Нам даётся возможность быть на первых рубежах этого служения. Протоиерей Александр Шаргунов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Евангелие Великого Вторника

 
Одна из главных тем в Евангелии, которое мы слышим за литургией Великого Вторника, — притча о талантах. Можно подумать, что эта притча о последнем Страшном Суде. На самом деле речь идёт о сегодняшнем дне, о каждом дне нашей жизни. Мы должны услышать в этой притче три вопроса. Какое сокровище вверяет нам Господь? Что означает Его отправление в чужую страну? И наконец что происходит, когда Он возвращается?
 
Сокровище, которое Он вверяет нам, — Его богатство. И это богатство — мы. Мы — Его самое драгоценное достояние. Каждый из нас — дар от Бога и Богу, единственный и неповторимый. Потому все — благодать. И мы не должны поступать как тот ленивый раб, который всего боится, потому что все время сравнивает себя с другими. В некотором смысле никто из нас не принял больше или меньше других, потому что каждый из нас — единственный и неповторимый. И все мы — драгоценное достояние нашего Господа. Со всей нашей ограниченностью, со всеми нашими недостатками и грехами. В этом — чудо Господне. Не забудем и о наших скорбях. По мере того как проходят дни и годы, все более обнаруживается очень тяжелая часть нашей жизни и нас самих. Эти скорби многоразличны. Но благодаря им все более насущной становится всеобщая церковная молитва о просвещении мира. Всюду Господь обращается к людям с проповедью о спасении, посылая им скорби. Скорби это то, что прежде всего характеризует историю человечества и особенно нашу эпоху. В наших скорбях, какими бы они ни были, сокрыто великое сокровище любви, сокровище сострадания, несущее жизнь. Где бы мы ни находились, сколь бы немощны мы ни были, нам дается возможность быть на первых рубежах этого служения любви нашего Спасителя. Потому что, принимая драгоценные Тело и Кровь Христовы, мы становимся сокровищем Бога.
 
Но в начале притчи сказано, что наш Господин отправляется в далекое странствие и возвращается только спустя долгое время. Что означает это отсутствие? Разумеется, не отсутствие Господа в нашей жизни. Но это означает некоторое расстояние между Его дарами, которые Он не перестает нам щедро давать, и нашим ответом на эти дары. В этом расстоянии — все наше Божественное величие: мы можем решиться рисковать нашей жизнью ради Него. Здесь — все решающий, постоянно длящийся момент: наша жизнь может стать либо плодоносной, либо бесплодной. Мы можем быть едиными с Ним, единственным Слугой всех, либо остаться одни, при своих интересах. И в этом служении Господу, в этом нашем служении, в служении Церкви не существует ни увольнения с работы, ни безработицы. Кем бы мы ни были, мы — посланные Богом. И мы должны рисковать нашей жизнью, какие бы скорби ни скрывались за этим.
 
Но как можем мы принести плод? Непостижимым образом в этой тайне — все Евангелие, Евангелие Креста Христова, которое нам Богом дано и которое мы должны больше жизни своей хранить и в то же время непрестанно тратить. Да, тратить. «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, — говорит Христос, — а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16, 25). Это то, что превосходит всякое разумение, это безумие и соблазн для ищущих земного успеха. Истинный плод жизни обретается через растрачивание жизни. Но будем осторожны. Это не имеет ничего общего с так называемым активизмом, с такой внешней деятельностью, через которую мы пытаемся реализовать себя.
 
Нет, мы должны тратить сокровище, которым мы становимся даром Христовой любви, совершая исход из себя. Потому что если все освящается в нас благодатью, наши поступки должны быть поступками благодати, даже в самых великих скорбях. И особенно в них. Ибо ничто не может быть потеряно во Христе. Теперь мы можем сказать, что происходит, когда Господь возвращается. Это происходит непрестанно. «Вниди в радость Господа своего». Что это за радость? И как войти в нее? Господь говорит на Тайной Вечери: «Я уже не называют вас рабами, вы — друзья Мои». Мы — чада Отца Небесного во Христе Иисусе Господе нашем, а Его служение — служение отдающей Себя любви, дружбы с Богом. Если мы друзья Его, мы можем войти в Его радость. Но это означает прежде решимость всецело принадлежать Его Кресту, Его Церкви, жизни всех, кто стенает в отчаянии, в скорби, кто ничего не понимает в своей жизни, кто не знает Бога. Всецело принадлежать Его Кресту, без которого нельзя ничего сделать.
 
Не будем забывать, что вхождение в радость Господа своего — иногда бывает очень горьким. Почему? Потому что чтобы войти в эти тесные врата, надо оставить многое, лучше сказать, все — перед этими вратами. И когда мы говорим, что это требуется делать каждый день, это значит, что много бывает непредвиденного в нашей жизни, и это непредвиденное прежде всего — другие, те самые нелюбимые нами «другие». И эти другие — то, что Божественно. Другие это всегда Он — Тот, Кто возвращается из странствия в час, когда Его меньше всего ждут.
 
Что должны мы принести Господу за этими богослужениями и что принесем мы Ему после них, благодаря Господа за Его непостижимые милости? Конечно же, это сокровище, которое нам вверено, эту волю рисковать нашей жизнью ради Него, ради наших братьев, не страшась никаких скорбей. В этом наше поклонение Кресту Христову и Воскресению, здесь драгоценная Кровь Христова соединяется с нашей. «Вы еще не до крови подвизались за заповедь Божию», — говорит апостол. Отсюда, из этой чаши приношения Господа и Его святых, изливается жизнь на многих во оставление грехов. Только приобщаясь ей, становимся и мы во Христе служением миру.