"Наибольший интерес для читателей представляют церкви так называемого «альтернативного православия»..."

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Андрей Гайосинскас с дочерью ПолинойВ настоящее время российское интернет-пространство, мягко говоря, не изобилует ресурсами, специализирующимися на изучении современных разделений в христианском мире. Если анализом деятельности «новых религиозных движений» («сект») занимаются десятки веб-сайтов, то большого интереса к систематическому изучению церковных расколов практически не наблюдается. Единственным исключением на протяжении многих лет являлся интернет-проект «Иерархия церквей» (http://www.hierarchy.religare.ru/), предлагающий своим читателям справочные данные энциклопедического характера практически по всем существующим или ранее существовавшим церковным разделениям

Сегодня главный редактор сайта «Иерархия церквей» Андрей Игоревич Гайосинскас любезно согласился ответить на вопросы информационно-справочного портала по расколоведению «Анти-Раскол».

- Здравствуйте, уважаемый Андрей Игоревич! Спасибо за согласие дать интервью нашему порталу, посвященному проблематике современных церковных разделений. Редактируемый вами интернет-проект «Иерархия церквей» уже давно известен посетителям российского интернета, интересующихся многообразием течений и направлений, существующих в христианском мире. Как родилась идея создания такого сайта?

Все родилось из склонности к систематизации информации - сперва было лишь желание разобраться в хитросплетении восточнохристианских церквей. И самым удобным для этого казался формат гиперссылок (хотя сперва я его использовал весьма неэффективно). И уже имея некоторые наработки, решил выложить их в интернете. На бесплатном сервисе Народ.ру сайт начал работу в сентябре 2001 года. Так что все началось именно с поптыки разъяснить информацию самому себе, разложить ее по полочкам, а вылилось в полноценный проект. В мае 2005 сайт поменял прописку, присоединившись к проекту «Религия и СМИ», который оказывает техническую поддержку, и фактически раскрутку - за пол года после переезда число посетителей сайта выросло буквально в десять раз. При этом в создании сайта много людей мне помагали информацией по своей узкой специализации, выводя сайт на новый качественный уровень, чего я не смог бы сделать самостоятельно. Также в рамках портала «Религия и СМИ» живет еще один мой около-религиоведческий долгострой - «Христианская жизнь Литвы» (http://religare.ru/11_6_25_335.html)

- Является ли работа над сайтом «Иерархия церквей» основным видом Вашей профессиональной деятельности или это своего рода хобби?

С моей профессиональной деательностью сайт никак не связан. Это хобби, которым я занимаюсь совершенно безвозмездно в свое свободное время. Максимальное «профессиональное» приближение к теме было у меня в университете, когда я слушал курсы (выбранные на чужом факультете) по истории старообрядчества. Именно из-за этого на сайте есть значительное число огрехов и вещей, которые можно было бы достаточно просто исправить (например, проставление ссылок в старых статьях, где их нет; проверка орфографии, правка старых статей, которыми уже давно сам недоволен). В моей жизни центральное место занимает семья, работа также отнимает немало времени, и получается, что сил на монотонную работу просто не остается.

- Какие христианские религиозные организации не подлежат рассмотрению на сайте «Иерархия церквей»?

На данный момент это все нехристианские церкви, а также нелитургические протестантские церкви. Долгое время сайт охватывал только восточнохристианские и католические церкви, позднее были добавлены англиканские и лютеранскиие церкви. Совсем недавно, в ноябре 2009 г., сайт в очередной раз расширился, охватив еще и большую часть так называемого протестантского «мэйнстрима». Также представлены и некоторые нелитургические , и даже фактически нехристианские церкви, которые активно мимикрируют под православие или католицизм.

- История каких христианских религиозных организаций вызывает наибольший интерес у читателей Вашего сайта?

Наибольший интерес для читателей представляют церкви так называемого «альтернативного православия», или, если пользоваться терминологией вашего сайта, православные расколы. Хотя статистика посещений показывает, что практически все разделы вызывают некоторый интерес, совершенно непосещаемых церквей почти нет.

- Как Вы полагаете, с чем связан интерес именно к этим религиозным организациям?

Интерес к православным церквям, находящимся вне общения с Мировым Православием, естественен, так как Православие является традиционной религией России, Украины и Белоруссии. А интерес к близким по типологии к доминирующей конфессии, но по тем или иным причинам ведущим независимое существование, церквям наиболее высок. Так, в Польше или Бразилии наибольший интерес вызывают общины, отделившиеся от Католической церкви.

- Каким принципам изложения информации Вы следуете при публикации материалов? Считаете ли допустимым употребление на сайте «Иерархия церквей» оценочных характеристик?

Сайт стоит на позициях светского религиоведения. Считаю для себя недопустимым оценивать те или иные церковные юрисдикции. Однако, наверное, не всегда удается полностью абстрагироваться и собственное мнение иногда просвечивает. Поэтому всегда рад сотрудничать с самими церквями, вырабатывая нейтральное описание их истории и идеологии. Иногда приходилось сталкиваться и с желанием, чтобы собственная история была написана пристрастно, как и история церковных оппонентов, на что я пойти не могу.

- Вам, конечно же, известно о том, что в дореволюционных православных Духовных семинариях и академиях преподавался курс расколоведения. Как Вы полагаете, актуально ли сегодня развитие этой научной дисциплины?

Мне кажется подобная дисциплина актуальна всегда, так как церковные разделения - это естественная часть жизни церкви. Старые разделения продолжают свою самостоятельную жизнь, возникают новые. Так как любая церковь строит свои отношения с иными юрисдикциями на основе церковных канонов, то большое значение имеет то, как относиться к тем или иным раскольникам. Например, каким способом принимать в Церковь приходящих из других юрисдикций.

- В этой связи у меня возникает вот какой вопрос. Возможно ли развитие светского, внеконфессионального расколоведения как одельной отрасли религиоведения (естественно, с несколько измененным названием)?

Мне кажется, светское расколоведение невозможно в силу самой специфики расколоведения. Светским может быть углубленное изучение определенного сегмента религиозной палитры. Так весьма укоренилось светское изучение старообрядчества, что еще в 19-ом веке было уделом исключительно расколоведения. Точно так же может, и должно, существовать и развиваться изучение православных церквей вне РПЦ. Но это уже будет не светским расколоведением, а одним из направлений обычного религиоведения, также как изучение протестантизма или буддизма, то есть лишенное оценочного компонента оно просто сливается с остальными религиоведческими дисциплинами. Впрочем, расколоведение, как самостоятельная дисциплина, весьма нужна в семинариях (при этом обязательно с региональным компонентом), поскольку в жизни священнослужителя, скорее всего, когда-нибудь да пригодиться. Для примера - на сайте Литовской епархии посетителем был задан вопрос «Что такое Апостольская Православная Церковь?», и отвечающий священник просто не понял, что речь идет о конкретной общине, с которой человек, видимо, столкнулся или о которой услышал.

- И, наконец, последний вопрос. Как Вы оцениваете работу информационно-справочного портала по расколоведению «Анти-раскол»? Что бы Вы могли пожелать его читателям?

На мой взгляд, такой портал очень нужен. Многим требуются четкие ответы на вопросы, заданные именно с точки зрения Русской Православной Церкви. Мне достаточно регулярно задают вопросы именно с желанием получить оценку той или иной юрисдикции с позиций РПЦ. Поэтому как конфессиональный ориентир в сложном мире альтернативного православия (сиречь расколов) сайт должен быть весьма востребован. Кроме того, лично мне особо интересны разделы «События» (некоторое время подумывал - не создать ли подобный раздел у себя, но так как это по сути было бы копирование материалов с других сайтов, да и подобная работа, при более широком спектре охваченных церквей, требует немало времени, от этой мысли отказался) и «Персоналии», где имеются биографии иерархов с фотографиями (о чем также думал, и, ввиду существования на Вашем сайте, теперь точно делать не буду). А читателям хочется пожелать снискать спасение души и жизнь вечную.

Интервью подготовил Александр Слесарев

***

Гайосинскас Андрей Игоревич родился в 1980 году. Уроженец г. Вильнюса (Литва). В 1998-2004 годах учился в Институте Международных Отношений и Политических Наук Вильнюсского Университета (закончил магистратуру по специальности «сравнительная политика»). С 2004 года на дипломатической службе Литовской Республики. Женат, дочери 3 года.


Источник: Анти-Раскол