гедонистические личностные установки создают предпосылки для формирования массы самых различных форм девиантного, отклоняющегося от нормы поведения, где алкоголизм и наркомания могут и не являться самыми страшными по степени нанесения вреда личности и обществу пороками. Гедони́зм (от др.-греч. «ἡδονή», «hedone» - «наслаждение», «удовольствие») - это этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни.

Следует признать, что духовная сфера личности человека и всего общества в целом сегодня серьезно повреждена, искажена. Через определенные каналы коммуникации (средства массовой информации, интернет, рекламную продукцию определенной стилистики и пр.) постоянно, навязчиво и целенаправленно извращаются ее нравственные первоосновы. Обществу для обслуживания культа гедонизма, потребления, а, значит, и приобретения массы нужных и не очень вещей по несоответствующей себестоимости цене, так называемых брендов, или каких-либо услуг, предлагается вместо Истины эрзац-продукт, суррогат, подделка. Это факт для экспертного сообщества бесспорный. Мы сегодня практически не способны что-либо противопоставить тому количеству соблазнов, которые может предложить человеку современный потребительский рынок. Число их версий, потакающих страстям, и способных поставить человека на колени в бессилии остановить свой животный инстинкт, с каждым годом растет словно «снежный ком». Молодые люди из неблагополучных семей уже с целью хотя бы на несколько десятков секунд изменить свое состояние сознания вдыхают пары раньше абсолютно не интересовавшего их высокооктанового бензина для заправки зажигалок!

Все чаще правоохранительными структурами фиксируются случаи, когда «закладчиками» высокотоксичных синтетических наркотиков, т.н. «спайсов» и «солей», и при этом далеко не всегда наркопотребителями, что отчасти могло бы объяснить их участие в дилерской цепочке сугубо проблемами болезненного состояния, являются несовершеннолетние лица, даже школьники в возрасте 11-13 лет. По данным указанного выше статистического сборника НИИ наркологии, продолжает возрастать общий показатель первичной обращаемости лиц с наркологическими расстройствами среди подростков. Их число возросло на 80,9%. Цитата: «...За последние 5 лет показатели госпитализации подростков многократно возросли в большинстве диагностических групп. Так, обращаемость по поводу психозов, связанных с употреблением наркотиков, увеличилась в 8 раз, каннабиноидной зависимости - почти в 6 раз, зависимостью от психостимуляторов - в 10 раз, от других наркотиков и полизависимости - почти в 5 раз. Частота госпитализации подростков с острой интоксикацией и пагубным употреблением наркотиков возросла в 5 раз. Единственный показатель, который проявил тенденцию к снижению - это показатель госпитализации подростков с опиоидной зависимостью, который уменьшился в 3,4 раза Это связано с дороговизной этих наркотиков. В целом, подростки с психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением наркотиков, в 2015 г. госпитализировались в 5 раз чаще, чем в 2011 г., при этом величина показателя соответствует уровню 2007-2008 гг.... Особенно настораживает наблюдаемое в последние 5 лет многократное увеличение показателей госпитализации у подростков с наркоманией, психозами, связанными с употреблением наркотиков, острой интоксикацией и пагубным употреблением наркотиков».

Что касается совершеннолетнего контингента наркозависимых, то и здесь ситуация в госструктурах системы здравоохранения, реализующих реабилитационные программы, выглядит весьма удручающе. В соответствии с информацией, изложенной в аннотации к Государственной программе «Противодействие незаконному обороту наркотиков», утвержденной Правительством Российской Федерации 15.04.2014 г., несмотря на доступность оказания медицинской помощи по профилю «наркология» эффективность общегосударственных усилий в прекращении незаконного потребления наркотиков остается недостаточной. Согласно данным федерального статистического наблюдения в Российской Федерации в 2012 году число больных наркоманией, находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет, составило 8,8 на 100 больных среднегодового контингента и только 2,3 больных наркоманией на 100 больных среднегодового контингента снимаются с диспансерного наблюдения в связи со стойкой пятилетней ремиссией. На сегодняшний день ситуация если и улучшилась, то незначительно.

В то же время тот же сборник «Основные показатели деятельности наркологической службы в Российской Федерации в 2014-2015 годах» сообщает: «В 2015 году в стране функционировало 3 реабилитационных центра - самостоятельных учреждения, в которых на 31.12.2015 г. было развернуто 195 коек для реабилитации пациентов наркологического профиля (в 2014 году - 225 коек)». Наряду с этим, «в 2015г. в регионах страны на базе наркологических и психиатрических учреждений функционировало 15 реабилитационных отделений, имеющих статус реабилитационных центров, 109 стационарных отделений медицинской реабилитации, не имеющих статуса реабилитационного центра. Суммарный коечный фонд этих подразделений в 2015 году составил 2797 коек». На фоне общего числа наркологических больных это просто капля в море. С синдромом зависимости от наркотиков в 2015 году, согласно данным статистики из того же источника в России официально состоит на наркологическом учете 311 785 человек. От пагубного (с вредными последствиями) употребления наркотиков страдает 232 778 человек». Итого - 544 563 человека, зависимых от приема наркотических средств и психотропных веществ, нуждаются в оказании качественной профессиональной лечебно-реабилитационной помощи. А коек для прохождения стационарной реабилитации, которая международным экспертным сообществом признана наиболее эффективной из всех наркологических услуг, всего 2 797 на всю страну.

В 2012 году число наркологических больных, ушедших в государственные наркологические реабилитационные учреждения, составило 28 383 человек или 4% от всех госпитализированных в течение года наркологических больных - 722 700. В 2011 году в реабилитационных программах российских государственных наркологических учреждений участвовало 30 299 больных или 5% от общего количества больных наркологического профиля. Ежегодные показатели остаются приблизительно на прежнем уровне, динамика данных показателей из года в год является несущественной и не меняет общей картины.

Безусловно, фон крайне тревожный и здесь у государственных служб нет иного выбора как часть своих функций переложить на социально-ориентированные некоммерческие организации. В апреле 2011 года премьер-министр России Дмитрий Медведев на заседании Госсовета в Иркутске поручил правительству создать в стране национальную систему медико-социальной реабилитации лиц, прошедших курс медико-социальной реабилитации и ресоциализации лиц, в том числе несовершеннолетних, прошедших курс лечения от наркотической зависимости. В перечне поручений была предусмотрена и разработка и утверждение федеральных стандартов оказания медицинской помощи, в том числе и в области медико-социальной реабилитаци наркоманов, а также разработка механизма государственной поддержки общественных и религиозных организаций, успешно занимающихся воспитанием, социализацией молодежи, профилактикой наркомании и медико-реабилитационной деятельностью. Также в этом поручении одним из ключевых моментов было названо привлечение к решению важнейшей государственной задачи негосударственных реабилитационных центров. Именно тогда впервые прозвучало поручение развивать механизмы государственно-общественного партнерства в этой сфере. Вопрос лишь в том КТО может стать партнером профильных государственных служб, а с кем взаимодействия необходимо избегать.

Весной 2014 года сотрудники Федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский центр ФСКН России» разработали документ, содержащий 47 пунктов, согласно которым может быть дана оценка деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, реализующих программы социальной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ. Он был утвержден 25 июня 2014 года на заседании Государственного антинаркотического комитета, после чего разослан территориальным подразделениям УФСКН России для исполнения. В целом, документ подготовлен на высоком профессиональном уровне. Однако, по мнению ряда экспертов, в нем содержатся моменты, требующие дополнительной доработки, что было отражено в резолюциях двух рабочих совещаний, проведенных под председательством члена Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи Николая Валуева 21 ноября 2014 г. «Реабилитация наркозависимых - ключ к гуманной наркополитике. Выработка критериев оценки деятельности центров по реабилитации 
и ресоциализации наркозависимых» (см. http://www.narkotiki.ru/5_75885.htm ) и 18 февраля 2015 г. «Современная российская молодежная антинаркотическая политика в условиях запуска Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические вещества в немедицинских целях. Разработка критериев оценки деятельности центров по реабилитации и ресоциализации наркозависимых» (см. http://narkotiki.ru/5_78593.htm ).

Ряд зарубежных и отечественных научных исследований свидетельствует о том, что среди претендентов на такое партнерство присутствует огромное количество структур, подконтрольных так называемым новым религиозным движениям, представленным в первую очередь сетью разноименных структур, по сути же и вероучению, а также используемым технологиям реформирования мышления - единым на общероссийском пространстве тоталитарным деструктивным культом - филиалом международного неопятидесятнического движения, имеющего в России разветвленную сеть разноименных филиалов, подразделений и структур под различными вывесками. Никакого отношения к реализации программ реабилитации зависимых лиц их деятельность не имеет. Это переключение на новые формы зависимого поведения и инструмент геополитического влияния на Россию. Объединены данные организации здесь или под эгидой общероссийских религиозных структур, именующих себя протестантскими, что не соответствует реальной картине. Пример - Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников), РОСХВЕ(п), председательствующим епископом которого является член Общественной палаты РФ С.В. Ряховский. Либо реализуют программы вербовки новых адептов, неофитов под прикрытием созданных специально для этого на первый взгляд светских, нерелигиозных структур объединенных в ассоциации и союзы. В частности, Ассоциация «Родина без наркотиков», скрывающая в себе адептов общероссийской сети неопятидесятников с штаб-квартирой в Латвии «Новое поколение» (лидер - пастор Алексей Ледяев) и Национальный антинаркотический союз (лидер - Н.В. Лушников), вобравший в себя адептов неопятидесятнической религиозной организации украинского происхождения и созданные ими «реабилитационные», читай - вербовочные подразделения.

В 2014 году Социальная платформа партии «Единая Россия» выступила с инициативой взять шефство над участниками данной программы, мотивировав их на полное выздоровление. Предполагается вовлечь зависимых в эффективные программы реабилитации и ресоциализации, успешно реализуемые на территории России. Но что значит «успешно реализуемые на территории России» объяснить до сих пор ни может ни один эксперт, ни один представитель государственной наркологической, психологической и пенитенциарной служб, органов соцзащиты населения, юстиции или правоохранительных структур.

