Начало литургии. Митрополит Антоний Сурожский
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Литургия начинается не тогда, когда священник произносит первый возглас; она начинается тогда, когда все верные собираются вместе в храме, составляя Церковь Живого Бога, Царственное священство Его Церкви. Потому так грустно, когда люди приходят поздно, лишая себя этой радости: радости первой встречи, радости совместного предстояния перед лицом Божиим.
Второе существенное качество начала литургии – тишина. Мы приносим с собой множество забот и трудностей; но перед тем, как обратиться к Богу, нам надо обрести тишину. Я подчёркиваю, что те, кто приходит в церковь до начала Литургии, должны пребывать в молчании и собранности; они не приходят сюда для светской встречи, они приходят, чтобы объединиться в молитве.
Те, кто разговариевает, грешет против Бога и против тех, кого они лишают молитвенной тишины. Только в тишине можно обрести молитву; молитва возникает только тогда, когда плоть замолкает и стоит в страхе и трепете перед Богом. Надо учиться молчанию, покою, чтобы услышать и познать тишину храма, так как она есть тишина Божиего присутствия среди нас.
Нам знакома та тишина, которая бывает, когда мы одни, находит на нас и чудесным образом нарушает одиночество; тишина, которая объединяет два существа; тишина, которая обретается в глубине человеческой. Если мы не прерываем эту тишину. То слышм слово, беседу, идущую в глубине человека; тогда наши уста начинают говорить в страхе и трепете. Каждое слово тогда бывает целомудренно, трезво и выражает тишину.
Мы все знаем это состояние; но почему же мы не даём ему вселиться в нас, когда мы стоим пред Богом в Его храме? Из-за беспечности и неопытности. Научимся же приходить рано, научимся соблюдатьтишину и молиться. Не будем прерывать царственную тишину и будем стоять перед Богом, объединимся в одно друг со другом и с Господом. Тогда, молясь первыми словами Литургии, мы сможеи выразить всё богатство, на которое способна душа человеческая, обращённая к Богу. Аминь.
1966 г.
Школа молитвы. Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2003.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии