На выставке в Вашингтоне представлены редкие тексты от древнеегипетских папирусов до средневековых рукописей

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Редкие тексты от древнеегипетских папирусов до средневековых рукописей представлены на выставке в Вашингтоне
Выставкой «Отпечатки во времени» отмечено повторное открытие Шекспировской библиотеки Фолджера

ВАШИНГТОН. Шекспировская библиотека имени Фолджера в Вашингтоне, округ Колумбия, представляет выставку «Отпечатки во времени» — «эпикурейскую подборку из 52 книг и рукописей, включая первое издание Везалия, взятых из коллекции Стюарта и Мими Роуз, которая прославляет вечное стремление человечества к знаниям», сообщают устроители выставки на сайте ArtnetNews.

Это первое публичное предложение библиотеки после ее четырехлетней реконструкции с целью расширения стоимостью 80 миллионов долларов, включавшего раскопки под Большим залом в стиле Тюдоров для создания 6000 квадратных футов выставочного пространства.

Одной из прерогатив было изъятие всех 82 экземпляров Первого фолио Шекспира из хранилища и их размещение в постоянной экспозиции. Другой — создание пространства, подходящего для демонстрации уникальных рукописей, будь то бумага, пергамент, папирус или шелк.

«Раньше нам приходилось использовать Большой зал с высокими сводчатыми потолками и огромными окнами», — сказал Грег Прикман, директор по коллекциям Folger's, который курировал «Отпечатки во времени» вместе с Роуз.

Именно Роуз, будучи давним членом совета директоров Folger, упорно продвигал то, что он называл «великими раскопками», позволявшими музею выставлять редкие книги, как из собственной коллекции, так и из других.

Как рассказал Роуз, он заразился коллекционированием после того, как однажды забрел на аукцион Sotheby's и купил книги, которые, хотя и были интересными, «не отличались высоким качеством». Вскоре после этого он приобрел первый фолиант гелиоцентрической теории космоса Николая Коперника «De revolutionibus» (один из них был продан за 3 миллиона долларов в 2016 году). Он сказал, что «с тех пор заполняет середину».

Эта «середина» охватывает тысячи текстов, включая иллюминированные средневековые рукописи, древнеегипетские папирусы, аннотированные рукописи классических романов и «все, что между ними».

В частности, на выставке представлен Миссал Этьена де Лонгви (1490 г.). Средневековая богослужебная книга открыта на красочной иллюстрации, изображающей сцену оплакивания Христа.

«Мы хотели показать то, что люди знают и чем заинтересуются, показать историю и провести людей через развитие книги», — сказал Прикман. — «Это способ увидеть вещи, не предъявляя больших ожиданий». Посетители могут свободно создавать свои собственные связи, придумывать собственные истории.

Тем не менее, в этой игре присутствуют интересные ритмы и отголоски, моменты, когда рукописи находятся в диалоге, отмечают кураторы выставки.

Один из них приходит с текстом «О вращении небесных сфер» Коперника 1543 года, который помещает круговые планетарные орбиты вокруг статической точки, обозначенной «sol». В том же году Андреас Везалий издал свой труд «De Humani Corporis Fabrica».

Это вызвало научную революцию, к которой присоединилась Astronomia Nova Иоганна Кеплера, утверждавшая, что орбиты являются эллиптическими, а позже Галилео Галилей, чей «Диалог в защиту Коперника» (1638 г.) привел к тому, что его судили за ересь и заключили под домашний арест. Здесь, на его фронтисписе, Аристотель, Птолемей и Коперник ведут напряженную дискуссию.

Также следует отметить судьбу Americanum – письма Христофора Колумба королю Фердинанду Арагонскому и королеве Изабелле Кастильской, которые финансировали его путешествие на запад после того, как французские, португальские и английские монархи отказались это сделать.

Популярность Americanum побудила поспешно выпустить второе издание, дополненное шестью гравюрами на дереве, которые «картиной робкой кучки голых мужчин свидетельствуют о зарождающихся предрассудках европейского колониализма».

Тема продолжается в «Больших путешествиях» Теодора де Бри, которые включают первое описание Вирджинии и Северной Каролины. Рисунки Чезаре Вечеллио (двоюродного брата и помощника Тициана в мастерской) обновляют европейское впечатление о жителях Америки.

Если цель «Отпечатков во времени» — поделиться волнением от редких книг и рукописей с более широкой публикой, то один из таких моментов наступает с гранками «Властелина колец» Дж. Р. Р. Толкиена.

https://sedmitza.ru/text/10425272.html