Начало Евангелия. Священник Феодор Людоговский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Священник Феодор Людоговский

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».

Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

Богоявление – любимый русским народом праздник, однако он несколько затмевается предшествующим ему праздником Рождества Христова. Между тем по своим богослужебным особенностям Богоявление (Крещение, Просвещение) – наверное, самый значимый, самый торжественный среди всех неподвижных двунадесятых Господских праздников. Хотя его предпразднство длится четыре дня – на день меньше, чем у Рождества Христова, но попразднство Богоявления составляет восемь дней (не считая самого дня праздника), это на день длиннее попразднства Воздвижения и на два – Рождества. На вечерне праздника, совершаемой в крещенский сочельник, читается 13 паремий (больше – пятнадцать – только в Великую субботу). И, так же как Воздвижение Креста Господня и Рождество Христово, праздник Крещения обрамлен особыми днями – субботой и воскресеньем перед Богоявлением и субботой и воскресеньем после Богоявления. В эти дни положены свои евангельские и апостольские чтения.

Сегодня, в неделю (воскресенье) перед Богоявлением мы слышим начало Евангелия Иисуса Христа. Конечно, здесь идет речь не столько о начале книги, сколько о начале возвещения Благой Вести о спасении людей Сыном Божиим. И всё же – с чего начинает свое повествование каждый из евангелистов? Если кому-то кажется, что все Евангелия похожи друг на друга, то вот здесь мы как раз увидим существенные отличия.

Крещение Господне. Анреа дель Вероккья

Сын Зеведеев, Апостол Иоанн Богослов, со свойственной ему высотой богомыслия говорит в начале книги о предвечном бытии Божественного Слова. Евангелие от Луки – прозелита, апостола из числа семидесяти, весьма скрупулезно относившегося к источникам, – открывается рассказом о событиях, предшествующих зачатию и рождению Предтечи. Матфей, создавший свое изложение Благой Вести для уверовавших евреев, начинает с родословия Иисуса Христа, сразу переходя к рождению Спасителя. Апостол Марк написал самое краткое Евангелие (его иногда называют историей Страстей с пространным введением): первое, о чем он говорит, – это проповедь Иоанна Предтечи о Мессии.

Евангелист Марк цитирует пророков Ветхого Завета, предрекших явление миру строго аскета, бесстрашного обличителя, проповедника покаяния. Первая цитата – из пророка Малахии (в этом году день его памяти – 3/16 января – приходится как раз на воскресенье перед Крещением Господним). Приведем первые стихи третьей главы этой пророческой книги: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние» (Мал 3:1–4). Исполнение этих слов мы видим в земной жизни Спасителя.

Далее евангелист приводит слова пророка Исаии. Вот что говорит этот великий среди пророков, именуемый нередко ветхозаветным евангелистом: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это» (Ис 40:1–5). Исаия говорит о возвращении избранного Богом народа из вавилонского плена; Марк свидетельствует об искуплении Богочеловеком всех народов земли из рабства греху, из пленения смертью.

Крещение («погружение», «омовение») Иоанна имело прообразовательный, символический характер. Но оно, как и вся жизнь Предтечи, указывало на осуществление в полноте того, что должно было свершиться в последние, мессианские времена: на крещение Духом Святым, ниспосланным от Отца Сыном – Сыном, воплотившимся, родившимся, а впоследствии распятым, воскресшим и вознесшимся на небеса.

А первый шаг к открытому служению Богу и людям Господь Иисус Христос совершил, придя на Иордан и, как и многие иудеи, приняв крещение от святого пророка Иоанна.


Источник: Православие  и мир