На знаменитом «Меленском диптихе» XV века идентифицировано изображение первобытного каменного топора

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
На знаменитом «Меленском диптихе» XV века идентифицировано изображение первобытного каменного топора
Картина Жана Фуке изображает Этьена Шевалье со святым Стефаном и Мадонну с Младенцем в окружении ангелов

КЕМБРИДЖ. Исследователи знаменитого «Меленского диптиха» (около 1455 г.) кисти Жана Фуке: «Этьен Шевалье со Святым Стефаном» и «Мадонна с Младенцем в окружении ангелов» пришли к выводу, что на картине изображено первобытное орудие, сообщает издание Рhys.org.

Более 500 000 лет назад предки человека использовали большие каменные инструменты, известные как «ашельские ручные топоры», чтобы рубить мясо и древесину, а также выкапывать клубни. Эти доисторические инструменты овальной и грушевидной формы, часто изготавливавшиеся из кремня, отслаиваются с обеих сторон и имеют заостренный конец.

Ручные топоры уже давно являются источником интереса в социальной и культурной истории. До эпохи Просвещения в 17 и 18 веках люди думали, что они имеют естественное происхождение, и называли их «громовыми камнями, выпущенными из облаков», причем самые ранние записи об этом датируются серединой 1500-х годов.

Но исследователи из Дартмута и Кембриджского университета установили, что «Меленский диптих», написанный около 1455 г. Жаном Фуке, — вероятно, самое раннее художественное изображение ашельского ручного топора. Оно демонстрирует, что эти предметы привлекали внимание людей в еще более раннее время.

Результаты исследования опубликованы в «Кембриджском археологическом журнале».

«Меленский диптих» был заказан Этьеном Шевалье, который был родом из Мелена, Франция, и служил казначеем короля Франции Карла VII. Диптих состоит из двух картин маслом на деревянных панелях: «Этьен Шевалье со Святым Стефаном» слева и «Мадонна с Младенцем в окружении ангелов» справа.

Исследователи обнаружили, что на левой панели, по-видимому, был изображен ашельский ручной топор. На картине Шевалье изображен в малиновой мантии со сложенными вместе руками, как будто он молится, в то время как святой Стефан, его покровитель, стоит рядом с ним и держит в руках Евангелие, на котором лежит каменный предмет, напоминающий первобытный ручной топор. Этот каменный объект символизирует смерть через побивание камнями святого Стефана, первого христианского мученика.

Фуке считается одним из самых выдающихся французских художников до эпохи Возрождения, учитывая его способность работать с масляными красками.

Историки искусства всегда называли камень из «Меленского диптиха» «зазубренным камнем» или «большим острым камнем», но никто никогда не идентифицировал его как нечто, созданное человеком. Однако Стивен Кангас, старший преподаватель факультета истории искусств Дартмутского университета и соавтор исследования, предположил, что это не просто камень.

«Я знал о картине Фуке много лет и всегда думал, что каменный предмет похож на доисторический инструмент», — говорит Кангас. — «Итак, это как бы засело в глубине моего сознания, как то, чем мне нужно было заняться в будущем».

Это будущее наступило в 2021 году, когда Кангас посетил семинар в Дартмуте, посвященный местности Исимила в Танзании, известной своими ручными топорами. С докладом выступил научный сотрудник Монтгомери Чарльз Мусиба, профессор антропологии Университета Колорадо-Денвер и эксперт по происхождению человека в Танзании и Южной Африке.

После семинара Кангас побеседовал с Мусибой и Джереми ДеСильвой, профессором и заведующим кафедрой антропологии Дартмутского университета и соавтором, показав им изображение левой панели «Меленского диптиха». Коллеги-преподаватели согласились, что каменный предмет на картине напоминает ручной топор.

Чтобы исследовать вопрос дальше, ученые сотрудничали с коллегами из Кембриджского университета, которые провели анализ каменного объекта, изображенного на диптихе.

Команда провела три анализа. Они исследовали общую каплевидную форму каменного объекта на картине, используя подход, называемый эллиптическим анализом Фурье, который количественно определяет форму объекта. Они обнаружили, что его форма схожа (в пределах 95%) с другими ашельскими топорами из региона, где была написана картина.

Исследователи изучили цвет каменного предмета и сравнили его с цветом 20 французских ашельских топоров. Хотя цвета на картине, возможно, искажены нанесенными пигментами и лаками, изменение цвета на поверхности объекта в желтые, коричневые и красные оттенки соответствовало другим артефактам, полученным в качестве образцов ручного топора.

Как сообщают соавторы в своем исследовании, высокий уровень цветовых вариаций на поверхности указывает на то, что Фуке подошёл с большой тщательностью и детализацией к тому, чтобы нарисовать каменный предмет.

Инфракрасный анализ картины выявил как подрисовку, так и подмалевок, для которого каменный предмет явно был переработан.

Хотя художник всегда «имеет художественную лицензию» при создании своей работы, вполне возможно, что Фуке копировал настоящий ручной топор или воссоздавал его по памяти.

«Похоже, Фуке проявил особый интерес к каменному предмету, вероятно, потому, что он увидел тот, который поразил его внимание и воображение», — говорит Кангас.

Исследователи подсчитали отщепы на поверхности изображенного на картине каменного предмета. В среднем они обнаружили на поверхности 33 отщепа, что соответствовало среднему показателю, обнаруженному на 30 ручных топорах, случайно выбранных из числа французских ручных топоров.

«Данные нашего анализа формы, цвета и чешуйчатого шрама каменного предмета на картине удивительно согласуются с данными других ашельских топоров из того места, где жил Фуке», — сказал соавтор исследования Джеймс Кларк, аспирант кафедры археологии в Кембриджском университете.

Предыдущие исследования предоставили доказательства того, что виды до Homo sapiens в Европе использовали ашельские ручные топоры, что сделало их одним из старейших используемых инструментов и наиболее изученных артефактов эпохи палеолита.

«Мне нравится идея связать ручной топор — утилитарный предмет, который помог человеческому виду выжить полмиллиона лет назад — со средневековой французской живописью, которая настолько известна, что ее преподают на вводных уроках истории искусства», — говорит ДеСильва. — «От эпохи палеолита до эпохи Возрождения и далее ручные топоры были и продолжают оставаться частью человеческой истории».

https://sedmitza.ru/text/10317924.html