Именно с целью определения этой позиции для понимания степени обоснованности включения того или иного реабилитационного учреждения, сети реабилитационных структур в Национальную систему реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, экспертные сообщества, собранные теми или иными объединениями реабилитационных учреждений, сегодня так активно работают в этом дискуссионном поле. Это следующие структуры:

Национальный антинаркотический союз (президент - Юлия Павлюченкова, председатель правления - Никита Лушников, председатель Наблюдательного совета - Сергей Железняк);

Национальная антинаркотическая ассамблея (учреждена в виде некоммерческого партнерства Союзом Гражданских инициатив Елены Полянской, близкой с РОСХВЕ(п) Сергея Ряховского, директор - она, председатель Совета НП - генерал-майор ФСБ запаса, генерал-лейтенант милиции в отставке Александр Михайлов, руководитель Департамента по межведомственной информационной деятельности ФСКН России с 2003 по 2008 гг., см. http://sdgi.ru/blog/2013/10/03/1645/ );

Независимая наркологическая гильдия (президент - врач психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук, руководитель сети частных наркологических клиник «Клиника доктора Исаева», действующий в содружестве с федеральным проектом «Трезвая Россия», руководитель - Султан Хамзаев, член Общественной Палаты РФ);

Национальная ассоциация реабилитационных центров (президент - Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета АНО «Институт демографии, миграции и регионального развития», причастного к первичным пробам сертификации негосударственных реабилитационных учреждений страны совместно с НИЦ ФСКН России). В настоящее время в связи с расформированием ФСКН России практически прекратила свое существование;

- Свердловская областная общественная организация «Центр поддержки гражданских инициатив "Открытое общество"», первая, до Юрия Крупнова зарегистрировавшая и начавшая апробировать Систему добровольной сертификации антинаркотических некоммерческих организаций, АННКО.

Экспертное совещание «Реабилитация наркозависимых - ключ к гуманной наркополитике. Выработка критериев оценки деятельности центров по реабилитации и ресоциализации наркозависимых», проведенное несколько ранее под председательством депутата Н.С. Валуева 21.11.2014 г. позволило определить наиболее динамично развивающихся представителями данного направления являются следующие сети общероссийского масштаба, аффилированные с международным неопятидесятническим движением. Часть из них уже упомянута выше, часть отмечена в первый раз, некоторые наименования потребовали обновления - за два с половиной года с момента проведения вышеупомянутого думского совещания их стало значительно больше:

  • Ассоциация «Родина без наркотиков», обслуживающая интересы признанной во многих регионах России экстремистской неопятидесятнической религиозной организации «Новое Поколение» (председатель - Вадим Харитонов),
  • Общероссийская благотворительная общественная организация «Преображение России», ликвидированная решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2011 г., в связи с неоднократными и грубыми нарушениями действующего законодательства Российской Федерации, с его подтверждением оставлением 18 августа 2011 г. кассационной жалобы организации без удовлетворения, но продолжающая функционировать единой сетью со следующими филиалами: межрегиональная благотворительная общественная организация «Благодать» (Сибирский федеральный округ, председатель - Михаил Заднепровский), межрегиональная благотворительная общественная организация «Твой путь» (г. Новосибирск и ряд соседних регионов, председатель - Иван Киселев), межрегиональная благотворительная общественная организация «Путь преодоления» (Уфа, Поволжье, председатель - Иван Киселев), благотворительный фонд «Ника» (Екатеринбург и ряд других регионов Урала, ХМАО, председатель - Николай Бажин), межрегиональная благотворительная общественная организация «Берег Надежды» (Южный и Северо-Кавказский федеральный округа, председатель - Владимир Яркин), межрегиональная благотворительная общественная организация «Инициатива» (Южный и Северо-Кавказский федеральные округа, исполнительный директор - Алексей Тимофеичев, реальный руководитель - Даниил Гирич), межрегиональная благотворительная общественная организация «Возрождение» (Южный федеральный округ, председатель - Михаил Заднепровский), межрегиональная благотворительная общественная организация «Содействие» (Южный и Северо-Западный федеральный округа, председатель - Сергей Широких);
  • Автономная некоммерческая организация «Здоровый город», содержащая сеть неопятидесятнических религиозных общин - «реабилитационных» центров, функционирующих под эгидой неопятидесятнической религиозной организации Юга России «Исход» (директор - Игорь Божко);
  • Благотворительный фонд по формированию здорового образа жизни «Центр здоровой молодежи», БФ «ЦЗМ», созданный в 2005 году лидерами харьковского неопятидесятнического религиозного объединения «Царство Бога», в настоящее время - Объединение церквей евангельских христиан, ОЦЕХ (президент БФ «ЦЗМ» - Сергей Едапин);
  • Некоммерческое партнерство содействия профилактике наркомании «Национальный антинаркотический союз» (президент - Юлия Павлюченкова, председатель правления - первый президент благотворительного фонда «Центр здоровой молодёжи» Никита Лушников), прошедшее процедуру ребрендинга и воссозданное в 2013 году с целью аккумуляции в своих рядах открытых по аналогии с фондом «Центр здоровой молодежи», тесно связанных с ним и «Царством Бога» (в России - Объединение церквей евангельских христиан, ОЦЕХ), организаций: благотворительных фондов «Во имя архангела Гавриила» (псевдоправославное направление, президент Алексей Долгих), фонда «Аль-Амин» (псевдомусульманское направление, президент Мурат Султанов), фонда «Наше Будущее» (псевдообщественное направление, президент Олег Афонюшкин), фонда «Свобода» (псевдообщественное направление в Кузбассе, связанной с неопятидесятниками религиозной организации «Источник Жизни», председатель правления Евгений Тарасов);
  • Общественное движение «Матери против наркотиков» (не путать с одноименной адекватной Общероссийской общественной организацией!!!), создавшее с середины 90-х годов XX века на федеральном уровне разветвлённую сеть поставки наркологических больных в неопятидесятнические религиозные общины под прикрытием оказания им реабилитационных услуг в статусе общественных организаций. Подразделяется на региональные общественные движения с руководителями на местах. Пример - организация «Матери против наркотиков - Азария», место дислокации: город Санкт-Петербург.

А также ряд других. Сегодня количество подобных структур в виде на первый взгляд разрозненных учреждений, на самом деле объединенных в сеть единых по духу, целям и задачам неправительственных организаций, чрезвычайно велико. При этом в силу отсутствия правового поля и субъекта-контролёра со стороны государства с делегированными полномочиями, они практически неподконтрольны государственным надзорным службам.

Здесь практически за каждой коалицией при создании и предложении своей версии критериев оценки деятельности таких организаций, прежде всего, учитывается интерес входящих в нее ассоциированных членов, будь то профессиональным образом организованные терапевтические сообщества для наркозависимых лиц, ширма для новых религиозных движений, тоталитарных деструктивных культов или попытка заявить о себе со стороны коммерческих структур, скрывающих свой корыстный интерес за идеей безвозмездной благотворительности и существования исключительно на добровольные пожертвования наркозависимых граждан и их родственников.

Степень заинтересованности подобных организаций в ослаблении государственного контроля за этим проблемным во многих отношения сектором оказания социальных услуг населению можно оценить, владея информацией о том, кто стоит за единственным на сегодняшнее время общепризнанным и государством, и независимым экспертным сообществом ГОСТом Р 54990-2012 «Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя. Основные виды социальных услуг». Несмотря на то, что стандарт разработан Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия», утвержден и введен в действие 1 июля 2013 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2012 г. №327-ст, в экспертной среде он считается недоработанным, поскольку не соответствует установленным для документов такого уровня требованиям. А создан он при участии Союза некоммерческих организаций социальной деятельности и гражданских инициатив, тем самым СГИ Елены Полянской - структурой, позиционирующей себя как светскую, нерелигиозную организацию, в реальности тесно связанную с Российским союзом христиан веры евангельской (пятидесятников), подавляющее большинство членов которого являются представителями неопятидесятнического религиозного движения, скрывающиеся за псевдонимом «евангельские христиане».

Этап вовлечения наркозависимых в реабилитацию является ключевым как для здоровых реабилитационных сообществ, так и для неопятидесятнических религиозных объединений, маскирующихся под таковые.

Именно на этом этапе они стремятся завербовать адептов, прикрываясь благообразной личиной-вывеской некоего благотворительного фонда, автономной некоммерческой организации, иной общественно полезной структуры, по их словам, транслируемым родственникам страдающих наркоманией или алкоголизмом и ими самим ни коим образом не связнной с каким-либо религиозным движением и уж тем более сектой. Этот этап - мотивация наркологического больного на вхождение в лечебно-реабилитационную программу является и самым сложным. Но не для представителей новых религиозных движений деструктивного толка. У них «все методы хороши», включая неэтичные технологии манипуляции сознанием, откровенную ложь, подлог, передергивание фактами и даже предложение родственникам проблемного наркомана или алкоголика приехать и насильно вывезти его в их стационарный «реабилитационный» центр. Именно поэтому лидерами по возбуждению уголовных дел по статье 127 УК РФ «Незаконное лишение свободы» являются так называемые «реабилитационные» центры неопятидесятнических религиозных объединений, маскирующихся под светские некоммерческие благотворительные учреждения.

При этом издан и действует приказ Минздравсоцразвития России №225ан от 9 апреля 2010 г. «Об утверждении Порядка оказания наркологической помощи населению Российской Федерации». Он регулирует вопросы оказания наркологической помощи населению РФ в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Однако, негосударственные учреждения, оказывающие реабилитационные услуги лицам лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, находятся вне сферы его компетенции.

Председательствующий на экспертном рабочем совещании 20 апреля 2016 года в Государственной Думе РФ «Современная российская молодежная антинаркотическая политика в условиях запуска Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические вещества в немедицинских целях. Разработка критериев оценки деятельности центров по реабилитации и ресоциализации наркозависимых» депутат Николай Сергеевич Валуев справедливо отметил следующее: «Без поддержки общественными организациями, в первую очередь работающими во взаимодействии с традиционными религиозными конфессиями, направления реабилитации и ресоциализации, эффективно работать государственным службам самостоятельно, только своими силами в дальнейшем будет не под силу. А опираться на нетрадиционные религиозные движения, как показывает ситуация на Украине, о чём мы говорили в прошлый раз, государство просто не имеет права, если не хочет трагического повторения майдана в России. Проведено уже немало исследований, подтверждающих, что научно обоснованные комплексные программы социальной реабилитации, реализуемые некоммерческими учреждениями такого типа, присутствуют и здесь в недостаточной степени. И это мягко сказано. Их вообще практически нет, как нет и соответствующим образом подготовленных кадров, стандартов, нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность в этой сфере. Более того, что звучало на ноябрьском совещании практически в каждом докладе, подавляющее большинство таких "реабилитационных" организаций на самом деле являются представителями тоталитарных деструктивных культов зарубежного происхождения. Именно "благодаря" их действиям, понятия "реабилитация" и  "вербовка в секту" наркоманов, к сожалению, становятся в нашей российской реальности синонимами». См. http://www.narkotiki.ru/5_84554.htm Безусловно, крайне важно предельно широко разъяснять на всех уровнях разницу этих действий и последствия проводимой с пациентами работы.

Особый акцент участники экспертного семинара-совещания в Государственной Думе ФС РФ сделали на упомянутом выше Национальном антинаркотическом союзе. Цитата из итоговой резолюции: «Считаем необходимым предупредить государственные службы о необходимости акцентирования внимания на работе различных структур, аффилированных с религиозными объединениями и группами нетрадиционной ориентации, законодателей способствовать внесению изменений в федеральном и региональном законодательстве, направленных на предотвращения развития деструктивных процессов в российском обществе, особенно тех, что все более явно наблюдаются в молодежной среде: в первую очередь введения в правовое поле понятий «психическое насилие», «психологическая манипуляция» и «тоталитарный деструктивный культ» как сообщество, использующие первые два действия в своей практической деятельности. При этом очевидно, что сегодня разложение исторической, культурной и духовной традиции народов, населяющих территорию Российской Федерации, распространяется по стране все чаще не через прозрачные для государства религиозные объединения, а через те самые, закрытые по закону, не обязанные предоставлять отчетность в органы юстиции религиозные группы, действующие с каждым годом все более активно через аффилированные с ними через сотрудников социально-ориентированные некоммерческие организации. И это помимо пресловутых «иностранных агентов», которые, несмотря ни на какие стигматизирующие ярлыки надзорных органов, продолжают получать и реализовывать свои инициативы, контроль над которыми осуществляют не государственные службы напрямую, а делегированные ими некие грантодателями. Какова степень компетентности таковых и чем она регламентирована, нам неизвестно... ... ...Считаем особо тревожным сигналом проникновение в российскую политику на уровне Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации выходцев из неопятидесятнических (харизматических) религиозных объединений, прошедших стажировку в соседней Украине. Сегодня в России эти организации, учитывая ужесточение российского законодательства в отношении зарубежных миссий, объединяются и получают административную и грантовую поддержку под видом нейтральных в религиозном отношении социально-ориентированных некоммерческих организаций. Наиболее яркий пример нашего времени - Национальный антинаркотический союз (подробнее смздесь и здесь)».

Известен и основной заказчик наблюдаемой экспертами в стране экспансии массы «миссионеров» с иностранными корнями, вербовщиков и «реабилитологов» новой волны. 7 августа 2013 года Государственный секретарь США Джон Керри в Вашингтоне публично объявил о создании в структуре правительства Управления по вопросам инициатив религиозных сообществ. Видеозапись выступлений всех главных действующих лиц этого мероприятия (на английском языке), крайне важного для усиления влияния Белого дома на геополитические процессы в мире, можно увидеть, пройдя по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=qPOX28vFXLs&feature=youtu.be Новое управление создано с целью формирования политики Госдепартамента США в сфере взаимодействия с религиозными сообществами, тесного сотрудничества с ними для того, «чтобы их голоса были услышаны во внешнеполитическом процессе, в том числе путем продолжения сотрудничества с рабочей группой Госдепартамента США по вопросам религии и внешней политики». Созданная структура призвана взаимодействовать на регулярной основе с другими чиновниками и управлениями американского правительства, сосредоточенных на религиозных вопросах, в том числе с Послом по особым поручениям по вопросам свободы вероисповедания Сюзан Джонсон Кук и Управлением Госдепартамента по вопросам международной свободы вероисповедания. Таким образом, акцент во внешней политике США был публично сделан на поддержке нетрадиционных религиозных движений тех государств, на которых направлен интерес американского правительства и через них на влияние во внутриполитических процессах правительств этих стран. Руководителем новой структуры в составе Госдепартамента США стал доктор теологии Шон Кейси из штата Вирджиния, который получил статус Специального советника Госсекретаря США. Объясняя причину создания нового Управления, Шон Кейси отметил: «Как религиозные лидеры и религиозные общины формируют свою среду, они также влияют и формируют наши собственные проблемы внешней политики здесь, в Соединенных Штатах. Непременно полезным для США будет понять религиозных лидеров и привлечь их к нашей дипломатии и усилиям в области развития». Внимательно следящему за событиями в мире читателю понятно, о каком развитии идет речь. У неопятидесятников-харизматов, являющихся основными реализаторами программ «вербовки-реабилитации-ресоциализации» наркозависимых, оно называется «пробуждением». Распространение этого нового для страны социально опасного явления в первую очередь связано с активным использованием данным направлением нетрадиционной религиозной ориентации элементов психологического манипулирования и психического насилия.

Чтобы понять суть тревоги экспертного сообщества и снизить ее уровень до минимума, необходимо в первую очередь раз и навсегда разграничить понятия «реабилитация», «ресоциализация» и «вербовка», «индоктринация».

Реабилитация наркозависимого человека - это совокупность медицинских (лечебных), психологических, социальных, образовательных и трудовых мер, направленных на восстановление физического и психического состояния больного, коррекцию, восстановление или формирование его социально приемлемых поведенческих, личностных и социальных качеств, способности приспособления к окружающей среде, полноценного функционирования в обществе без употребления психоактивных веществ, вызывающих наркологическое заболевание.

Реабилитация отличается от лечения тем, что наряду с устранением проявлений болезни у больного вырабатываются качества, помогающие приспособиться к окружающей среде, то есть, ресоциализироваться. Кстати говоря, в православных общинах происходит именно ресоциализация, восстановление и сохранение социальных, семейных связей, а не их обрыв, как это происходит в сектах, именующих себя реабилитационными или восстановительными центрами.

Реабилитацию в наркологии рассматривают как систему медицинских, психологических, воспитательных, образовательных, социальных, правовых и трудовых мер, направленных на личностную реадаптацию наркологических больных, их ресоциализацию и реинтеграцию в общество при условии отказа от употребления психоактивных веществ (см. Цетлин М.Г., Пелипас В.Е., 2000; Дудко Т.Н., Валентик Ю.В., Вострокнутов Н.В., 2001).

Традиционно в научной среде выделяют несколько последовательных этапов общего реабилитационного процесса:

- восстановительная терапия (медикаментозное и другое лечение, направленное на восстановление функций);

- реадаптация (восстановление адаптационных навыков); собственно реабилитация (восстановление индивидуальной и общественной ценности больного).

Успешное прохождение данных этапов предопределяет параметры длительности и качества ремиссии - основных индикаторов эффективности лечебно-реабилитационных мероприятий, проводимых с зависимыми от психоактивных веществ (см. Гузиков Б.М., Зобнев В.М., Голубев А.А., 2000; Цетлин М.Г., Пелипас В.Е., 2000; Дудко Т.Н., 2006).

То, что делают с попавшими в свои сети наркоманами и алкоголиками, например, представители таких новых религиозных (правильнее будет сказать - квази-, или псевдорелигиозных) движений деструктивного толка как неопятидесятники, сайентологи (подразделение для работы с наркоманами и их родственниками «Нарконон») - это не реабилитация, ни медицинская, ни социальная, ни духовная, а ИНДОКТРИНАЦИЯ в тоталитарный деструктивный культ. Это в классическом варианте означает передачу фундаментальных положений системы верований (англ. «indoctrination», от лат. «in» - внутрь, и «doctrina» - учение, теория, доктрина). Другая интерпретация: «Обучение кого-либо доктрине, без включения критического восприятия» (Принстонский университет, Лаборатория по Изучению Восприятия «WordNet 2.0»). Или: «Систематическое изучение спорных идей; пропаганда» (The Henry Wise Wood High School). В данном контексте: приготовления перед получением эзотерических знаний, доступных немногим; приготовления перед инициацией в псевдорелигиозные, оккультные таинства. Ключевое здесь - подавление критического мышления, осмысления той обстановки и тех навязываемых правил поведения, нередко входящих в противоречие с действующим российским законодательством и Конституцией Российской Федерации.

Феномен переключения на трезвый образ жизни с параллельным вхождением в зависимость от используемых в нетрадиционных религиозных движениях технологиях манипуляции сознанием достаточно хорошо объясняется с точки зрения психологии, психиатрии и нейрофизиологии. К освобождению от зависимости в полном смысле слова он не имеет никакого отношения. Такого рода процессы называются манипуляцией личностью и используют технологии так называемого нейро-лингвистического программирования.

Американский профессор психологии Маргарет Сингер, работающая в области анализа методик программирования мышления людей, осуществляемого в тоталитарных деструктивных культах, так сформулировала шесть основополагающих принципов данного процесса:

  • держите человека неосведомленным в том, что происходит и как он меняется в течение времени,
  • контролируйте личное социальное и физическое окружение, особенно контролируйте личное время,
  • систематически создавайте чувство беспомощности в человеке,
  • манипулируйте системой поощрений, наказаний и опыта, чтобы подавлять поведение, отражающее прошлую социальную идентичность человека,
  • манипулируйте системой поощрений, наказаний и опыта, чтобы продвинуть групповую идеологию или систему представлений, а также поощряемое группой поведение,
  • работайте в закрытой системе логики и авторитарной структуры, не разрешающей обратной связи и неспособной к модификации без одобрения со стороны лидеров.

Все эти принципы совершенно четко просматриваются в неопятидесятнических харизматических религиозных группах, занимающихся в своих общинах вербовочной деятельностью под прикрытием, якобы, реабилитационных программ. В том числе и тех, о которых мы с вами сегодня говорим.

В результате использования этих принципов формируется преданная учению и воле лидеров ячейки личность. С точки зрения наркологии он трезв, с точки зрения психологии - приобрел зависимость иного рода. Значительно более тяжелую, от которой избавиться еще труднее, чем от алкогольной или наркотической.

Чтобы радикально изменить сознание индивидуума и создать ему новую личность, нужно установить тотальный психологический контроль над ним. Для этого необходимо строго контролировать его поведение, эмоции, мысли и поступающую к нему информацию. Каждая из этих форм контроля оказывает огромное влияние на человеческое сознание. Вместе они образуют тоталитарную паутину, при помощи которой можно манипулировать даже очень сильной личностью.

В американской психологической науке существует несколько основных моделей деструктивного воздействия тоталитарных культовых групп. Классической считается модель Р. Дж. Лифтона. Автор выделяет восемь элементов, приводящих, при одновременном и систематическом их использовании применительно к личности, к стойкому резко выраженному измененному состоянию сознания с последующим искажением ценностных установок человека, попавшего под влияние таких группировок:

1.         Контроль окружающей обстановки (среды) - жесткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется;

2.         Мистическое манипулирование - использование запланированной или подстроенной «спонтанной», «непосредственной» ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняется «нисхождением Святого Духа»;

3.         Требование чистоты - резкое деление мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой». Тоталитарная секта - «хорошая» и «чистая», все остальное - «плохое и грязное»;

4.         Культ исповеди - требование непрерывной исповеди и интимных признаний пред всей группой или ее руководящим звеном для уничтожения границ личности и поддержания чувства вины;

5.         «Святая наука» - объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной;

6.         Нагруженный культовым смыслом язык - создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления;

7.         Доктрина выше личности - доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт;

8.         Разделение существования - только члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные - нет, то есть «цель оправдывает любые средства».

Необязательно все из вышеуказанных установок идеологии подобных нетрадиционных для нашей территории современных религиозных новообразований, какими являются объединения неопротестантов харизматического толка, должны быть зримо представлены их рядовым членам - с некоторыми из них могут быть ознакомлены лишь лица, приближенные к управляющему звену.

Ресоциализация, подготовка к возвращению завершающего программу реабилитации от химической зависимости человека в профессиональном словаре специалиста определяется как изменение ставших неадекватными ценностей, норм и отношений человека в соответствии с новыми социальными предписаниями (Мудрик А.В., 1994). Предписаниями макросоциума, «Большого общества», а не микросоциальной группы, провозглашающей нормой жизни чуждые традиционным культурным и религиозным институтам практики и доктрины (нетрадиционные религиозные движения). В отличие от индоктринации в деструктивные культы, ресоциализация ставит целью возвращение человека в общество, а не пребывание неопределенное количество времени в замкнутой, обособленной от общества системе, группе, исповедующей некие принципы, нередко противоречащие общечеловеческим нормам общежития.

По сути, новые религиозные движения, так называемые секты, в такой оригинальной разновидности «реабилитации» отрабатывают в практическом преломлении элементы жесткой психологической манипуляции с использованием определенных технологий реформирования мышления. Манипуляция определяется как тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. Действия такого характера активно практикуются руководителями нетрадиционных религиозных движений (тоталитарных деструктивных культов) в отношении своих адептов, а также важных для продвижения их интересов государственных служащих, специалистов профильных министерств и ведомств, общественных и религиозных объединений.

Более подробно с этой проблематикой и ее научным обоснованием можно из аналитической статьи «От гедонизма и аномии через алкоголь и наркотики к экстатическим псевдохристианским религиозным группам: трезвость любой ценой?», опубликованной в академическом научном журнале «Наркология» в нескольких частях в 2015-2016 годах:

           - Сообщение 1// Наркология. - 2015. - №2. - С. 87-104

           - Сообщение 2// Наркология. - 2015. - №3. - С. 92-108

           - Сообщение 3// Наркология. - 2015. - №5. - С. 88-102

           - Сообщение 4// Наркология. - 2015. - №6. - С. 88-102

           - Сообщение 5// Наркология. - 2016. - №1. - С. 79-98

В интернете этот же материал в несколько расширенном варианте размещен под названием «Зависимое поведение и жажда страсти: из наркоманов в харизматы» в 14 частях. Последняя часть размещена по ссылке, от нее можно пройти к любой ранее опубликованной части.

Как отмечает в своей работе «Расследование и квалификации мошенничества с применением психического насилия» В.Е. Дворцов (2012), общество развивается, а вместе с ним развиваются и психотехники воздействия на волю людей. Наравне с классическими приемами обмана и злоупотребления доверием при совершении мошенничества преступники стали организовывать мошеннические организации по типу групп массовой психотерапии, коммерческих организаций «многоуровнего маркетинга», multi-level marketing (MLM), сетевого маркетинга и т.д., в которых практикуются методы психиатрии, индивидуальной и групповой психотерапии, техники градуированного психологического воздействия, грамматических, стилистических и логических средств подачи материала, электронной стимуляции мозга и гипноза. В результате у потерпевших формируется такое психическое состояние, при котором они теряют способность осознавать значение совершаемых ими действий. Например, путем использования громкой ритмичной музыки, специально составленных фраз и предложений, оказывающих внушающее воздействие, совместных действий пособников преступления, демонстрирующих согласие внести денежные средства, и других способов, разработанных с привлечением специалистов в области психологии и психиатрии, происходит программирование сознания жертвы и осуществление (либо не осуществление) ею необходимых преступнику действий. Главный секрет такой психотехники, как отмечает автор, заключается в умении подстроиться к человеку, незаметно привлекая его внешне и внутренне. Затем, добившись «контакта» через механизм врожденного бессознательного подражания, который есть у каждого человека, достичь «управляемого контакта» (в психологии - раппорта) и необходимого специфического измененного состояния сознания «очарования». Как свидетельствует судебно-следственная практика, при совершении мошенничества с использованием психического насилия, основанного на специфических психотерапевтических и психологических методах, преступникам может не потребоваться применение обмана. Это связано с тем, что обман в мошенничестве - это, прежде всего, информационное, интеллектуальное воздействие одного лица на волевые процессы и психику другого субъекта, возникающее там. где существует ситуация психологической оценки. Психическое насилие как наиболее радикальный элемент психологической манипуляции, в свою очередь, выражается в изменении психических характеристик адресата воздействия в результате применения инициатором воздействия специальных психологических приемов, основанных на использовании данных психологии о психических закономерностях, психологических и социально-психологических данных о поведении личности.

Между тем, задачи профессиональной реабилитации и последующей ресоциализации наркозависимых лиц, согласно позиции ведущего российского исследователя международного опыта реабилитационных программ, д.м.н., профессора Ю.В Валентика (2001), следующие:

1.         Помощь в преодолении психической и физической зависимости;

2.         Восстановление утраченных и развитие редуцированных психических функций;

3.         Общая переориентировка ценностной ориентации личности на здоровый образ жизни;

4.         Развитие коммуникативных и адаптивных навыков поведения.

Как правило, бОльшая часть из этих пунктов не выполняется в нетрадиционных религиозных движениях, тоталитарных деструктивных культах, обладающих не конструктивным, а деструктивным потенциалом как для личности зависимого человека, так и для общества в целом, присутствуя в профессиональных светских и духовно-ориентированных на традиционные для России вероисповедания программах.

При этом необходимо абсолютно четко понимать, что одну из ключевых ролей роль в профилактике различных форм зависимого поведения и экстремизма играет укрепление национальной безопасности через поддержку духовно-ориентированных подходов в воспитании подрастающего поколения с использованием ресурса созидательных и традиционных для России религиозных объединений.

В условиях расширяющейся гибридной войны против России, а также ее народов, необходима конкретная помощь государственным, общественным и иным организациям в координации патриотических сил общества в их усилиях по противодействию деструктивным культам (сектам), содействие государству в сохранении единства духовно-религиозного пространства России, позитивных традиционных духовных и нравственных устоев общества.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31.12.2015 г. указано следующее: «Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение ... духовных потребностей граждан... Угрозами национальной безопасности ... являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии. ... Укреплению национальной безопасности способствует создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрение принципов духовно-нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику...».

Однако, сбор и систематизация сведений о реальном состоянии духовной безопасности в России чрезвычайно затруднены. Реальное положение дел определяется лишь громкими скандалами и трагедиями, где ключевую роль сыграли члены религиозных организаций экстремистской направленности, деструктивных культов. До настоящего времени в стране нет единой системы государственного мониторинга в этой области, позволяющей государству контролировать, учитывать и предотвращать социально опасные последствия деятельности тоталитарных деструктивных культов (сект), несмотря на то, что это является одной из основ охраны национальной безопасности России.

Для позитивного развития духовных потребностей граждан, эффективного противодействия тоталитарным деструктивным культам в нашей стране, в том числе реализующим вербовочные проекты под прикрытием «реабилитационной»  деятельности в сфере оказания социальной помощи алко- и наркозависимым и их родственникам, жизненно необходима общегосударственная система обеспечения духовной безопасности, состоящая из трех гармоничных направлений.

1.                  Поддержка таких отношений между субъектами общественной жизни, которые обеспечивают благоприятные условия для созидательной духовной жизни и здорового духовного развития;

2.                  Обеспечение защищенности жизненно важных духовных интересов и потребностей личности, семьи, общества и государства;

3.                  Формирование способности человека (личности), семьи, общества и государства сохранять и развивать позитивные, созидательные формы духовности.

В настоящее время укрепление духовной безопасности России должно перейти от теоретических размышлений и подготовительных планов к конкретным и скоординированным действиям всех государственных и общественных институтов.

В системе национальной безопасности России должна в обязательном порядке действовать система духовно-нравственной безопасности, неотъемлемо включающая в себя и религиозную составляющую.

Негативный пример ее отсутствия - дестабилизация политической и социально-экономической ситуации на Украине и в ряде иных государств Ближнего и Дальнего Зарубежья, в которой деструктивные религиозные культы, современные псевдорелигиозные новообразования сыграли одну из ключевых ролей.

Сложившаяся однозначно неблагоприятная ситуация, вместе с отсутствием мощного координационного центра, способного вместо упраздненной 5 апреля 2016 года Указом Президента РФ В.В. Путина ФСКН России навести порядок в данном сегменте оказания столь необходимых российскому обществу услуг, особенно в свете того, кто пытается занять место государства, требует создания, разработки, отлаживания и реализация на регулярной основе механизмов поддержки альтернативных совместных государственно-общественных, государственно-церковных и церковно-общественных проектов. Со здоровыми во всех отношениях организациями и структурами.

Информация о прошедшей 25-26.05.2017 г. в Москве Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профилактика аддиктивных расстройств: биопсихосоциодуховный подход» размещена здесь: www.addictconf.ru                  

Программа мероприятия с видеозаписью выступлений всех участников и презентациями их докладов здесь: www.addictconf.ru/raspisanie

Презентация к докладу автора размещена по ссылке https://docs.wixstatic.com/ugd/ea85c9_1b066a84a158451ea1b53a8b053f7196.pdf

Видеозапись выступления автора: https://youtu.be/oxMiNpJqUlI

Текст доклада находится в неполном соответствии с видеозаписью в связи с ограничением времени для выступления на конференции.

Н.В. Каклюгин - врач психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае

Источник: https://www.addictconf.ru/kopiya-uchastniki-3