На заре возрождения Русской земли. Ирина Ушакова
Зарей политического и нравственного возрождения Русской земли называл XIV век историк Василий Ключевский. В своей книге «Благодатный воспитатель русского народного духа» он писал: «Внешняя случайная беда грозила превратиться во внутренний хронический недуг; панический ужас одного поколения мог развиться в народную робость, в черту национального характера, и в истории человечества могла бы прибавиться лишняя темная страница, повествующая о том, как нападение азиатского монгола повело к падению великого европейского народа».
Но этого не произошло. Видно, было угодно Богу, чтобы Русская земля сохранилась. В XIV веке в разных ее концах родились будущие духовные столпы – три личности, повлиявшие на ход нашей истории. Это будущий митрополит Московский Алексий – сын черниговского боярина, представлявший южные пределы России; святитель Стефан Пермский – вышедший из северной Руси; и преподобный Сергий Радонежский – святой серединной Руси.
Преподобный Сергий не оставил по себе ни единого письменного документа или записанного поучения, хотя сам даже «книги греческия извыче добре» и воспитал целый сонм учеников за свою полувековую подвижническую деятельность. Почти четверть тогдашних монастырей были основаны учениками или учениками учеников Сергия Радонежского. И один из них – Мефодий Пешношский.
Не дошла до нас история о том, где родился будущий преподобный Мефодий, кем были его родители. Но не трудно догадаться, что рос он в семье, где Бога почитали и людей не обижали. И, быть может, в родительский дом будущего святого зашли странники, которых много ходило по Руси, и, вняв их рассказам, отрок загорелся мечтою послужить Богу. Благословила ли его матушка на дальний путь, вынесла ли ему краюху хлеба в полотенце, не знаем мы. Можно предположить, что, исходив много сёл да погостов, будущий инок увидел, как тяжела народная жизнь, как стонет народ, терпя унижения и беды от татаро-монгольских орд, и решил, что одним ратным трудом горю не поможешь. Тут нужен молитвенный подвиг.
С этими мыслями и привел Господь смиренного отрока к «игумену земли Русской» Сергию Радонежскому. Мефодий стал одним из первых учеников и послушников преподобного, «собеседником и спостником», как называет его летописец. Несколько лет, прожитых под руководством великого подвижника, стали для юного Мефодия школой иноческого жития, школой устроения монастырской обители. Спустя годы он и сам создаст монастырь за полсотни верст от обители своего учителя. В древнем списке учеников святого Сергия Радонежского преподобный Мефодий значится шестнадцатым: между преподобным Саввой Звенигородским и преподобным Романом Киржачским.
Это было тяжелое время становления Московского государства. За два десятилетия до Куликовской битвы, когда набеги татаро-монгольских орд разоряли русские княжества, вокруг Москвы стали возникать светоносные обители Северо-Восточной Руси – как залог будущей победы Православной Руси-России.
По благословению преподобного Сергия он ушел в глушь дубового леса за рекой Яхромой.
Возрастая в вере и укрепляясь на трудном пути воина Христова, преподобный Мефодий стремился к еще большим подвигам труда и молитвы. По благословению преподобного Сергия он удалился в глушь дубового леса за рекой Яхромой, в 25 верстах от Дмитрова. Там и сегодня тянутся необозримые поля, перемежаясь лесными опушками, огибая болота. И если глядеть на эти просторы, то запросто представишь, как брел через широкое поле в осеннюю распутицу молодой монах Мефодий, как сделал он первую засечку на сосне, чтобы вскоре легло это дерево в основание будущего монастыря. На небольшом возвышении среди болота срубил крестьянский сын свою келью – для уединения и молитвенных трудов. Подвиги и труды инока, его усердие в молитве не могли не привлечь к себе таких же подвижников, взыскующих Бога. Так было положено начало монастыря.
В молитве преподобному Мефодию мы называем его «послушания добрый рачитель», то есть человек рачительно, усердно заботящийся о своем деле. Спустя несколько лет преподобный Сергий Радонежский посетил любимого ученика и, увидев, какие невероятные усилия пришлось приложить молодому подвижнику, чтобы выросла эта лесная обитель, дал Мефодию совет построить келью и храм на другом, более сухом и просторном месте.
С благословения преподобного Сергия и было положено основание Николо-Пешношского монастыря, по названию главного храма обители – Никольского. Преподобный Мефодий сам трудился при строении храма и келий; «пеш» (пешком) переходя речушку, что бежала в низине – неподалеку от возводимого монастыря, – перетаскивал через нее тяжелые бревна. Речку от того и назвали Пешношею. И обитель носит имя Пешношской.
Датой основания монастыря стал 1361 год. Сегодня, подходя к старинным храмам, белеющим далеко в полях, и видя возрождение обители, будто слышится из XIV века, как подвозят на лошадках камни для фундамента храма, как трудники в полинялых подрясниках копают глубокий ров за монастырской стеной.
Преподобный Сергий несколько раз посещал своего ученика. В хронике Пешношского монастыря сохранилось упоминание о посещении этой обители преподобным Сергием в 1382 году, когда войска хана Тохтамыша захватили Переславль-Залесский и Москву, а преподобный Сергий с несколькими иноками своей обители «бежа в Тверь» под защиту тверского князя Михаила Александровича.
Преподобный Мефодий и игумен Сергий Радонежский удалялись для бесед и молитв за две версты от обители.
Преподобный Мефодий и игумен Сергий Радонежский, встречаясь в Пешношском монастыре, удалялись для бесед и молитв за две версты от обители. Долгие годы потом в Беседную пустынь к Предтечевой часовне ежегодно 24 июня (по ст. ст.) из монастыря совершался крестный ход.
С 1391 года преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря, более 30 лет возводя эту обитель и окормляя приходящую в нее братию.
Обители, окружившие столицу Русского государства, не раз на протяжении многих веков защищали ее от нашествия иноплеменных, не раз иноки отстаивали монастырь или гибли от рук нехристей – иноземцев. Не миновала чаша сия и Пешношскую обитель. Несколько раз она бывала разорена. И самое, быть может, тяжкое разорение ее постигло в 1611 году, когда литовскими захватчиками были убиты почти все иноки обители. Но в монастырь приходили новые подвижники, возвращались монахи, укрывшиеся от врагов в окрестных лесах, – и продолжалась монастырская жизнь.
Именно в то время становления многих русских монастырей создавались уставы и правила иноческого жития, начинали записываться летописи, формировались особые для определенной местности иконописные школы. В XIV веке в возникавших на Руси обителях читались жития святых: Варлаама Хутынского, преподобных отцов Печерских, в Ближних и Дальних пещерах подвизавшихся, преподобной Марии Египетской, святителя Николая Чудотворца, повесть о Владимирской иконе Божией Матери, слова Андрея Критского и Иоанна Богослова на праздники Рождества и Успения Богоматери и другие духовные книги. Некоторые из них пришли на Русь с Афона, а некоторые сложились уже в нашей земле.
Князь вознегодовал: как посмел кто-то без его ведома селиться на княжеских землях?!
О самом первом благотворителе Николо-Пешношского монастыря записано с устного предания в монастырской летописи иеромонахом Иеронимом. Дмитровский удел там упоминается в числе владений великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Предание гласит, что якобы великому князю Дмитрию сообщили: на его землях поселился некий инок. Князь вознегодовал на него за то, что тот посмел без его ведома селиться на княжеских землях. На все послания княжеских слуг и увещевания сойти с хозяйской земли чернец отвечал отказом. Тогда князь Дмитрий решился сам идти прогнать инока, но на лесной дороге три его лошади упали замертво. Придя пешим к келье монаха, он был поражен нищетой, в которой жил подвижник. Князь повинился. А когда монах повел его к месту, где лежали лошади, и по святым молитвам инока они встали живыми, великий князь Дмитрий Донской стал сам просить молитвенника остаться жить на его земле.
Сын Дмитрия Донского дмитровский князь Петр Дмитриевич (1389–1428) в пример отцу стал вкладчиком и благотворителем Николо-Пешношской обители, что засвидетельствовано уже документально. Он передал монастырю «в Каменском стане села Ивановское, Бестужево, Новоселки, Поповское, Рогачево, Александровское, Нестеровское, Белавино, все с деревнями, с починками, с пустошами и с бортью, да в Повельском стане село Говейново с деревнями».
Более 30 лет преподобный Мефодий Пешношский был настоятелем созидаемой им обители. И вот в засушливое лето високосного 1392 года обитель осиротела. Из рукописных святцев нам известно, что «преподобный Мефодий, игумен Пешношской обители, ученик святого Сергия чудотворца, преставися в лето 6900 (1392), месяца июня в 14 день». Можно предположить, что святому старцу на то время было около 60 лет.
Погребен преподобный Мефодий был в основанной им обители – близ церкви святителя Николая. Его ученики над гробом построили дубовую брусчатую часовню, которая простояла более 300 лет.
Несмотря на народное почитание на Пешноше преподобного Мефодия, до половины XVI века он не был канонизован Церковью. В 1547 году митрополит Макарий послал окружную грамоту во все епархии – собрать каноны, жития и чудеса новых чудотворцев, просиявших добрыми делами и чудесами, по свидетельству «местных жителей всякого рода и звания». Грамота получена была и на Пешноше, при игумене Варсонофии, который в это время был направлен в Казань для основания там новой обители. Игумен Варсонофий, любивший Пешношу и взявший с собою в новый монастырь несколько иноков этой обители, откликнулся на просьбу митрополита Макария и предоставил ему сведения о житии и чудесах преподобного Мефодия. Московский Собор 1549 года засвидетельствовал эти каноны, жития и чудеса и «передал Божиим церквам петь, и славить, и праздновать новым чудотворцам». Так был канонизирован еще один русский святой – Мефодий Пешношский. День его поминовения 4 и 14 июня (по ст. ст.).
Перед угрозой нашествия врагов и поругания святыни мощи преподобного сокрыли в землю.
По преданию, до 1611 года – времени разорения обители поляками – святые мощи преподобного были открыты и прославлены чудесами. Но перед угрозой нашествия врагов и поругания святыни их сокрыли в землю. В 1732 году строитель Август Старков соорудил над святыми мощами преподобного Мефодия небольшую каменную церковь в честь его учителя преподобного Сергия Радонежского. А часовню, где с момента кончины преподобного Мефодия почивали его мощи, строитель перенес на место, где была сооружена первая келья преподобного, – в дубовую рощу.
К XVII веку все деревянные здания монастыря были заменены на каменные. Основной – Никольский собор, возвышающийся и поныне, – был построен еще в конце XV века. Скорее всего, это работа великого итальянского мастера Аристотеля Фиораванти, построившего Успенский собор Московского Кремля.
В Николо-Пешношский монастырь приезжал на богомолье и царь Иван Грозный. Он передал монастырю 25 деревень Суходольской волости, входившей в Тверское княжество. Останавливался он в этой обители и в 1553 году по пути в Кирилло-Белозерский монастырь. По преданию, царь спросил бывшего епископа Коломенского Вассиана (Топоркова), проживавшего тогда на покое в монастыре: «Отче, как лучше править государством?» И получил ответ: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила, что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым па царстве и грозою для вельмож». Иван Грозный на это сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета».
В Николо-Пешношский монастырь приезжал на богомолье и царь Иван Грозный.
В Смутное время монастырь сильно пострадал от польско-литовских захватчиков: был разорен и разграблен. Два иеромонаха, два священника, один иеродиакон, шесть схимонахов и семь монахов приняли тогда мученическую кончину от безбожных врагов. В потрясениях тех лет утратились имена погибших, но при перестройке Никольского собора в 1805–1806 годах обнаружились камни с высеченными именами защитников обители.
В 1700 году Николо-Пешношский монастырь приписывают к Троице-Сергиевому; Пешношская обитель приходит в упадок, а в 1764 году упраздняется. Но в 1766-м стараниями дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толченова и по ходатайству помещика действительного статского советника Михаила Веревкина в монастыре снова начинается возрождение. Он входит в состав Переславской епархии, начинается его благоустроение и процветание благодаря трудам первого строителя, назначенного от епархии, – иеромонаха Игнатия. При нем в церковную службу монастыря, и без того строгую, введен чин Афонской горы. Вскоре Пешношская обитель прославилась наравне с Валаамским монастырем и Саровской пустынью.
При архимандрите Макарии (1788–?) монастырь еще более благоустраивается, а Московский митрополит Платон (Левшин; 1737–1812), проповедник и видный деятель русского просвещения, называет его «второй Лаврой».
Николо-Пешношский монастырь стал некоей духовной академией и примером устройства монастырской жизни для многих окрестных обителей. Его устав и чиноположение монашеского общежития заимствовали московские Сретенский и Покровский монастыри, серпуховской Владычный, коломенский Голутвин, дмитровский Борисоглебский монастыри, а также пустыни – Оптина, Екатерининская и Давидова. Управляли этими монастырями часто игумены, вышедшие из пешношской братии.
Отечественная война 1812 года миновала монастырь: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти в обитель, окруженную болотами.
Монастырь стал некоей духовной академией и примером устройства монастырской жизни для многих окрестных обителей.
В XIX веке в монастыре велась летопись о чудесах преподобного Мефодия Пешношского. Вот несколько свидетельств того, что святой продолжает свое служение людям, предстательствуя о них перед Господом.
Летом 1850 года крестьянка Авдотья из деревни Боболовой страдала от неисцелимой болезни. И однажды ночью ей приснилось, что она в Сретенской церкви Николо-Пешношской обители. К ней подошел некий старец – монах, указал на образ Благовещения и сказал: «Поставь сему образу гривенную свечку. Я тебя исцелю». В тот же день она приехала в обитель, рассказала о своем сне. Ни у кого в монастыре не было сомнения, что этот старец был не кто иной, как преподобный Мефодий Пешношский.
Осенью 1854 года сын дмитровского купца Шалаева Ивана Андреевича Александр, который «в отрочестве сломил себе ногу и весьма болезновал ею», был привезен в обитель. Его родители отслужили молебен, горячо молясь у мощей преподобного, затем помазали болящего маслом от лампады. Александр «скоро стал ходить здрава и возвратился в Дмитров».
18 июля 1867 года посетил обитель московский священник и рассказал, что ему во сне явились преподобный Мефодий с Саввою Звенигородским. А священник из села Ведерница говорил о неких господах, которые злоречили императора. И тогда явился им преподобный Мефодий с костылем, объявил свое имя и запретил им бранить помазанника Божиего. А приказал молиться за него, сказав, что и сам за него молится.
В годы революционного помрачения XX века Николо-Пешношская обитель не избежала разорения. Явила она и святых XX века. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских причислены преподобномученики Герасим (Мочалов; † 1936), Иоасаф (Шахов; † 1938), Николай (Салтыков; † 1937) и Аристарх (Заглодин-Кокорев; † 1937), служившие в Николо-Пешношском монастыре.
И явился им преподобный Мефодий с костылем, объявил свое имя и запретил им бранить помазанника Божиего.
После Октябрьской революции монастырь передали филиалу Дмитровского краеведческого музея. До 1927 года здесь еще продолжали находиться монахи и теплилась церковная жизнь, но в 1928 году и монастырь, и музей были закрыты, а в их зданиях размещен дом инвалидов Мособлсобеса. С 1966 года и до сегодняшнего дня на территории монастыря располагается психоневрологический интернат № 3. И для больных людей находиться в святой обители, где о них, конечно же, молятся, – это большая помощь и радость. Крыльцо храма выходит как раз во двор интерната, куда на прогулку выведены нервнобольные, «жаждущие движения воды». И, глядя на них, невозможно не задуматься, насколько последствия тех или иных грехов исказили в человеке образ Божий и насколько Церковь всем своим строем направлена на исцеление человека. Думая об этих людях, сложно сказать, нужно ли спорить с госучреждением о том, что своим нахождением здесь оно мешает реставрации древней обители.
Церковная жизнь в огромном монастыре, по размерам сравнимом с Троице-Сергиевой лаврой, возобновилась с 2007 года. Здесь идут масштабные восстановительные работы, будто снова на эту болотистую землю пришел молодой инок Мефодий и взялся за благоустроение обители.
Первым здесь стали реставрировать храм преподобного Сергия Радонежского; он был освящен в июне 2008-го.
На Преображение Господне в 2007 году в Богоявленском храме монастыря начались регулярные богослужения, а 2 сентября состоялось торжественное открытие обители, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий провел в Сергиевском храме первое за 80 лет богослужение. 28 июля 2009 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира – крестителя Руси, вблизи бывшего монашеского скита Николо-Пешношского монастыря воздвигнут Покаянный крест. На это место принесен «строительный мусор»: камни, кирпич из церковных стен вместе с кладбищенской землей и честными останками монастырской братии.
Для больных людей находиться в святой обители, где о них, конечно же, молятся, – это большая помощь и радость.
Внутренние стены некоторых помещений, которые сегодня восстанавливают реставраторы, иной раз приходится очищать не только от грязи и старой штукатурки, но и от следов пожара, который учинили здесь польско-литовские войска Лжедмитрия II.
Службы сегодня идут в отреставрированном Сретенском храме. Там же были открыты и старинные фрески, скрытые под шестью-семью слоями краски. Была обнаружена и потайная лестница, ведущая из храма в кладовую, где хранились запасы масла, ладана, кагора, висели облачения священников. Не исключено, что из храма были и подземные ходы в башни, которые за 650 лет существования обители и замуровывали, и открывали, и снова теряли на разных витках истории.
Сегодня в монастыре шесть храмов: Никольский собор, построенный в XVI веке, крестово-купольного типа, изначально двуглавый, а ныне одноглавый; Сергиевский храм, возведенный в 1732 году над могилой Мефодия Пешношского взамен прежнего; Сретенская церковь; Богоявленская церковь начала XVI века; Надвратный Преображенский храм 1689 года над Святыми воротами (1623), обращенными к Яхроме; церковь Дмитрия Ростовского, построенная в 1811–1829 годах.
В Николо-Пешношском монастыре хранилось несколько святынь, почитавшихся чудотворными. Самой важной из них были мощи основателя монастыря преподобного Мефодия, его посох и деревянный потир, используемый им при богослужениях. Потир сейчас хранится в экспозиции Дмитровского музея, а честные мощи основателя обители вернулись в монастырь.
Почитался в монастыре также образ Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева». В обитель его принес московский купец Алексей Макеев, принявший иноческий постриг, а после его смерти в 1792 году образ остался в монастыре. В 1848 году по молитвам перед этой иконой прекратилась эпидемия холеры, свирепствовавшей в Дмитровском уезде. После этого чудесного избавления от напасти ежегодно 17 октября (ст.ст.) совершался крестный ход с этой Богородичной иконой. Икона «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» спасла государя Александра III при крушении поезда с его семьей 17 октября 1888 года у станции Борки под Харьковом. В тот день как раз во время крушения поезда в Пешношском монастыре совершался крестный ход с этой чудотворной иконой. Но где сейчас находится эта икона, никому не ведомо.
Икона «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» спасла государя Александра III.
Наиболее известной святыней монастыря считается образ святого Иоанна Предтечи, судя по всему написанный в 1408–1427 годы Андреем Рублевым. По легенде, молитвами перед иконой в 1569 году исцелился чашник князя Андрея Курбского Роман Полянинов. В настоящее время икона находится в основной экспозиции Центрального музея древнерусского искусства и культуры им. Андрея Рублева.
Внутри Никольского собора и на монастырском кладбище покоится прах представителей чуть ли не всех известных российских дворянских родов и фамилий, среди которых Оболенские, Волконские, Долгоруковы, Вяземские, Апраксины, Орловы, Ушаковы, Тургеневы, Майковы, Тухачевские, Вельяминовы, Юшковы, Квашнины, Топорковы и многие-многие другие. К сожалению, уцелело только несколько гранитных надгробий этих незабвенных людей. Еще совсем недавно, всего столетие назад, весь народ – от образованных дворян до неграмотных крестьян – жили в неразмыкаемом кругу церковной жизни. И горе, и радость свою народ нес в церковь. Поэтому так скоро благоустраивалось государство Российское, восставало из пожаров многочисленных войн, давало миру талантливых людей во всех областях науки и искусства.
В обители почивают мощи архимандрита Макария, иеромонаха Максима и блаженного монаха Ионы. В Никольском соборе покоится прах епископов XVI века: Коломенского Вассиана (Топоркова) и Тверского Гурия (Заболотского), а также братии, избиенной во время нападения ляхов на монастырь в 1611 году.
С момента преставления преподобного Мефодия Пешношского и до наших дней в устроенной им обители сменилось более четырех десятков настоятелей. С 2008 года игуменом Николо-Пешношского монастыря является отец Григорий (Клименко).
Несколько лет на территории монастыря действует зоопарк. Так, защиту и покровительство здесь нашли верблюды и песцы, белки и утки, лошади и пони. Не говоря уже о том, что к человеческому теплу пришли кошки и собаки и стали служить человеку, как это было тысячелетиями.
Сила веры наших предков и сегодня укрепляет нас в православной традиции, помогает пережить временные нестроения в государстве, внушает надежду на то, что трудности земной жизни облегчены для нас молитвами наших святых заступников, в ряду которых стоит и преподобный Мефодий Пешношский.
«Не забуди, святче Божий, и обитель твою святую, тобою созданную и присно тя чтущую, но соблюди ю и всех, подвизающихся в ней, и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякого зла», – возглашаем мы в молитве к преподобному.
Святый отче Мефодие, моли Бога о нас!
Тропарь, глас 8:
Божественною любовию от юности распаляемь, / вся, яже в мире красная, возненавидев, / Христа Единаго возлюбил еси, / и, сего ради в пустыню вселився, / в ней обитель сотворил еси, / и, собрав инок множество, / приял еси от Бога чудес дар, отче Мефодие, / и был еси о Христе собеседник и спостник преподобному Сергию, / с нимже у Христа Бога испроси православным христианом здравие, и спасение, / и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 4:
Послушания добрый рачитель быв,/ безплотныя враги слезными молитвами твоими крепко посрамил еси/ и явился еси Пресвятыя Троицы жилище,/ Юже зря, блаженне, ясно,/ Богомудре Мефодие преподобне,/ чудес дар от Ней приял еси./ Темже исцелявши с верою приходящих недуги,/ утолявши скорби/ и молишися непрестанно о всех нас.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии