Нам вверена весть о надежде. Худиев С. Л.
Многие говорят о том, что нынешнее время открывает особые возможности для проповеди и Евангелия и служения Церкви. И это верно; то, что происходит, занимает определенное место в промысле Божием, и попущено Богом с определенной целью. Но как нам понять, что нам делать в этой ситуации, и чего от нас ожидает Спаситель?
Прежде всего, нам стоит вспомнить, в чем состоит то послание, которое нам вверено.
Евангелие — это возвещение Апостолов о том, что Бог стал человеком в Иисусе Христе. Христос умер за наши грехи и приобрел для нас дар прощения грехов и вечной жизни. Мы усваиваем этот дар покаянием и верой, пребывая в Церкви. Причем это возвещение носит глубоко личный характер. Писание говорит о том, что Бог создал каждого человека лично, индивидуально, «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей» (Пс.138:13), о каждом имеет Свой замысел « Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138:16)
Христос умер за каждого человека лично, как говорит святой Апостол Павел, «живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:20)
Христос призывает каждого человека — включая того, с кем мы сейчас разговариваем — обратиться, уверовать и обрести жизнь вечную и блаженную.
Наше время в определенном отношении лучше, а в определенном — хуже для проповеди этой вести.
Трагические события, которые мы переживаем, разрушили ложное чувство покоя и безопасности. До 24 февраля можно было тихо радоваться тому, что жизнь неуклонно улучшалась все эти двадцать лет, становилась все более безопасной, комфортной и приветливой. Особенно в Москве, которая стала самым благоустроенным мегаполисом мира. Это возрастающее переживание удобства и безопасности маскировало от людей ту фундаментальную реальность, с которой мы все обречены столкнуться рано или поздно — мы живем в падшем мире, глубоко пораженном грехом, и сами являемся грешными и смертными существами. Здесь мы находимся в земле изгнания, и ищем небесного отечества, как говорит Писание: «ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14)
Жизнь коротка и ненадежна и страдание и смерть может войти в нее в любой момент. Это было так и до 24 февраля — и большинство смертей и сейчас не имеют отношения к военным действиям. Люди умирают, как умирали до этого — от рака, от сердечно-сосудистых заболеваний, в результате автокатастроф и других бедствий.
Мы все неизбежно обречены умереть — и это было так и раньше, просто в последнее время это стало более очевидным. Люди пытаются спрятать от себя факт своей смертности — потому что реальность смерти глубоко удручает их — но он вновь и вновь напоминает о себе.
И вот Евангелие говорит, что смерть может и не быть источником гнетущей тоски и ужаса. В сознании нашей неизбежной смертности может быть радость и надежда. Как говорит Святой Апостол Павел, «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил.1:23) Смерть благочестивого христианина — это переход к «несравненно лучшему», это самое радостное и утешительное, что с ним только может случиться. Как еще говорит Апостол, мы «воздыхаем» в ожидании дня, когда мы переселимся из этого мира скорбей и испытаний в наш небесный дом: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2Кор.5:1,2)
Как говорит в своем «Слове о смертности» святитель Киприан Карфагенский, ободряя свою паству среди эпидемии, «И приятно же оставаться надолго здесь, среди мечей диавольских, когда, при быстро распространяющейся смерти, следовало бы тем с большею охотою и желанием спешить ко Христу, Который говорит в наставление наше: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Иоан.16:20)! Кто не желал бы избавиться от печали? Кто не поспешил бы насладиться радостью? Господь же Сам объясняет условия, при которых печаль наша обратится в радость; Он говорит: «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоан.16:22). Итак, если видеть Христа значит радоваться; если не может быть для нас радости без лицезрения Христова: то какая же это слепота ума, какое бессмыслие – любить тяготы, скорби и горести мирские и не спешить к радости, которой никто отнять от нас не может?»
Святой Апостол Павел, ожидая своей мученической кончины, говорит «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2Тим.4:7,8)
Если мы отзовемся на Евангелие покаянием и верой и посвятим нашу жизнь Господу нашему Иисусу Христу, мы придем к порогу смерти не с тоской, ни с ужасом, а с сознанием того, что мы сделали правильный выбор и умираем в доброй надежде.
Итак, сознание людьми нашей общей смертности помогает проповеди Евангелия. Но есть и то, что затрудняет. Острое переживание трагизма борьбы, негодование на противников, полная поглощенность происходящими событиями, побуждает людей видеть все — в том числе Евангелие — через призму их политической позиции.
Это, с одной стороны, побуждает людей приветствовать присутствие «религии» — но не в том качестве, в котором это было бы уместно. Люди, поглощенные борьбой, видят в Православии просто еще один ресурс, который можно было бы задействовать для достижения целей, которые они считают самыми важными и в которых заинтересованы гораздо острее, чем в вечном спасении.
Да и у нас самих существует соблазн предложить им этот ресурс. Но это было бы ошибкой. Если Евангелие истинно, то оно бесконечно важнее чего бы то ни было еще. Христос — самая важная Личность в мироздании, и только Его суждение имеет значение. Он есть Господь, Создатель и Владыка вселенной, мы все созданы Им и для Него. В Его руках наша временная и вечная участь, и подлинное благо как наше, так и других людей — только в Нем. Именно Он определяет судьбы как отдельных людей, так и народов.
Ставить Евангелие на службу каким-то еще задачам — даже если они представляются нам безусловно благими и очень важными — значит подразумевать, что оно не истинно, что это просто миф подобный другим мифам, психологическое и культурное влияние которого можно использовать в каких-то действительно нужных и важных целях.
Потому что если Христос воскрес — и то, что Он говорит о Себе и что о Нем говорят Апостолы — правда, то Он не может быть на службе чему-то еще. Он может быть только Господом, но не союзником и не слугой.
Поверить в Него — значит пережить глубочайший переворот в своей жизни, и полностью переопределить свои цели и ценности. С нуля, как если бы человек, используя библейский образ, умер и воскрес из мертвых.
Беда в том, что люди, привыкшие находить смысл жизни в политической сфере, видят в Церкви своего рода политическую партию, предназначенную для решения политических задач, при этом одни приветствуют ее как союзницу, а другие проклинают, как противницу — при этом те и другие просто не обращают внимания на то возвещение, которое составляет сущность Церкви — о Боге, который воплотился в Иисусе Христе, приобрел дар для нас дар вечного спасения Своей Жертвой, и призывает нас принять этот дар через покаяние и веру.
Это затрудняет нашу миссию, но не уничтожает тех возможностей, которые открывает это время. Нам вверено послание надежды, преодолевающей все — и саму смерть. И мы призваны с верностью его возвещать.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии