Найти общее: три советских фильма и Православие. Назар Головко
Большая проблема верующего человека – формализм. Что это такое и как сделать так, чтобы его не было? Расскажем об этом на примере нескольких фильмов.
Бывает так, что посещение храма, молитвы утренние и вечерние, и даже участие в Таинствах Исповеди и Причастия – все становится привычным, обыденным и постепенно превращается в формальность. «Так надо», – говорим мы и продолжаем делать то, что не приносит ни радости, ни тем более, живого ощущения присутствия Бога. В силу каких-то определенных причин человек может достаточно долго в таком состоянии оставаться в Церкви и с виду быть вполне себе «правильным» христианином. Но очень часто происходит другое – ему все надоедает и он становится «воскресным христианином». О своей вере в Бога он вспоминает раз в неделю, заповеди Божии воспринимаются как набор запретов, привносящие в жизнь тусклость и серость, а мир вне Церкви снова манит и притягивает. Почему же так происходит?
«Воскресный христианин» о своей вере в Бога вспоминает раз в неделю, заповеди Божии воспринимаются как набор запретов, привносящие в жизнь тусклость и серость, а мир вне Церкви снова манит и притягивает.
Для того, чтобы попытаться ответить на этот вопрос, обратимся к светским источникам информации. Так как очевидно, что проблема формализма – не нова. Ее уже давно пытаются разрешить светские психологи, социологи и философы. Часто эта проблема поднималась и в кинематографе. Особенно в советском. Поэтому, для того, чтобы попытаться дать ответ о причинах формализма и способах борьбы с этим явлением, мы рассмотрим несколько кинокартин, снятых до начала 90-х. Предупреждаем о спойлерах.
«Мы, нижепописавшиеся…»
Афиша фильма «Мы, нижепописавшиеся…». Фото: ruspekh.ru
Все действие фильма проходит в купе и в коридоре поезда, в котором едет комиссия, не подписавшая акт приема в эксплуатацию хлебозавода, и главный диспечер СМУ, строившего этот завод со своей женой и начальником производственного отдела. Задача диспечера Шиндина, роль которого великолепно исполнил Леонид Куравлев, любым способом убедить комиссию подписать документы. Для этого он прибегает к разного рода ухищрениям, которые, однако, желанного результата не дают. Отчаявшись, Шиндин выбрасывает подписные листы и встретив главу комиссии Девятова в коридоре поезда, пытается объяснить ему свою позицию.
Разговор Шиндина и Девятова, несомненно, самый важный момент в фильме. По сути, герой Леонида Куравлева исповедывается Девятову (которого сыграл Юрий Яковлев). Его речь многое объясняет. По словам Шиндина, если завод не пустят в эксплуатацию, то из СМУ выживут его начальника Егорова — честного и талантливого человека, архитектора-новатора, «философа сельского строительства». Противник Егорова, начальник стройтреста Грижелюк, является человеком, которого беспокоят только цифры. Для него отчетность – важнее целесообразности, пользы или качества. Главное – построить, а как, для кого – не имеет значения. Грижелюк – типичный карьерист. Тогда как Егоров – это человек, который думает о людях.
Ключевой момент фильма, разговор Шиндина и Девятова. Фото: tvbesedka.com
Например, Грижелюк построил в селе огромный клуб, в который никто не ходит, потому что некому. Это здание не нужно. В то же время, Егоров предложил, чтобы колхозники, для которых СМУ возводит жилые дома, сами принимали и заказывали материалы, следили за качеством стройки и принимали работу. Хорошо? Да. Но такое предложение не понравилось Грижелюку и его начальству. Главное-то, построить. А вот качество… Кого оно волнует?
Что было дальше – смотрите сами. Фильм действительно того стоит. Ведь по сути те принципы, о которых говорится в картине можно применить ко всем сторонам нашей жизни. К вере, в том числе. Ведь бывает, что мы с вами совершенно не заботимся о качестве молитвы, не думаем о том, зачем и Кому мы молимся. Главное – вычитать, «исполнить правило». Точно так же относимся к богослужению и другим христианским обязанностям. Так, приходя на службу, проводим время в праздных беседах с соседями по месту в храме, думаем о том, чтобы побыстрее «все» кончилось, отвлекаемся на разглядывание присутствующих и т.д. А потом утешаем себя, что в храме были, на службе постояли, вроде как и исполнили все, что положено. Цифры – вот, что нас волнует больше, чем качество.
Бывает, что мы с вами совершенно не заботимся о качестве молитвы, не думаем о том, зачем и Кому мы молимся. Главное – вычитать, «исполнить правило».
Бывает, что и священники больше заботятся о строительстве храма, а не о том, кто будет туда ходить и как люди будут себя в нем чувствовать. Пышность и великолепие здания, построенного для молитвы Богу, часто не компенсируется, если так можно выразиться, качеством тех прихожан, кто на эту молитву приходит. Воскресные школы, беседы перед крещением и венчанием, и даже исповедь и другие Таинства Церкви – все превращается в формальность, цифры, отчеты.
Такое положение дел никак не может служить на пользу Церкви и приносит, соответсвенно, только вред. Нам уже давно пора понять, что строительство храма без строительства общины, без «строительства» души каждого отдельно взятого прихожанина – никакой пользы не принесет. Да, формально, на бумаге, у нас будет много храмов, много школ и благотворительных отделов. Но важно ведь не это. Важны-то люди, их вера в Бога, их отношения с Ним. Вот о чем надо помнить священнику и архиерею.
«Премия»
Афиша фильма «Премия». Фото: kritikanstvo.ru
В связи со сказанным, позвольте обратить ваше внимание на незаслуженно забытый фильм «Премия». Фабула его проста – бригада из 17 человек, которой руководит бригадир Василий Потапов (Евгений Леонов) отказалась от премии, выигранную трестом по итогам соцсоревнования. По мнению Потапова, эта премия незаслуженна, потому что в прошлом году руководство треста ходатайствовало перед главком о корректировке установленного плана «по объективным причинам». План был сокращён, благодаря чему трест план перевыполнил, а рабочие получили денежное вознаграждение.
Потапов считает, что план сокращать не надо было. Что трест вполне мог его выполнить, а все проблемы на стройке связаны с отвратительной организацией рабочего процесса. Например, его бригада простояла без работы (не было бетона) большую часть рабочего времени, а потом, когда бетон подвезли, они залили фундамент, который оказался не нужен уже на следующий день. Таких моментов за год набралось огромное множество. В конечном итоге, каждый рабочий бригады Потапова недополучил по 400 рублей. Именно поэтому премия в 40 рублей воспринимается членами бригады как издевательство.
«Дайте нам нормально работать, и никакая премия нам не нужна», – вот их девиз.
Пренебрежение рабочими обязанностями, халатность и безответственность – вот те проблемы, которые, по мнению Потапова, надо решать. Все делается как-нибудь, на скорую руку, бездумно и наплевательски. Те, кто хочет работать – простаивают без работы, а те, кто работать не хочет – довольны своим положением. Так быть не должно. Потому что, если бы все относились к своим обязанностям с должной степенью ответственности, ситуация в корне и очень скоро изменилась бы.
Пренебрежение своими христианскими обязанностями и создает у нас картину мнимого успеха, который на фоне «других» выглядит вполне достойным. Нам не «соревноваться» надо, а совершенствоваться.
Опять же, многие слова и принципы этого фильма можно применить и к нам, людям Церкви. Ведь мы тоже часто безответственно и большой долей пренебрежения подходим к организации своего «рабочего» (читай, молитвенного) процесса. Вместо того, чтобы действительно молиться в храме – мы, в лучшем случае, просто стоим, в худшем – осуждаем, празднословим, изнываем от тоски.
Кадр из фильма. Фото: Дом кино
Такое же положение вещей сохраняется и во время домашней молитвы. Мы не переживаем о ее качестве, а сводим все к «выполнению плана». И если «план» домашнего правила нам не подходит – бежим к духовнику, просим его сократить, отменить, облегчить. При этом Причастие воспринимаем как заслуженную «премию», подготовка к которой заняла у нас минимум времени.
Мы все пытаемся упростить, сделать менее духовно-затратным. Нас больше интересует тот «минимум», который нужен, чем то, что мы действительно в силах осуществить. Пренебрежение своими христианскими обязанностями и создает у нас картину мнимого успеха, который на фоне «других» выглядит вполне достойным. Нам не «соревноваться» надо, а совершенствоваться.
«Будьте святы, как Я Свят», – вот наша задача-максимум, к которой надо стремиться.
«Инспектор ГАИ»
Афиша фильма «Инспектор ГАИ». Фото: kinopoisk.ru
Да, в стремлении к святости нас ждут многие препятствия. Непонимание со стороны семьи, коллег по работе, друзей и знакомых. Нас могут осуждать, если мы поставим принципы Евангелия выше, чем принципы человеческие. Нас могут презирать и унижать. И тут важно дать самому себе ответ – ради чего все это?
Мы не можем отменить, даже если очень сильно захотим, библейские принципы. Потому что они – обязательны для всех и на все времена. Ведь речь идет не просто о нашей земной, временной жизни, а о жизни вечной. И здесь любая ошибка – чревата самыми серьезными последствиями.
Похожая ситуация развертывается в фильме «Инспектор ГАИ». Сотрудник госавтоинспекции (Сергей Никоненко) останавливает за превышение скорости начальника автосервиса (Никита Михалков). Делает ему предупреждение и пробивает талон. Однако эта ситуация ничему директора не научила и он попадается второй раз. Между милиционером и директором происходит диалог, во время которого герой Никиты Михалкова пытается убедить молодого гаишника, что правила – «они не для всех». По его мнению, чиж не может и не должен летать как воробей. На что милиционер резонно замечает, что речь идет не полетах, а о дороге, где правила для всех одинаковы. И тут же, как бы в подтверждение его слов, случается авария…
Кадр из фильма. Фото: kinopoisk.ru
В конченом итоге их противостояние разгорается в настоящий конфликт, в который были втянуты начальство и высшие чиновники района.
Нас интересует другое. Ведь в словах сотрудника ГАИ – правда. Потому что, действительно, есть такие правила, которые обязательны для всех. И это не только правила дорожного движения, это не только закон и Конституция, но и, в первую очередь, Евангелие и Библия вообще. Мы не можем отменить, даже если очень сильно захотим, библейские принципы. Потому, что они истинны, а потому – обязательны для всех и на все времена. Ведь речь идет не просто о нашей земной, временной жизни, а о жизни вечной. И здесь любая ошибка – чревата самыми серьезными последствиями.
А теперь подведем итоги
Вернемся к началу нашей статьи. Что же делать с формализмом? Как сделать так, чтобы свести его к минимум?
Первое – очень серьезно относится к своей вере и к своим христианским обязанностям. Не должно быть пренебрежения, расхлябанности, безответственности. Стали на молитву – молимся, пришли в храм – молимся.
Второе – будем исполнять все, заботясь о качестве, а не о цифрах. Важно не просто вычитать и поставить галочку, а помолиться. Пусть за то время, что вы отвели на правило, вы не успеете прочитать все положенные молитвы. Зато те, что успеете, действительно наполнят вашу душу радостью от присутствия Бога и Его благодатью.
Третье. Давайте помнить, что наша конечная цель – это святость. Что Евангелие и его принципы – для всех, на все времена. Без соблюдения правил Библии, без правильного отношения к тому, что говорит Церковь, достичь святости мы не сможем.
А к меньшему и стремиться не надо.
https://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/74543-najti-obshheje-tri-sovets...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии