Найден ассирийский военный лагерь времени осады Иерусалима, описанный в библейской Четвертой книге царств

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Найден ассирийский военный лагерь времени осады Иерусалима, описанный в библейской Четвертой книге царств
Речь идет о лагере царя Сеннахирима, осаждавшего Лахиш и Иерусалим

ИЕРУСАЛИМ. Военные лагеря, использовавшиеся ассирийским царем Сеннахиримом, чьи подвиги при осаде Лахиса и Иерусалима подробно описаны в Библии, наконец-то идентифицированы, утверждает Стивен Комптон, которого цитирует интернет-издание Live Science.

Во время набегов, которые произошли около 701 г. до н. э., ассирийцы контролировали быстро растущую империю, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря.

Осада Лахиша и Иерусалима часто упоминается в Ветхом Завете и предположительно закончилась, когда «ангел Господень вышел и умертвил сто восемьдесят пять тысяч в ассирийском стане» возле Иерусалима (4 Царств 19:35).

Однако древние ассирийские надписи рассказывают другую историю, утверждая, что Езекия, царь Иудеи, заплатил большую дань, чтобы заставить ассирийцев уйти.

В Британском музее в Лондоне есть рельеф, изображающий осаду Лахиша и ассирийский лагерь. Стивен Комптон, независимый ученый, специализирующийся на ближневосточной археологии, сравнил этот рельеф с фотографиями начала и середины 20 века, на которых изображен Лахиш. Он определил место к северу от Лахиша с строением овальной формы со стенами, которое, по его мнению, могло быть лагерем ассирийцев.

Комптон отметил, что ассирийские лагеря имели овальную форму. Арабское название предполагаемого лагеря — «Хирбет аль-Мудаввара», а в средние века слово «Мудаввара» могло означать место, где размещался военный лагерь.

Это говорит о том, что люди, жившие на этом месте в более поздние времена, знали, что древние ассирийцы использовали его в качестве лагеря, отметил Комптон в статье, опубликованной в июньском номере журнала Near Eastern Archeology.

Кроме того, археологические исследования, проведенные в начале 20-го века, обнаружили остатки керамических черепков, стиль которых датируется примерно тем временем, когда Сеннахирим осадил Лахиш, отметил Комптон.

Он рассказал, что отправил копию своей статьи археологам, работающим на раскопках в Лахише, и надеется, что будущие раскопки прольют свет на то, находился ли там ассирийский лагерь.

В случае с иерусалимским лагерем Комптон использовал старые аэрофотоснимки и записи археологических раскопок XIX века для исследования ландшафта. Он отметил, что в 1881–1882 годах Фонд исследования Палестины (PEF) обнаружил стены на участке под названием Джебель-эль-Мудаввара, расположенном к северу от Храмовой горы. Фонд исследования Палестины —некоммерческая организация, которая содействует исследованиям в регионе.

Археологи XIX века думали, что это был римский лагерь, но результаты раскопок показывают, что лагерь имеет овальную форму.

«Римские военные лагеря имели прямоугольную форму, тогда как фотографии показывают, что они были примерно овальной формы, что соответствовало ассирийскому лагерю», — писал Комптон. Кроме того, в источниках XIX века для описания этого места опять же используется название «Мудаввара» — название, связанное с военными лагерями.

Если это место, где Сеннахирим разбил лагерь для осады Иерусалима, то это также может быть Нов – место, где когда-то находилась Скиния, переносное святилище, построенное Моисеем, сказал Комптон.

Библия утверждает, что Скиния была построена в Нобе и что в Нобе Сеннахирим остановился, чтобы напасть на Иерусалим.

История этого места в 20-м веке может затруднить проведение там новых раскопок. В 1930-х годах британцы построили на этом месте склад боеприпасов, и оно стало известно как «Холм боеприпасов». В 1948 году иорданская армия разместила на этом месте солдат и построила ряд траншей и укреплений. А в 1967 году здесь произошла кровопролитная битва между израильтянами и иорданскими войсками, в результате которой израильские войска взяли высоту. Сегодня здесь расположен музей и мемориальный комплекс.

Ученые, не участвовавшие в исследовании, разделили мнения о результатах. Некоторые отметили, что идея о том, что стоянка Хирбет аль-Мудаввара в Лахише является ассирийским лагерем, вполне правдоподобна.

«Случай с Лахишем является самым интересным», — сказал Исраэль Финкельштейн, почетный профессор археологии Тель-Авивского университета. — «Следующее, что нужно сделать, это проверить подозрительный участок на местах».

Эккарт Фрам, профессор ассириологии в Йельском университете, сказал, что вполне возможно, что Хирбет аль-Мудаввара был ассирийским осадным лагерем.

Однако другие сомневаются. Дэвид Усишкин, почетный профессор археологии Тель-Авивского университета, который провел обширные исследования в Лахише, рассказал, что, по его мнению, осадный лагерь находился к юго-западу от Лахиша.

Между тем, идея Джебель-эль-Мудаввары как осадного лагеря Иерусалима получила отрицательный отклик. Эккарт Фрам сказал, что ассирийские надписи предполагают, что, хотя Сеннахирим блокировал Иерусалим, он не пытался взять его штурмом или с помощью осадных машин. В ассирийских источниках говорится, что Сеннахирим построил «укрепленные сооружения» для блокады Иерусалима, а не для строительства отдельного лагеря, сказал Фрам.

Эккарт Фрам также не согласился со значением арабского слова «мудаввара», заявив, что оно не обязательно относится к месту, где султан ставил свою палатку. «Основное значение арабского слова «мудаввара», если я не сильно ошибаюсь, — это «круглое место» — и, на мой взгляд, множество различных аль-мудаввара, обсуждаемых автором, просто указывают на округлость структуры, которую описывает этот термин», — сказал Фрам.

Ряд авторов считают, что потребуются дальнейшие расследования. Мордехай Коган, почетный профессор археологии Еврейского университета в Иерусалиме, рассказал, что ландшафт, в котором расположены эти места, может сделать их идеальными для ассирийских военных лагерей, но также сказал, что необходимы новые археологические раскопки.

https://sedmitza.ru/text/10410773.html