Наибольшая заповедь. Протоиерей Алексий Уминский
(Матфея 22:35-40; Марка 12:28-34; Луки 10:25-28)
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня евангельское чтение говорит нам о главной заповеди. Некий законник спросил Иисуса: «Какая есть наибольшая заповедь в Законе?»
В Ветхом Завете шестьсот тринадцать заповедей. Из них нам наиболее известны десять, которые получил Моисей от Господа на горе Синай. Но Закон Ветхого Завета говорит об очень многих заповедях, – о жертвах, об очищении, регулирующих бытовую и даже гигиеническую жизнь ветхозаветного народа, – и среди них совершенно незаметным, не выделенным образом встречаются эти две заповеди: возлюби «Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6:5) и «ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18). Они даже в Ветхом Завете идут не подряд: в одном месте говорится о любви к Богу, а в совершенно другом месте говорится о любви к ближнему.
Христос говорит вдруг о главном, говорит уже нам, людям Нового Завета. И эти слова, такие простые, ясные, очевидные, ставят всех в тупик. Ведь легко эти слова прочесть, но трудно уразуметь, потому что нет никаких намеков: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22:37). Вот возьми и возлюби. А вот как это сделать — не сказано. Кому надо свечку ставить? Кому надо молебен заказывать? Кому надо акафист читать? Неизвестно. Какие действия надо совершить, чтобы эту заповедь исполнить? Каким образом ее можно исполнить? Как любить Того, кто невидим, непостижим, неизъясним, необъятен, бесконечен и вечен? Как любить Того, Кого ты не знаешь? Невозможно.
И когда человек сталкивается с этой проблемой — любить Того, Кого не знаешь, — возникает искушение придумать себе некоторый образ Бога, понятный, реальный, ощутимый, практически видимый, осязаемый, чтобы как-то наладить с этим Богом отношения. В Ветхом Завете Бог оказался совершенно непознанным, неузнанным, а значит неполюбленным, и поэтому весь Ветхий Завет — это желание исполнить все внешние предписания. Бог Ветхого Завета предстает перед человеком как грозный, мстящий, командующий, наказывающий, постоянно судящий. И если Бог таков, то понятно, что от такого Бога надо все время как-то беречь себя, как-то от Него скрываться, или как-то Его ублажать, или как-то Его задобрить, каким-то образом войти с Ним в договор. Этот договор как бы даже и обозначен Ветхим Заветом — если ты будешь все делать правильно и хорошо, то тебе хорошо будет на земле. И вроде такие отношения могут как-то складываться.
Но ведь Христос говорит о главном, говорит, что главная заповедь для нас — «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею и всем разумением твоим», то есть всем, что у тебя есть, всем, что ты имеешь. Этот путь тогда — очень сложный, потому что действительно любить мы можем только того, кого мы знаем. Более того, когда мы начинаем по-настоящему любить, мы вдруг начинаем и узнавать по-настоящему. Когда люди друг друга любят, они друг друга очень хорошо знают. Причем, не просто знают, а знают со всеми недостатками, слабостями, искажениями, но любят все равно, потому что настолько сильное проникновение любви. Когда люди друг друга любят, они друг друга познают, они даже соединяются друг с другом в тело единое, в плоть едину. Такой образ познания и любви нам дает семья.
А как с Богом? Что нам сделать? Мы, конечно, часто придумываем себе простой образ Бога, с которым нам удобно жить. И тогда понятно, что для того, чтобы с этим Богом нам как-то войти в контакт, образом нашей любви становится исполнение ритуалов. Вот мы ходим в церковь, вот мы по воскресеньям в храме, вот мы исповедуемся и причащаемся, вот мы стараемся не грешить, и таким образом мы как бы исполняем ту заповедь. А потом, прислушиваясь к себе, к своему сердцу, мы понимаем, что это совсем не так, что тут нет речи ни о какой любви, что то, что мы делаем, это некая придуманная форма отношений с непонятным нам Богом, о Котором мы знаем многие вещи, о Котором написано очень много книг, о Котором существуют богословские трактаты, догматы нашей Церкви, которые о Нем говорят. Но о Нем можно много знать, а Его Самого можно совсем не знать.
У нас есть только один способ с Ним познакомиться — это Его слово, когда Он Сам говорит о Себе, когда Он Сам Себя нам являет для того, чтобы мы могли Его встретить и Его узнать. Это Его Сын, это Его Слово. Это Евангелие, которое показывает нам, Кто есть Бог, потому что Отец познается через Сына. Так говорит Христос: «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего» (Ин. 8:19). И дальше говорит: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30). У нас нет другого способа богопознания, кроме как принять эти слова Евангелия, относящиеся лично ко мне, по-настоящему поверить в Евангелие, в те слова, которые говорит Христос, не испугавшись этих слов, а приняв их до конца, и совершенным образом доверить себя в руки Божьи.
Ведь для того, чтобы полюбить Бога, недостаточно просто исполнять какие-то внешние формы благочестия. Если мы просто пойдем путем аскетики и будем стараться умерщвлять свою плоть, или стараться строго поститься, или каким-то образом постоянно с чем-то бороться — ничего не получится, мы просто истощим свои силы и впадем в глубочайшее уныние. Никакой любви мы не обретем.
Любовь можно обрести тогда, когда ты почувствуешь любовь Бога. Это Он любит нас тем самым образом, о котором Он говорит: всем сердцем, всею душею и всем разумением. Не какой-то холодный, отстраненный, неизвестный Бог, безразличный и равнодушный, требует от нас этой любви. Его любовь первична. Она огромная, непостижимая, все собой наполняющая. Как бы с ней встретиться? Как бы ее коснуться? Как бы ее лучик нас просветил?
Это бывает только тогда, когда человек идет навстречу этой любви. Этот путь — очень сложный, здесь нет никаких опор и ориентиров, ничего удобного и привычного, только Слово Божье. Он очень страшен, потому что неизвестен, но когда человек решается довериться Богу и, несмотря ни на что, идет навстречу к Нему, — то он с этой любовью встречается, и она начинает его просветлять. И только с этого момента он начинает узнавать, Кто его Бог, потому что человек доверился Богу, не испугался в руки Божьи впасть и каждый раз говорить в молитве «Да будет воля Твоя». Тогда он встречает Бога. Тогда любовь Божья касается его сердца, и он изменяется, становится другим. И все нелепости, непонимания, ложные образы, которые копошились в человеческом сердце и уме относительно Бога, рассеиваются как дым, и человек понимает, как можно любить Бога всем сердцем. Потому что по-другому Бога никак невозможно любить. Только так.
Только после этого человек может еще кого-то любить по-настоящему — не своей обычной природной любовью, которая несовершенна и не вечна, — а по-настоящему. Это самое главное, что есть в нашей жизни. Это самый главный труд, который наше сердце, и наша душа, и наш разум должны предпринять — доверить себя Богу, стараться познавать Его через это Слово, через соприкосновение с Ним, воспринимая Его как Слово, обращенное лично к моему сердцу. Молить об этом каждый день, чтоб Господь встретился тебе на пути, и ты смог найти в себе силы полностью отдаться в Его руки.
Аминь.
2017
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии